Презентация к уроку математики «Учим таблицу умножения. Знакомство с историей» (2 класс)
История возникновения таблицы умножения!"
PPT / 11.41 Мб
/data/files/a1648698261.ppt (История возникновения таблицы умножения!")
Учим таблицу умножения!
Слайд 1
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре
С.Я. Маршак
Слайд 2
Таблицу умножения большинство из нас помнит её всю свою жизнь. Как же не помнить, если она размещена почти на каждой обложке тетради в клетку. Помните заголовок?
ТАБЛИЦА ПИФАГОРА!
А вы знаете, кто её создал и когда, и как её учили в древности?
Слайд 3
Итак, составителем таблицы легенда называет древнегреческого философа математика - Пифагора Самосского.
Слайд 4
Пифагор считал, что числа первой эннеяды (от единицы до девяти) являются “главными действующими лицами”. (На самом деле это так и есть — эти числа являются коэффициентами геометрических прогрессий со знаменателем 10:1,10, 100..; 2,20, 200.., 9, 90, 900..).
Слайд 5
Эти числа Пифагор назвал пифменами.
(Пифмен в переводе с греческого буквально означает база, основание). Пифагор, увидел, что произведения больших целых чисел можно определить в зависимости от произведения пифменов.
ИЗ ИСТОРИИ
Слайд 6
Старейшая таблица умножения обнаружена ещё в Древнем Вавилоне и имеет возраст около 4000 лет. Она основана на шестидесятиричной системе счисления. Десятичная система таблица найдена в Древнем Китае и датируется 305 г. до н.э.
Таблица расположена в форме шахматной доски со 100 клетками. В средние века ни один автор не забывал напомнить, что "преимущественно перед всем следует хорошо знать такую таблицу".
Слайд 7
В России первая таблица умножения была издана в 1682 году в первой печатной математической книге на русском языке, она содержала умножение пар чисел от 1×1 до 100×100, записанных славянскими цифрами.
Авторы старинных русских математических сборников также помещают таблицу, или «границу умножальную» под титулом «граница изустная большему счёту разум подаёт хотящему в нея зрети»; они тоже требуют заучивания: «надобе сии изустные слова памятовати, и в памяти крепко держати, всегда обносити, чтобы во уме не забыты были».
ФОРМЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ
Слайд 8
Таблица умножения представляется в разных формах. Из них самая известная — «Пифагорова» таблица. Но есть ещё фигура треугольника.
Слайд 9
Французский математик Н.Шюке (1484 г.) представляет таблицу умножения в такой форме:
Слайд 10
Сейчас таблица выглядит так «Таблица умножения в десятичной системе»
КАК УЧИЛИ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ.
В римских школах таблицу заучивали хором на распев. В арифметике, и в других науках давали большой простор памяти, а поэтому заучивание применяли широко.
Ученики были обязаны запоминать произведения всех первых сорока чисел. Следовательно, 360 произведений, кроме того, квадраты всех чисел, заканчивая 90×90, и произведения всех однозначных чисел, заканчивая 9×90.
Всего набирается более 400 произведений.
И вот это всё должна была поглотить память учащихся! Ведь учили прямо наизусть, без всяких разъяснений и в большинстве случаев безо всякого понимания.
Что интересно, в России традиционно учат таблицу умножения до 10×10 , а в Великобритании до 12×12, это связано с единицами английской системы мер длины (помните, 1 фут = 12 дюймам). А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы до 20.
Слайд 11
Способы запоминания таблицы умножения
Сейчас в начальной школе ребята учат таблицу, начиная с 2×2 и заканчивая 9×9. И некоторым очень трудно её понять и выучить.
Предлагаем способы для легкого запоминания таблицы умножения.
Рассматривая таблицу умножения, можно выделить несколько групп,
с помощью которых можно проще ее выучить.
Можно выделить 4 группы.
Слайд 12
1 группа. Рифмующиеся выражения
2*2=4 6*8=48 5*5=25 6*4=24 6*6=36 7*5=35
Слайд 13
2 группа. Квадрат числа
2*2=4 3*3=9 6*6=36 8*8=64 4*4=16 5*5=25 7*7=49 9*9=81
Слайд 14
3 группа. Выражения, оканчивающиеся на 0
2*5=10 4*5=20 5*6=30 5*8=40
Слайд 15
4 группа. Выражения с одинаковыми ответами
а)2 х 6 = 12 c) 2 х 9 = 18 e) 2 х 8 = 16 b) 6 х 4 = 24 d) 6 х 6 = 36
3 х 4 = 12 6 х 3 = 18 4 х 4 = 16 8 х 3 = 24 4 х 9 = 36
6 х 2 = 12 9 х 2 = 18 8 х 2 = 16 4 х 6 = 24 9 х 4 = 36
4 х 3 = 12 3 х 6 = 18 3 х 8 = 24
Слайд 16
Рассматривая таблицу на 9x9 можно заметить интересную закономерность.
Сумма десятков и единиц равняется 9. Так же есть закономерность, число десятков увеличивается на один десяток, а число единиц уменьшается на 1.
Слайд 17
Таблицу умножения Лев Николаевич заставлял детей выучить только до пяти. А умножение от шести до девяти производить следующим образом.
Слайд 18
Желаем успеха!