Презентация «Консультация учителя-логопеда для родителей»
МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» 2021 Консультация учителя-логопеда для родителей Автор: Потехина Д.А. учитель – логопед
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Задачи: 1. сформировать у родителей желание помогать ребенку; 2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе; 3. повышение уровня педагогической компетенции родителей. Актуальность
Зачем нужен логопед? Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Таким образом, учитель-логопед - это специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых.
Причины обращения к логопеду СВОЕВРЕМЕННОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ БЫСТРОМУ ИХ УСТРАНЕНИЮ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И НА ВСЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. 1 год - ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога. 2 года - в речи ребенка присутствует менее 10 слов. 3 года - в речи отсутствует фраза, речь абсолютно не понятна для окружающих. 4 года - нарушение произношения многих звуков. 5- 6 лет – нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы. Начальные классы – ошибки при чтении и письме. Если ребенок начал заикаться, необходима срочная консультация логопеда и лечение у психоневролога. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПЕРИОД – ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. ЛОГОПЕД ПОМОЖЕТ ВЫЯВИТЬ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ, ПРОВЕДЕТ ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. ЧТО ЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД ПОНЯТИЕМ «РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»?
ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ 1 сформированность правильного звукопроизношения 2 сформированность фонематического восприятия 3 готовность к анализу и синтезу звукового состава слова 4 соответствие словарного запаса возрастной норме 5 грамматически правильная речь 6 сформированность связной речи
1-ЫЙ ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ: СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ (согласно рекомендациям логопеда) работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков: артикуляционная гимнастика; постановка звуков. У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика необходима не только детям, имеющим речевые нарушения. Она также полезна всем детям как средство профилактики различных речевых нарушений и как средство развития речи. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ (согласно рекомендациям логопеда) 1.Удерживание губ в улыбке; 2.Вытягивание губ вперёд трубочкой; 3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка); 4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки; 5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе.
2 ЭТАП: ПОСТАНОВКА ЗВУКА. 3 ЭТАП: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА автоматизация звука в изолированном положении; автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах, самостоятельной речи. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ (согласно рекомендациям логопеда) работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков: постановка звуков.
2-ОЙ ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С- СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие. И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме.
КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ? Игра «Хлопни в ладоши». Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает. Игра «Покажи картинку». Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: козы-кожи, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д.
КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ? Игра «Повтори». 1. Воспроизведение (повторение) слогов: па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са… 2. Воспроизведение (повторение) слов: полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка… Игра «Разложи». Предлагается разложить картинки: санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары… На две группы: со звуком С со звуком Ш санки шуба самолёт шапка сумка машина собака кошка посуда шары.
3-Й ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ: ГОТОВНОСТЬ К АНАЛИЗУ И СИНТЕЗУ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА Ребёнка нужно научить: анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении); делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ (согласно рекомендациям логопеда) «ЗАКОНЧИ СЛОВО». я произнесу начало слова, а вы добавьте тот слог, чтобы получилось понятное слово. шка...(фы), жа…(ба), бу…(сы), мельни…(ца), сли…(вы), шай…(ба), во…(зы), кузни…(ца), …(па), тык…(вы), …(зы), поло…(са), канна…(вы), ли…(па), ту…(зы).
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗВУКАХ определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй [а], третий – [к]; составлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ. звуки делятся на гласные и согласные; согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Научить: выделять заданные звуки среди других звуков; соотносить звуки с буквами; выделять на слух слова с заданным звуком;
4-ЫЙ ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ: СООТВЕТСТВИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ВОЗРАСТНОЙ НОРМЕ Ребёнка необходимо научить: обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…; подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…); подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…); подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…); подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…); подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).
5-ЫЙ ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ: ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ Ребёнок учится: образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна); согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант); образовывать слова с уменьшительноласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик); образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий, медведь-берлога медвежья); образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит- в дом заходит - из дома выходит - дом обходит); сложные слова (лес рубит - лесоруб, снег падает - снегопад); употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).
6-ОЙ ПАРАМЕТР РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ: СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Сформированность связной речи - умение вести беседу со сверстниками и взрослыми; отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом; умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл. Умение составлять рассказ по сюжетной картине Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ (согласно рекомендациям логопеда) «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.); «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…); «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ); «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку).
Как организовать логопедические занятия дома? Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3 – 5 минут, постепенно увеличивая время. Длительность занятия не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет воспринимать никакую информацию. Лучшее время для занятий – УТРО, после завтрака или во второй половине дня ПОСЛЕ СНА. Разбейте игры и упражнения, которые Вы запланировали на день, на несколько частей. Например, игры на развитие речи и игры с язычком проведите утром. Игры с пальчиками сделайте на прогулке, а игры на развитие памяти и внимания – во второй половине дня. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО, ПОВЕРНУВШИСЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ. ПУСТЬ ОН ВИДИТ ДВИЖЕНИЯ ВАШИХ ГУБ, ЗАПОМИНАЕТ ИХ. Занимаясь, Вы можете столкнуться с трудностями, главная из которых – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – ИГРОВАЯ. ВСЕ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬСЯ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как организовать логопедические занятия дома? ЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ (Старайтесь ежедневно прочитывать ребенку хоть несколько страниц, рассмотрите картинки, опишите их, задайте вопросы по тексту). ПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения). НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛОВО «НЕПРАВИЛЬНО» ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ВСЕ НАЧИНАНИЯ РЕБЕНКА ХВАЛИТЕ ДАЖЕ ЗА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ Не бойтесь экспериментировать, игры можно придумать самим, можно упростить сложные игры. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Общайтесь со своими детьми! Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов. Обязательно читайте вслух! Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы… СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой. И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Рагулина Любовь Давыдовна