12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718 Казахстан, Жамбылская область, г Тараз Материал размещён в группе «Олимпиады и конкурсы для школьников» |
Тема. «Имя существительное»
Тема. «Имя существительное».
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с признаками имен существительных.
- Развивать монологическую речь учащихся, формировать устойчивое внимание умения распознавать имена существительные, развивать речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, обогащать словарный запас.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: получение новых знаний с применением технологии УДЕ
Методы: наглядный, словесный, работа с книгой, обьяснительно-иллюстратинный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, по вариантам.
Технологии: игровые, блочно-модульная, информационно-коммуникативная, проблемная, здоровьесберегающая, критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация урока со слайдами, ребус, картинки, учебник, сигнальные карточки, тест.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
ІІІ. Знакомство с новым материалом.
ІV. Физминутка.
V. Итог урока.
VІ. Домашнее задание
Ход урока.
І. Организационный момент.
Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. К нам пришли гости. И я надеюсь, что им у нас понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать надо грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
ІІ. Актуализация знаний.
1. Сели правильно. Запишите в тетрадях число. Классная работа.
– Скажите, какое слово зашифровано в ребусе?
(Зима)
– Назовите зимние месяцы.
– Какой месяц идет сейчас? Расскажите, что вы знаете о январе.
(В старину на Руси январь называли “сечень”, т. к. он словно рассекает зиму на две половины. Древние римляне называли этот месяц в честь Бога Солнца и Света Януса январем. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на левой – 65; 365 – это количество дней в году).
2. Чистописание.– В январе обычно стоят морозы и метут метели. А метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”.
Учитель.
– Кто был самым внимательным, тот догадался, какое слово “спряталось” в этой записи.(Предметы).
– Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах. Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для называния предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Они употребляются чаще других частей речи. Именно имя существительное, пригласила нас к себе в гости. Имена существительные называют людей, животных, вещи, явления природы.
(
Поедем в страну имени существительного мы на таком красивом поезде.
(
Мы будем останавливаться в разных городах, и узнавать что-то новое об этой части речи.
Вы готовы к путешествию? Сели удобно, покажем машинисту сигналами, что можно отправляться, поезд отправляется.
(
ІІІ. Знакомство с новым материалом.
(
Учитель. Мы прибыли в город Вопросов. Чтобы узнать о жителях этого города нам надо выполнить такое задание.
1. Отгадать загадки, грамотно написать отгадки.
– Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).
– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж).
– Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).
– Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь).
Выводы.
Учитель. Проверьте, правильно ли вы написали. Покажите сигналами (зеленый – верно, красный – ошибка).
(
Ребята, а какую орфограмму мы с вами сейчас повторили?
Дети. Написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова, на какие две группы можно их разделить.
Дети. Живые и неживые предметы. Одни отвечают на вопрос кто? Другие – на вопрос что?
(
Учитель. Те слова, которые отвечают на вопрос кто?– одушевленные имена существительные, на вопрос что? – неодушевленные.
2. Работа по учебнику, с. 169 упр. 424 (Распределить имена существительные по столбикам).
Выводы.
(
3. Игра «Одушевлённые и неодушевлённые».
У вас на столах предметные картинки. Посмотрите внимательно, найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Ребята 1 ряда покажите эти картинки, 3 ряда, 2 ряда. Молодцы!
Как называются имена существительные, которые живут в городе Вопросов?
Дети. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленные, на вопрос что? – неодушевленные.
Учитель. Ребята мы отправляемся с вами дальше, дадим машинисту сигнал. (Дети поднимают зеленый сигнал). И вот мы прибываем в город Числовой.
Жители этого города просят вас написать проверочные слова к словам, которые написаны у вас в тетради. (Дети пишут самостоятельно)
Прочитаем эти слова.
Дети. Глаза, ежи, грибы, медведи.
Учитель. Молодцы! Верно, проверили слова
Запомните: если существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное единственного числа, а если обозначает много предметов, то это существительное множественного числа. Посмотрите на свои предметные картинки и выйдите к доске, у кого имена существительные множественного числа.
Итак, что мы еще узнали об имени существительном?
(
4. Работа по учебнику с. 176 упр. 443 (По вариантам)
Выводы.
ІV. Физминутка.
Учитель. Ребята, если я называю имя существительное во мн. ч., то вы приседаете, ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.
5. Учитель. Продолжаем наше путешествие, сигнал машинисту, поехали. Мы прибываем в город Род. Давайте прочитаем, какие слова здесь живут на трех улицах.
(
Ребята, подумайте к каким словам можно подобрать слова он, мой? К каким – она, моя? Оно, мое? (Дети говорят свои варианты).
(
Учитель.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило – твое.
6. Игра «Угадай род».
– Давайте поиграем. В корзине предметы. Ученик достает любой, определяет род. Итак, на какие три группы делятся имена существительные? Давайте потренируемся в определении рода имен существительных.
7. Работа по учебнику, стр. 178, упр. 450. (Самостоятельно).
М.р. – конь, кот, лев, лист.
Ж.р. – оса, ель, сова, девочка.
Ср.р. – ведро, окно, солнце, зеркало.
Выводы.
Учитель. Посмотрите, ребята, как много мы узнали сегодня об имени существительном.
(
Давайте попробуем рассказать о существительном – кот, пользуясь теми знаниями, которые мы узнали об этой части речи.
(Дети говорят, а учитель на доске выставляет карточки)
Кот – сущ., одуш., ед.ч., м.р.
Выводы.
8. Тест. (Самопроверка).
V. Итог урока.
Учитель. Закончилось наше путешествие. Давайте соберем все наши знания в конверт и отправим Имени существительному. Игра «Солнышко». (Ребята на лучиках солнца записывают всё, то что они узнали на уроке). Игра «Наборщик».(Из данных слов составить имена существительные).
VІ. Домашнее задание.
1 в. Ребята, попробуйте дома рассказать родителям о существительных – лиса, заяц, море.
2 в. Стр.179упр. 451