Разработка урока математики на тему «Таблица умножения» (2 класс)
Урок математики во 2 классе по УМК «Планета знаний»
Тема: «Таблица умножения»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели:
-познакомить с таблицей умножения; учить наблюдать над числами, расположенными в таблице; совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;
-воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Научатся: сравнивать числовые выражения. Определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.
Метапредметные
Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения:
Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Орг.момент |
Открытий путь – нелёгкий путь, но человеку не свернуть… Желаю и вам успеха в продвижении вперед! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Актуализация опорных знаний Устный счет. |
1) -Чтобы открыть новую математическую тайну, проведём разминку: -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. -Какое сегодня число? -Дадим математическую характеристику числа 21. Какое это число? (двузначное, нечетное, 2д.1ед.) Назовите соседей числа? (20, 22) -На минутке чистописания запишите это число (21) и продолжите запись числового ряда в порядке уменьшения на 4. 21, 17, 13, 9, 5, 1 -Молодцы! Посмотрите на доску и проверьте себя. -У кого все правильно, поставьте + на полях. Если есть ошибки – исправьте. (слайд 1)
2. -Как называется эта фигура? (квадрат, прямоугольник, многоугольник, четырехугольник) (слайд 2)
(представлен квадрат со стороной 5 см) -Какое бы вы задание дали по этой фигуре? (Найти периметр, площадь) -Что называется периметром? (Сумма длин всех сторон) - Как найти периметр? ( сложить все стороны, 5+5+5+5=20 см) -Каким действием можем заменить эту сумму? (умножением) -Почему? ( одинаковые слагаемые берём несколько раз) -Какое выражение получится? (5*4=20 см) На 3 слайде: 3 5+5+5+5=20см 5•4=20 см - Чем похожи эти записи? -Чем отличаются? -Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем) -Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число) -Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Постановка учебной задачи. (Самоопределение к деятельности)
|
4. На доске написаны слова: «Сумма», «Множитель», «Множитель», «Произведение». Слайд 4 -Прочитайте слова, написанные на доске, и найдите среди них «лишнее» слово. (Сумма). - Объясните свой ответ. ( Так называются числа при умножении, а само действие называется…(умножение) -Что связывает между собой действия «сложения» и «умножения»? ( умножение это сложение одинаковых чисел) -Решите следующие выражения. Слайд 5 16-7 12+3 3+3+3+2+3 4+4+4+4 8+8+8+8+8+8+8+8+8 - Какое из них сложнее решить? (последнее) -Каким действием нам было легче считать? ( умножением 8*9) А чтобы быстро считать нужно научиться пользоваться таблицей умножения, а затем выучить её. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Открытие новых знаний
Знакомство с таблицей умножения Физминутка |
-Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! -А вот эта таблица вам знакома? -Где вы её видели? ( на обложке в тетради) -Правильно! А вы знаете как она называется? Да ребята, это таблица умножения. Слайд 6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-А теперь рассмотрите внимательно две таблицы. Слайд 7 - Одинаковые ли они? (нет) -Как называется первая таблица? (таблица сложения) -С какой целью вы знакомились с таблицей сложения? (чтобы быстро находить суммы) -Как вы думаете, для чего нам нужна таблица умножения? (чтобы находить произведение) -Правильно! -Правильно! А вторая таблица называется -таблица умножения, или еще её называют таблицей Пифагора. -Интересно, почему Пифагора? Это слово еще написано с заглавной буквы. Наверное, он и есть имя создателя этой таблицы. -Давайте убедимся в том, что эта таблица отличается от таблицы сложения. -Найдите число, которое стоит на пересечении столбца с номером 5 и строки с номером 2. ( 10) -А почему число 10? ( потому что 5•2=10) - А в таблице сложения, какое число стоит на пересечении этих столбца и строки? (7 т.к. 5+2=7) Слайд 8 Справочный материал Табли́ца умноже́ния, она же табли́ца Пифаго́ра — таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению. А вот когда была создана эта таблица умножения? Узнаем из видеофрагмента. (включить видео) Слайд 9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Первичное закрепление
|
6) Работа по учебнику - А теперь давайте поучимся работать по этой таблице. – Откройте учебник на с 52 - В таблице умножения стоят произведения чисел от 1 до 10. Например, произведение чисел 3 и 5 можно найти двумя способами. 1-й способ: нужно найти тройку в левом столбце и пятерку в верхней строке, провести от 3 горизонтальную линию и от 5 вертикальную. Клетка, на которой линии встречаются, является произведением (в данном случае 15) - Кто может назвать 2-й способ? Давайте проверим. Слайд 10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Закрепление изученного материала
|
7. Работа над темой урока. 1) Фронтальная работа. - Сейчас мы потренируемся решать примеры, используя таблицу умножения. Положите перед собой листочки с таблицей умножения, найдите №1, читаем задание и найденные произведения раскрашиваем синим карандашом. Кто справится первый поднимите руку, я подойду, оценю 3 человека. 3∙ 8, 5 ∙ 7, 6 ∙ 6 , 4 ∙ 9 , 7 ∙ 4 , 10 ∙ 3 - В каких строчках или столбцах стоят только четные числа? - Там, где множители четные числа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Включение нового знания в систему знаний |
А сейчас мы поработаем в парах. Давайте вспомним как нужно работать в паре Слайд 11 Сначала 1 вариант выписывает в тетрадь любое двузначное число из таблицы, а 2 вариант находит в таблице и записывает произведение равное этому числу. Меняемся ролями. Молодцы! Оценить 1 пару. № 3, с.54 У доски и в ноутбуках выполняют 4 выражения. -Назовите числа в строчке, которая начинается с числа 4. (4,8,12,16,20,24,28,32,36,40) -Как они изменяются? (увеличиваются на 4) -Как изменяются числа в столбце таблицы, который начинается с числа 8? ( увеличиваются на 8) Сформулируйте правило для строки, которая начинается с числа 7 ( каждое следующее число увеличивается на 7) Работа по слайду. Восстановите спрятанные числа. Слайд 12) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Самостоятельная работа |
Индивидуальная работа -А теперь вы попробуете самостоятельно выполнить задание с помощью таблицы умножения. Карточки каждому ученику 4•3= 6•5+18= 5•8= 9•4+60= или задание со с. 54, №3 выполняется в персональных ноутбуках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Итог урока |
9) Итог урока. -Как называется новая таблица, с которой вы познакомились на уроке? (умножения, Пифагора) -Что такое умножение? (сложение одинаковых чисел) - Что записано в клетках таблицы (произведения чисел) Давайте прочитаем и попробуем закончить предложения: Незаконченное предложение. Слайд №13 Я познакомился ... Я научился… Я вспомнил… Рефлексия: Оцените свою работу на уроке. (дети выбирают смайлики и показывают) Оценивание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
8) Домашнее задание: 1)подготовить сообщение о Пифагоре; 2) с.53, №6 |