Презентация «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны»
2021 г Удмуртия в годы Великой Отечественной войны
Факты: Удмуртия отдала фронту каждого четвёртого жителя - почти 400 тысяч своих сынов и дочерей. Из них более 145 тысяч пали смертью храбрых. Около 40 тысяч до сих пор числятся без вести пропавших. 110 уроженцев республики стали Героями Советского Союза, 20 - полными кавалерами ордена Славы. Ижевск за годы войны дал фронту более 12 миллионов единиц стрелкового оружия. Каждая десятая пушка, бившая по врагу, была произведена на Воткинском заводе.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Ижевский оружейный завод» В 1945 году производство оружия выросло почти в три раза по сравнению с 1941-м. За четыре года войны завод произвел стрелкового оружия столько, сколько за 92 довоенные года вместе взятые. В 1945 году Ижевский машиностроительный выпускал 20 видов военной техники. Всего за годы войны здесь было произведено более 11 миллионов винтовок и карабинов, более 15 тысяч авиационных пушек, более 130 тысяч противотанковых ружей. Если в мирное время цикл обработки ствола длился 22 часа, то во время войны сократился до 2 часов.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Ижсталь» Ижсталевцы снабжали металлопродукцией более 150 предприятий страны для производства оружия и военной техники - самолетов, танков и др. Фронт получил от завода почти 1,5 млн. тонн стали, 1100 тыс. тонн проката, почти 150 тыс. тонн штамповок и поковок, 100 тыс. тонн проволоки, калибровки и ленты. Такое количество металла было произведено за 10 предвоенных лет. Коллектив металлургов внес на танковую колонну «Ижевский рабочий» 3 миллиона 389 тысяч рублей. В войну металлурги построили 8 жилых домов, 18 бараков и общежитий, в которых поселились рабочие, пришедшие из деревень, и эвакуированные с мест военных действий.
Удмуртия по-братски приняла в свою семью коллективы тридцати заводов и фабрик, эвакуированных из западных районов страны. Более 80 тысяч человек из Белоруссии и Украины, Центральной и Южной России, Закавказья и Заполярья, Москвы и Ленинграда приняла Удмуртия в годы ВОВ. Всех устроили на работу, обеспечили жильем и необходимым минимумом для жизни. Среди эвакуированных в Удмуртию научных и учебных учреждений были: Научно-исследовательский институт психиатрии им. Сербского (Москва), Механико-машиностроительный институт им. Баумана (Москва), Ликероводочный техникум (Ленинград), Пехотное училище (Смоленск), Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (Москва).
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Ижевский механический завод» Решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 20 июля 1942 года № 2067 на базе эвакуированных цехов Тульского оружейного и Подольского механического заводов был создан завод № 622, получивший впоследствии название Ижевский механический завод. Начато изготовление пистолетов ТТ, револьверов «Наган», осветительных пистолетов (ракетниц), запальных трубок Норденфельда и шаровых установок для танкового пулемета, противотанковых ружей. С марта 1943 г. коллектив предприятия стал справляться с планом ежемесячно и год завершил выполнением заданий по всем основным изделиям. За годы войны завод выпустил: 131 тыс. противотанковых ружей; 1 млн. 300 тыс. пистолетов и револьверов; 250 тыс. осветительных пистолетов и много другой техники.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Воткинский завод» В начальный период войны в Воткинск, на производственной базе завода №235 был размещен киевский завод "Арсенал". Завод №393 "Арсенал" из Киева был самым крупным среди эвакуированных в Удмуртию предприятий (3817 человек). С 1941 по 1945 г. изготовил более 52 тысяч пушек различного калибра, более 3 миллионов корпусов к снарядам и авиабомбам. Каждая десятая советская пушка, бившая врага, была пушкой воткинского производства. Завод в годы ВОВ выпускал: - 152-мм пушку гаубицу М-10 (В 1940-1941 годах было выпущено 545 пушек); - 45-мм противотанковые пушки 243-А (Аннушка); - 120-мм мины; - зажигательные авиационные бомбы ЗАБ-50ТГ - авиационные осколочные бомбы.
Директор завода в 1941-1943 гг. Золотарев А.П. Противотанковая 45-мм пушка "Аннушка" в бою. Производилась в 1941-1944 гг на Воткинском заводе.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Ижевский мотозавод» В первые месяцы войны завод продолжал выпуск мотоциклов «Иж-9». В начале войны на заводе производились детали для снарядов реактивной установки «Катюша». К концу 1941 г. разработана техническая документация и организовано массовое производство пулемётов «Максим». Принять первую партию пулемётов в марте 1942 г. на завод прибыл Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Всего мотозаводцы выпустили 82250 пулемётов (вместе с опытными экземплярами), что составляет 90% всех изготовленных в стране «Максимов» с 1941 по 1945 годы.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Сарапульский электрогенераторный завод» - Завод № 284 06.02.1942 года наркомат авиационной промышленности принимает решение о создании на базе завода № 284 производства самолетных генераторов и регуляторных коробок. В августе 1942 года была организована и функционировала полноценная производственная инфраструктура и отправлена первая партия генераторов для пикирующего бомбардировщика Пе-2, первого советского самолета, который практически полностью управлялся с помощью электромеханизмов На производство пришли старики и женщины, к станкам и верстакам встали подростки, наскоро обученные ученики ФЗО.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! «Сарапульский радиозавод» - Завод № 203 Создан в 1941 г. на базе московского завода № 203. Единственное в годы Великой Отечественной войны предприятие в СССР, выпускавшее радионавигационную аппаратуру для транспортной и дальнебомбардировочной авиации. Изделия завода шли на вооружение истребительной, штурмовой, ближнебомбардировочной авиации. Выпущено изделий всех видов по годам: 1941 - 26 640 единиц, 1942 - 24 995 единиц, 1943 - 36 169 единиц,1944 - 42 428 единиц.
В начале декабря 1941 года распоряжением заместителя Совнаркома СССР Берии Л.П. Ижевск был отнесен к режимным городам 1-й категории. В десять дней город очистили от "подозрительных" для НКВД лиц.
«У станка – как на линии огня!» – под таким лозунгом трудилась республика. Инженеры, техники и рабочие полуголодными работали по 12-16 часов в сутки, иногда месяцами не выходили из цехов заводов. Они знали о важности их продукции фронту и делали все возможное и невозможное. Вместо ушедших на фронт сынов к цеховым агрегатам вставали пенсионеры. Женщины овладевали мужскими профессиями. Наравне со взрослыми трудились и 14-15-летние подростки.
Дисциплина, в годы войны, была не просто жесткая, а даже жестокая. За двадцатиминутное опоздание на работу можно было лишиться 100 граммов хлеба, 20 % вычитали из зарплаты в течение полугода. За один прогул - суд и приговор от 5 до 8 лет. В первую смену работали с 8 утра до 8 вечера, а во вторую - с 8 вечера до 8 утра. Если кто не выполнял сменное задание, всю бригаду оставляли на рабочих местах на 24 часа, а тех, кто должен был сменить их, направляли в сборочный цех. Работали без выходных. Свет вечером давали только заводам, в городе освещения не было.
Эвакогоспитали в Удмуртии Серьезно раненых отправляли санитарными эшелонами в глубокий тыл. Удмуртия стала одной из тыловых госпитальных баз. Под эвакогоспитали отдавались санатории и дома отдыха, больницы и школы. Уже в первый год войны на территории Удмуртии развернули свою работу 32 эвакогоспиталя на 25 тысяч коек (44 эвакогоспиталя к концу ВОВ). 7088 человек работали в эвакогоспиталях. Это врачи, медсестры, санитарки. Когда санитарный поезд останавливался у перрона старого Ижевского вокзала, его ждали машины и трамваи. Прямо с вокзала раненых на носилках переносили в трамвайные вагоны и развозили по госпиталям. Только в Ижевске в военные годы работало 23 госпиталя, в Сарапуле - 16, в Глазове - 5, в Можге и Кезу - по 2.
Эвакогоспитали Ижевска Хирургические: №3890 (5332) - школа №32; №3151 - первая клиническая больница; №3150 - школа №25; №3777 - школа №30; №3671 - школа №27; №3674 - школа №22; №3676 - школа №28; №2840 (5877) - школа №20; Нейрохирургический: № 3672 - школа №24. Челюстно-лицевой: №1352 - школа №33. Персонал эвакогоспиталя №3672 г.Ижевска (в здании школы №24)
Умерших в госпиталях хоронили на Нагорном и Северном кладбище, как правило, куда ближе от госпиталя.
Строительство дороги Ижевск - Балезино. Железнодорожная линия Ижевск - Балезино протяжённостью 146 км построена в годы Великой Отечественной войны (1941-1943). Она стала примером трудового героизма жителей Удмуртии, в первую очередь колхозного крестьянства. Дорога Ижевск-Балезино была разбита на участки по числу районов республики. Каждый район предоставлял людей и лошадей. Почти 40 тыс. подростков и пожилых людей построили дорогу, которая кратчайшим путём соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием Труднейшим местом при строительстве дороги стал Кекоранский перевал. Здесь более десятка тысяч людей вгрызались в землю, сюда даже был направлен единственный имеющийся экскаватор.
27 января 1943 года по новой дороге уже было открыто рабочее движение. Станций на ней пока еще не было, вместо них стояли обычные теплушки. Эти 146 километров пути, построенного подростками, женщинами и стариками, стали настоящим подвигом.
Мемориал строителям ж/д ветки Ижевск-Балезино в Кекоране