Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Морфология. Имя существительное»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Морфология. Имя существительное.
ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: - повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное»; - учиться применять полученные знания на практике; - воспитывать интерес к русскому языку.
Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. Части речи самостоятельные служебные междометие
Самостоятельные части речи называют Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и являются членами предложения. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, не являются членами предложения, а связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Междометия выражают различные чувства, эмоции.
Имя существительное Дополни предложение. Имя существительное –_________________часть речи, которая отвечает на вопросы _______ ________и обозначает __________. Имена существительные бывают __________________и _____________________, __________________ и _____________________, _____________, ___________и ___________рода, - изменяются по ___________ и ___________. Имена существительные в предложении могут быть _______________, ______________ или__________________.
Запишите имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные. Запишите имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные. Город, деревня, океан, река, озеро, рассказ, художник, писатель.
Заполните таблицу именами существительными: Заполните таблицу именами существительными: класс, дочь, окно, забияка, мышь, улыбка, варенье, разиня, металлолом, дерево, астра, неряха, лейтенант. Мужской род Женский род Средний род Общий род
Назовите склонение имен существительных на основании данной таблицы. Приведите устно примеры. Назовите склонение имен существительных на основании данной таблицы. Приведите устно примеры. Окончание Род Окончание Род Окончание Род -а, -я женский нулевое мужской нулевое женский -а, -я мужской -о, -е средний
Вспомним это. Вспомним это. Имена существительные изменяются по числам, имеют форму единственного, множественного числа: машина едет – машины едут; некоторые существительные имеют формы только единственного числа: молодежь; некоторые – только множественного числа: сливки.
Найди пару 1- существительные, имеющие формы единственного и множественного числа; 2-только единственное число; 3-только множественное число. 1)ножницы, 2)дерево, 3)картофель, 4)подарок, 5)молодёжь,6)джинсы, 7)молоко, 8)сеялка, 9)прятки.
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Рассмотрите таблицу и ответьте, в каких случаях пишется Е, а в каких-И. падеж 1-е скл 2-е скл 3-ескл Сущ на -ие Сущ на -ий Сущ на -ия Р.п и и и Д.п е и и П.п е е и и и и
Тест 1. В каком ряду у существительных в окончаниях пишется Е? 1) в столиц.., на площад.., на расстояни.. 2) по улиц.., в гаван.., возле остановк.. 3) по алле.., в берлог…, об остров.. 4) в повест.., о приключени.., по крыш..
2. В каком ряду существительных в окончаниях пишется И? 1) к границ…, с ёлк.., на дерев.. 2) у опушк.., в предложени.., из шерст.. 3) для Лиди.., в колодц.., сквозь ветв.. 4) в пословиц.., из рощ…, в книг..
3. В каком ряду у существительных в окончаниях пишется Е? 1) о смелост…, о жизн.., о Родин.. 2) к станци…, в санатори…, к редакци… 3) по лестниц…, в сара…., по математик… 4) на обрыв.., в Япони.., от радост…
4. В каком ряду все существительные стоят в Р.п.? 1) без подсказк…, от тропинк.., около станци.. 2) к веточк…, в здани.., в канцеляри.. 3) из книг.., в ине…, от печал… 4) на ступеньк…, у крепост…, в сказк…
Запишите словосочетания, объяснив правописание падежных окончаний Купить в магазин.., быть на лекци.., первенство в соревновани.., идти по тропинк.. к станци.., спустился на парашют.., говорить о воспитани.., книги по истори.., запах полын.., стоять на площад…, шли к чащ.., говорили о дорог.., побывали в музе.., бежали по насып.., росли на берёз.., побывать в Сибир…, вернуться из Карели.., написать в альбом.., призывать к смелост..
Правописание О и Е после шипящих и ц. Посмотрите на схему и вспомните о правописании О и Е в окончаниях после шипящих и ц. В окончаниях существительных пишется Под ударением Без ударения О Е
Выборочный диктант. Выписать слова из предложений. Лошади бежали рысцой. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. Ласточка свила гнездо под крышей. Над рощей пронеслась туча. Подобрали ребята двух птенцов. Мы любовались громадами снежных дворцов. Ласточку называют вестницей весны.
Не с именами существительными Дополни предложение. Не с именами существительными пишется слитно: если с не образуется новое слово, которое нередко можно заменить ________ __________; если без не существительное ________________________ . Не с именами существительными пишется раздельно, если имеется или подразумевается _____________________________________.
Объяснительный диктант. За окном разыгралась (не)погода. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. (Не) силой борются, а умением. (Не)вежде сто слов не помогут. (Не)взгоды нас не сломят. Это (не)правда. Нашим глазам открылся (не)город и (не)село.(Не)приятель подступил вплотную. Это (не)осторожность, а трусость. Этот человек (не)вежа.
Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Вспомните, какими членами предложения являются имена существительные? Запишите предложение и определите синтаксическую роль имени существительного. Старик тащился медленно к своей лачужке дымной, кряхтя и охая под тяжкой ношей дров.
Ответ. Самопроверка. Имя существительное. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам и числам. Имена существительные в предложении могут быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.
Ответ на задание «Найди пару» 1-3; 2-1; 3-2; 4-1; 5-2; 6-3; 7-3; 8-1; 9-3
Ответ на «Тест» 1-3 2-2 3-3 4-1
Взаимопроверка Купить в магазине (2-е скл, П.п), быть на лекции (на-ия, П.п), первенство в соревновании (на –ие, П.п), идти по тропинке (2-е скл.,Д.п.) к станции (на –ия, Д.п.), спустился на парашюте (2-е скл., П.п.), говорить о воспитании (на –ие, П.п.), книги по истории (на –ия, Д.п.), запах полыни (3-е скл., Р.п.), стоять на площади (3-е скл., П.п.), шли к чаще (1-е скл. Д.п.), говорили о дороге (1-е скл., П.п.), побывали в музее (2-е скл., П.п.), бежали по насыпи (3-е скл., Д.п.), росли на берёзе (1-ескл., П.п.), побывать в Сибири (3-е скл., П.п.), вернуться из Карелии (на-ия, Р.п.), написать в альбоме (2-е скл., П.п.), призывать к смелости (3-е скл., Д.п.)
Ответ на «Выборочный диктант» Рысцой, ношей, плющом, крышей, рощей, птенцов, скворцов, вестницей.
Похожие публикации