Презентация к уроку русского языка «Имя существительное: изменение по числам».
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка.
Слайд №1
Название темы урока: «Имя существительное: изменение по числам.»
Слайд №2
- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка?
- Вспомним наше правило.
Д. Красиво сижу, красиво пишу.
- Проведем разминку для пальцев.
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
-Какое слово получится?
- Кого можно назвать учениками?
- В широком значении: тот, кто чему-то учится.
Слайд №3
Тема урока: «Имя существительное: изменение по числам».
- учиться определять число имён существительных (единственное и множественное);
-изменять имена существительные по числам (книга - книги);
Слайд №4
- В русском языке имена существительные, которые называют один предмет, стоят в единственном числе!!! (Назовите слова, которые стоят в ед.ч.)
А имена существительные, которые называют несколько предметов, стоят в множественном числе!!! (Назовите слова, которые стоят в мн.ч.)
- На доске расположены картинки, назовите, что видите? (Шарик, воробей, лягушка, стол, мальчик, шарики, воробьи, лягушки, столы, мальчики).
- Распределите слова в два столбика. В первый - имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч. (Назовите слова ед.ч. и мн.ч.)
- Какой можно сделать вывод: если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе.
-Посмотрите на слова, что вы заметили? (Меняется окончание)
- Выделите окончания в словах.
Слайд №5
- Распределите слова в два столбика. В первый имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч.
- Образуйте от слов, стоящих в форме единственного числа форму множественного числа.
- В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа!!!
- Образуйте от слов, стоящих в форме множественного числа форму единственного числа.
- В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа!!!
Слайд №6
- Кто изображен на картинке? (Ребенок)
- На следующей? (Дети)
- Вот удивительно в ед.ч. – ребенок, во мн.ч. – дети. Совершенно разные слова.
Слайд №7
- А сейчас давайте с вами вспомним все наши открытия.
1. Если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе.
2. При изменении существительных по числам – изменяются окончания.
3. В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа.
4. В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа.
5. Совершенно разные слова в форме ед.ч. и в форме мн.ч.
Слайд №8
- Закончите предложения.
- На уроке я узнал…
- Я научился…
- Я обязательно расскажу…
- Чьи ответы нам сегодня помогали делать открытия? (Оценивание детей)
Слайд №9
Домашнее задание
Записать 5 пар слов в форме единственного числа и в форме множественного числа.
Спасибо за урок!
Ссылки на интернет-ресурсы:
https://videouroki.net/video/28-izmienieniie-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam.html
Трефилова Раиса Поликарповна