12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Чепиженко323
Россия, Алтайский край, с.Титовка
4

Конспект урока по литературе на тему «В.В. Ледерман. Календарь ма(й)я» (6 класс)



Конспект урока по литературе в 6 классе

В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Сюжет и композиция произведения.

Разработан учителем русского языка и литературы Чепиженко Еленой Геннадьевной

Январь, 2024 год

 

Пояснительная записка

Данный урок литературы является первым из уроков по изучению повести В.В. Ледерман «Календарь ма(й)я».

На каждом этапе урока материал подобран таким образом, чтобы учащиеся могли делать самостоятельные выводы по теме урока.

Урок сопровождается презентацией.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

- образовательная: развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять авторский замысел; обеспечение в ходе урока освоения, повторения, закрепления основных литературоведческих понятий о структуре произведения;

- развивающая: формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения, обобщения; развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; формирование положительного отношения к учению;

- воспитательная: воспитание любви и уважения к творчеству современных писателей, гордости за свою литературу, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведения В.В.Ледерман, его проблематики и идейного звучания.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с творчеством В.В. Ледерман

2. Выделить композиционные особенности повести

Метапредметные УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация, самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;

познавательные: владение смысловым чтением, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать; критическое оценивание поступающей информации; систематизация её и представление в виде текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил речевого поведения, умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, работать в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Средства обучения: компьютер, проектор, ноутбук с выходом в Интернет на каждую группу учеников.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Цель: включение учащихся

в деятельность

(3 минуты)

 

Учитель:

 Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Слайд №2)

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Учащиеся проговаривают слова в парах.

 

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

 

 

Личностные: самоопределение (мотивация учения);

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию)

Этап актуализации полученных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

(2 минуты)

- Сегодня на уроке мы познакомиться с повестью В.В. Ледерман.

- Обратимся к теме урока. Что вы уже знаете из этого?

 

 

-Совершенно верно, мы уже ранее сталкивались с этими понятиями.

 

 

 

Ответы детей:

 

Сюжет – это…

Композиция – это…

 

 

Личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли

познавательные: анализ с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

(2 минуты)

- А что для вас ново?

 

 

 

 

- Какие цели поставим?

Ответы детей:

-Впервые знакомимся с творчеством Виктории Ледерман.

Ребята озвучивают цели урока.

Регулятивные:

целеполагание познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы

Открытие «нового знания»

Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения

(30 минут)

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

- Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам необходимо познакомиться с автором.

 

Обратите внимание, что в презентации на вашем ноутбуке на слайдах №3-№6 уже есть некая информация о Виктории Ледерман. На слайде №5 есть ссылка на источник этой информации. Пройдите по ссылке, изучите материал и добавьте, если это необходимо, на пустой слайд №7 ту информацию, которая ВАМ покажется важной.

- К какому выводу вы пришли?

 

- Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам просто необходимо погрузиться в текст. На слайде №8 ссылка «Почитаем», нажмите на нее. Читаем вместе (начинает читать учитель, продолжают ученики по очереди) примерно 15 минут.

- Выделите особенности композиции. Слайд №9 вам поможет в этом. На слайде есть ссылка «Почитаем». Это ссылка-помощник. Нажимаем. Изучаем. Отвечаем.

- Сделайте вывод: в чём особенность сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? Слайд №10 вам поможет в этом. На слайде также есть ссылка «Почитаем»

- Сделайте вывод: чему способствует такое построение произведения?


 


 

Дети работают в группах


 


 

Ответы учащихся


 

Читают


 

Дети работают в группах

Ответы учащихся

Дети работают в группах


 

Ответы учащихся

Регулятивные:

планирование.

прогнозирование.

Познавательные:

овладение навыками работы с источниками информации

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации, развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности

Личностные:

нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(3 минуты)

 

 

- Давайте вернёмся к началу урока. Мы пожелали друг другу добра. Также пообещали помочь друг другу в случае затруднения. Предположите, важно ли это для человека? Или можно прожить одному, не делая никому добра? А как это понятие связано с героями и сюжетом повести?

Выслушав ответы детей, учитель продолжает:

-Уверенно ответить на эти вопросы вы сможете, если прочитаете повесть до конца.

Ответы учащихся

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка деятельности своей и всего класса

(3 минуты)

- Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу, покажут ваши ответы. Закончите фразу, которую видите на экране (Слайд №11).

- Сегодня я сделал(а) для себя открытие...

- Меня удивило...

- Я понял(а), что...

 

Учитель оценивает учащихся.

Строят законченное высказывание

Производят анализ своей работы на уроке

Оценивают себя и товарищей

 

 

 

 

Регулятивные: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

личностные: осознание своих личных качеств, адекватная самооценка

коммуникативные: изложение собственного мнения

 

 

Этап комментариев к домашнему заданию

(2 минуты)

- Еще один аргумент в пользу прочтения произведения вы увидите на слайде №12.

- На слайде № 13 вынесены названия других произведений В. Ледерман.

- Презентацию урока вы можете найти по QR-коду на слайде № 14, на котором также обозначено домашнее задание. Желаю удачи!

 

 

 

 

 

Используемые источники:

https://multiurok.ru/files/organizatsionnyi-etap-uroka.html?ysclid=lrrlarueny201679778

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-osobiennosti-kompozitsii-i-siuzhieta-poviesti-a-s-pushkina-vystriel.html?ysclid=lrrpjl9nmn499467658

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.