Урок русского языка в 4 классе «Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока. Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам.
Цели урока:
- обобщить знания об имени существительном;
- обучать учащихся склонять имена существительные, определять их падеж в тексте, создать условия для формирования навыков общения;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, учебно-организационные навыки;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к книге.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся научатся:
- вместе с учителем планировать свою деятельность на уроке;
- распознавать имена существительные среди других частей речи;
- обобщать полученные знания;
- выполнять синтаксический разбор предложения и морфологический разбор имени существительного;
- склонять имена существительные;
- определять падеж имени существительного в тексте;
- анализировать свою работу и работу сверстников.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование: таблицы для коллективной и индивидуальной работы, карточки для создания кластера, дидактический материал, ноутбук.
Ход урока.
І. Организационный момент.
У. -Давайте начнём наш урок с пожелания Регулятивные УУД друг другу добра.
Д. – Я желаю тебе добра, и ты можешь рассчитывать
на мою помощь.
У. – Я рада, что нас хорошее настроение, надеюсь,
что при вашем старании, внимательности и моей поддержке у нас на уроке всё будет хорошо!
2. Взаимопроверка домашнего задания.
ІІ. Актуализация
Каллиграфическая минутка. Слайд 1.
Кк
Характеристика буквы
ка ок кн ки ке шк
У. – Какие соединение букв не является слогами?
Книга, … Познавательные УУД
(учащиеся записывают однокоренные слова)
1 группа – записывают по памяти из орфографического словаря;
2 группа – по карточкам с пропущенными орфорграммами.
Книга, кни…ка, книжеч…ка, кни…ный, книж…нка, книж…ца.
интересный, книга, магазин, книжный Слайд 2.
У. – Кто из вас наблюдательный? Коммуникативные УУД Можно ли образовать словосочетания? Запишите правильно словосочетания. Какая часть слова изменялась? Разберите слово «книжный» по составу. Назовите существительные в словосочетаниях.
Книга учит добру и воспитывает лучшие человеческие качества.
У. – Выполните синтаксический разбор предложения. Назовите существительные.
2. У. – А что же такое имя существительное? Познавательные УУД Назовите категории имён существительных. Регулятивные УУД Давайте обобщим наши знания. Выполните морфологический разбор слова «книга». Слайд 3.
ІІІ. Постановка целей.
1. У. – Чтобы имя существительное могло в Регулятивные УУД разговоре или на письме правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность изменять окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительные применяют разные окончания. Такое изменение только для существительных по падежам и числам называется склонением. У каждого падежа есть свои… (слова-помощники) и … (вопросы).
2. Создание кластера (у доски работают три ученика). Познавательные УУД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ІV. Новый материал
Склонение имён существительных: погода, лист, осень. Коммуникативные УУД
1 группа – самостоятельно склоняет, 2 группа – с учителем, 3 ученика – у доски.
V. Первичная проверка знаний. Познавательные УУД
Работа с учебником: с. 83, упр.139
Книга хранится в библиотеке. Каждой книге в библиотеке отведено своё место. Читать книгу нужно внимательно. С помощью книги человек познаёт мир. Хорошей книгой поделись с другом. Не делай пометок в книге.
У. – Определите падеж повторяющегося слова.
1 группа – работает самостоятельно, 2 группа – с учителем.
VІ. Закрепление знаний. Развитие речи. Коммуникативные УУД
Составление мини-сочинений «Последние осенние деньки» на основе звуковой видеозарисовки, изученных произведений об осени и личных впечатлений.
Зачитываются несколько набросков.
VІІ. Итог. Рефлексия. Домашнее задание. Коммуникативные УУД
У. – Давайте подведём итог Регулятивные УУД (взаимопроверка работ, выставление оценок друг другу).
У. – Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.
У. – Ну, а теперь вспомним, что нас интересовало на уроке? Слайд 5.
Воскликнул Именительный мой именинник тот, Который изумительно науку познаёт!
Того, - сказал … , - я отрицаю, кто Не может без родителей надеть себе пальто.
Тому, ответил …, плохое имя дам, Кто не любит старательно уроки делать сам!
Того, сказал …, я буду обвинять, Кто книжку выразительно не может прочитать!
С тем, сказал …, я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду!
О том, сказал …, я предложу рассказ, Кто в жизни делать может полезное для нас!
Домашнее задание.
У. – Для продолжения нашей книги об осени, нам нужно добавить новые странички. В любой книге нас привлекают… (иллюстрации). Оформите, пожалуйста, дома свои сочинения.