Конспект урока по литературе на тему «В.В. Ледерман. Календарь ма(й)я» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 24 January 2024 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока по литературе в 6 классе

В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Сюжет и композиция произведения.

Разработан учителем русского языка и литературы Чепиженко Еленой Геннадьевной

Январь, 2024 год

 

Пояснительная записка

Данный урок литературы является первым из уроков по изучению повести В.В. Ледерман «Календарь ма(й)я».

На каждом этапе урока материал подобран таким образом, чтобы учащиеся могли делать самостоятельные выводы по теме урока.

Урок сопровождается презентацией.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

- образовательная: развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять авторский замысел; обеспечение в ходе урока освоения, повторения, закрепления основных литературоведческих понятий о структуре произведения;

- развивающая: формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения, обобщения; развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; формирование положительного отношения к учению;

- воспитательная: воспитание любви и уважения к творчеству современных писателей, гордости за свою литературу, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведения В.В.Ледерман, его проблематики и идейного звучания.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с творчеством В.В. Ледерман

2. Выделить композиционные особенности повести

Метапредметные УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация, самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;

познавательные: владение смысловым чтением, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать; критическое оценивание поступающей информации; систематизация её и представление в виде текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил речевого поведения, умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, работать в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Средства обучения: компьютер, проектор, ноутбук с выходом в Интернет на каждую группу учеников.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Цель: включение учащихся

в деятельность

(3 минуты)

 

Учитель:

 Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Слайд №2)

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Учащиеся проговаривают слова в парах.

 

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

 

 

Личностные: самоопределение (мотивация учения);

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию)

Этап актуализации полученных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

(2 минуты)

- Сегодня на уроке мы познакомиться с повестью В.В. Ледерман.

- Обратимся к теме урока. Что вы уже знаете из этого?

 

 

-Совершенно верно, мы уже ранее сталкивались с этими понятиями.

 

 

 

Ответы детей:

 

Сюжет – это…

Композиция – это…

 

 

Личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли

познавательные: анализ с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

(2 минуты)

- А что для вас ново?

 

 

 

 

- Какие цели поставим?

Ответы детей:

-Впервые знакомимся с творчеством Виктории Ледерман.

Ребята озвучивают цели урока.

Регулятивные:

целеполагание познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы

Открытие «нового знания»

Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения

(30 минут)

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

- Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам необходимо познакомиться с автором.

 

Обратите внимание, что в презентации на вашем ноутбуке на слайдах №3-№6 уже есть некая информация о Виктории Ледерман. На слайде №5 есть ссылка на источник этой информации. Пройдите по ссылке, изучите материал и добавьте, если это необходимо, на пустой слайд №7 ту информацию, которая ВАМ покажется важной.

- К какому выводу вы пришли?

 

- Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам просто необходимо погрузиться в текст. На слайде №8 ссылка «Почитаем», нажмите на нее. Читаем вместе (начинает читать учитель, продолжают ученики по очереди) примерно 15 минут.

- Выделите особенности композиции. Слайд №9 вам поможет в этом. На слайде есть ссылка «Почитаем». Это ссылка-помощник. Нажимаем. Изучаем. Отвечаем.

- Сделайте вывод: в чём особенность сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? Слайд №10 вам поможет в этом. На слайде также есть ссылка «Почитаем»

- Сделайте вывод: чему способствует такое построение произведения?


 


 

Дети работают в группах


 


 

Ответы учащихся


 

Читают


 

Дети работают в группах

Ответы учащихся

Дети работают в группах


 

Ответы учащихся

Регулятивные:

планирование.

прогнозирование.

Познавательные:

овладение навыками работы с источниками информации

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации, развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности

Личностные:

нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(3 минуты)

 

 

- Давайте вернёмся к началу урока. Мы пожелали друг другу добра. Также пообещали помочь друг другу в случае затруднения. Предположите, важно ли это для человека? Или можно прожить одному, не делая никому добра? А как это понятие связано с героями и сюжетом повести?

Выслушав ответы детей, учитель продолжает:

-Уверенно ответить на эти вопросы вы сможете, если прочитаете повесть до конца.

Ответы учащихся

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка деятельности своей и всего класса

(3 минуты)

- Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу, покажут ваши ответы. Закончите фразу, которую видите на экране (Слайд №11).

- Сегодня я сделал(а) для себя открытие...

- Меня удивило...

- Я понял(а), что...

 

Учитель оценивает учащихся.

Строят законченное высказывание

Производят анализ своей работы на уроке

Оценивают себя и товарищей

 

 

 

 

Регулятивные: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

личностные: осознание своих личных качеств, адекватная самооценка

коммуникативные: изложение собственного мнения

 

 

Этап комментариев к домашнему заданию

(2 минуты)

- Еще один аргумент в пользу прочтения произведения вы увидите на слайде №12.

- На слайде № 13 вынесены названия других произведений В. Ледерман.

- Презентацию урока вы можете найти по QR-коду на слайде № 14, на котором также обозначено домашнее задание. Желаю удачи!

 

 

 

 

 

Используемые источники:

https://multiurok.ru/files/organizatsionnyi-etap-uroka.html?ysclid=lrrlarueny201679778

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-osobiennosti-kompozitsii-i-siuzhieta-poviesti-a-s-pushkina-vystriel.html?ysclid=lrrpjl9nmn499467658

 

Предварительный просмотр презентации

В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Сюжет и композиция произведения 6 класс

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Ледерман Виктория Валерьевна «Читать надо то, что интересно, особенно в начале «читательского» пути. И помнить о том, что чтение – это удовольствие.Тогда обязательно найдется та самая, ВАША книга, с которой начнется большая любовь к чтению и книгам»

Факты биографии… В школу № 156 пришла, зная алфавит и умея складывать буквы в слова. Однако читать самостоятельно девочка начала после того, как учительница отвела класс в поселковую библиотеку. Первоклассницу восхитили ряды книжных шкафов, показавшиеся ей бесконечными. Домой будущая писательница вернулась с пятью книгами, Отец сказал, что раз Вика теперь читатель библиотеки, то и читать должна без посторонней помощи. Первоклассница последовала папиному совету и вскоре убедилась, что самостоятельное чтение имеет массу преимуществ. . Вскоре Вика начала поглощать по 8-10 книг еженедельно.

Факты биографии «Девочка любила учиться и играла в школу с соседками и двоюродной сестрой, но самыми счастливыми людьми в стране, испытывающей дефицит книг, считала библиотекарей и продавцов книжных магазинов.» https://perspectum.info/viktoriya-lederman/ У вас есть дети? Как вы их воспитываете? Заставляете ли их много читать? Ограждаете ли от гаджетов? Мои дети уже выросли, их поздно воспитывать! А когда они росли, еще не было такого засилья гаджетов. Читать я их никогда не заставляла, но всячески хотела заинтересовать книгами, мы устраивали ежедневные вечерние чтения, я разрешала им самим выбирать книги. Результат — один вырос читающим человеком, другой — нечитающим. Поэтому вопрос «как приучить ребенка читать» считаю бессмысленным.

Творчество Творчество «Первую сказку Виктория написала в 9-летнем возрасте, причем сделала это желтым карандашом в тетради. Затем школьница создавала и стихи, и сценарии школьных праздников, и зарисовки ученических будней». *** «Однажды на просторах интернета Виктория Валерьевна наткнулась на объявление о конкурсе рукописей произведений для детей и подростков имени Владислава Крапивина. Самарчанка рискнула и написала повесть в жанре городского фэнтези о трех российских шестиклассниках — Глебе Елизарове, Юре Карасеве и Лене Зюзиной, неосторожным поступком повернувших время вспять. Произведение, названное автором «Календарь ма(й)я», удостоилось первой премии и в 2016-м было опубликовано.»

Что такое композиция? В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее.

Что такое сюжет? Сюжет — это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Продолжи предложение… - Сегодня я сделал(а) для себя открытие... - Меня удивило... - Я понял(а), что...

Экранизация В первый осенний день 2022 года в российский прокат вышел фильм «Календарь ма(й)я». Экранизацию осуществила компания «Каро Продакшн», возглавляемая Алексеем Рязанцевым. Режиссер Виктория Фанасютина сохранила сюжет книги и характеры главных персонажей, однако отдельные моменты (и прежде всего инструменты достижения героями цели) в ленте отличаются от литературного первоисточника. Помимо юных актеров в фильме снялись такие корифеи российского кино, как Раиса Рязанова и Федор Добронравов, а также звезда блокбастера 2021 года «Майор Гром: Чумной доктор» Сергей Горошко. На ярославском фестивале «В кругу семьи» экранизация произведения Ледерман была признана лучшим фильмом. Фильм: https://www.youtube.com/watch?v=oFiKxMEJ0vM&ab_ch..

Библиография 2016 — «Календарь ма(й)я» 2016 — «Первокурсница» 2017 — «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом "Д"» 2017 — «Уроков не будет!» 2017 — «К доске пойдёт… Василькин!» 2018 — «Питомец Гешка» 2018 — «Теория невероятностей» 2019 — «Светлик Тучкин и Пузырь желаний» 2019 — «Питомец Гешка» 2021 — «Детский сад, восьмая группа»

Домашнее задание: 1) дочитать произведение; 2) определить и записать в тетрадь все элементы композиции, которые имеются в повести. Если необходимо, смотри презентацию

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации