Приемы формирования цифровой грамотности кадет для повышения мотивации на уроках английского языка
Смирнова Наталия Сергеевна, преподаватель ОД (иностранный язык), ФГКОУ «оренбургское президентское кадетское училище, Россия, г. Оренбург
Приемы формирования цифровой грамотности кадет для повышения мотивации на уроках английского языка.
Аннотация: В статье изучено понятие «цифровая грамотность» в образовательном процессе и выявлены основные способы и приемы формирования цифровой грамотности кадет на уроках английского языка. Показано применение современных способов с помощью игровых технологий вовремя занятий.
Ключевые слова: цифровая грамотность, игровые технологии.
Smirnova Natalia Sergeevna, teacher of foreign languages, Orenburg President Cadet School, Russia.
Methods of forming digital literacy of cadets in English lessons.
Abstract: The article studies the concept of "digital literacy" in the educational process and reveals the main ways and techniques of formation of digital literacy of cadets in English lessons. The application of modern methods with the help of game technologies during the classes is shown.
Key words: digital literacy, game technology.
В эпоху глобализации огромное значение играет распространение английского языка. Английский язык фактически стал вторым языком общения, ведь без него не обходится ни одна научная сфера, а также всемирная сеть интернета, через которую ведутся основные коммуникации. В настоящее время невозможно представить изучение английского языка без компьютерных технологий, которые применяются почти на каждом уроке. Под цифровыми технологиями обучения английскому языку подразумевается использование цифровой среды и формирование цифровой грамотности. Тимофеева Н.М. рассматривает понятие «Цифровая грамотность», как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета [2]. Формирование цифровой грамотности кадет на уроках является важным составляющим при обучении английскому языку. Кадетам необходимо уметь общаться со сверстниками посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб камеру и т.д. А так же необходимо уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда. Цифровая грамотность включает в себя два важных компонента:
1)умение формулировать информационную потребность;
2)умение интерпретировать информацию.
Таким образом, цифровая грамотность кадет на уроках английского языка складывается из умения:
- осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· отсортировать, организовать, проанализировать найденную информацию;
· оценить качество информации, точность, достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков цифровой грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Формирование цифровой грамотности кадет в образовательном процессе может происходить с помощью:
традиционных методов и приёмов (объяснительно-иллюстративные, практические, наглядные, нестандартные виды занятий, беседы, объяснение, рассказ, метод самостоятельной работы);
современных (информационные технологии, интерактивные технологии, игровые технологии, технология рефлексивного обучения) [1].
В данной статье я бы хотела более подробно остановится на современных методах и приемах. В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии на уроках английского языка. Главная задача сделать процесс обучения занимательным, создать у кадет бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес кадет к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Одна из любимых игр кадет на уроках английского языка это “Sea Battle” или «Морской бой». Данная игра создается с помощью онлайн-приложения Google презентации. Данную игру можно использовать на разных этапах урока, но я предпочитаю проводить «Морской бой» на заключительном этапе. Данная игра хорошо подходит для развития коммуникативных лексических и грамматических навыков. Участники игры делятся на две команды. Для каждой команды создается поле по определенной теме, например активизация лексико-грамматического материала по теме «Английские времена». По горизонтали располагаются глаголу, по вертикали местоимения. Каждая команда сама выбирает место расположения своих кораблей. Целью игры является совершенствование навыков говорения. Участники составляют предложения с данными глаголами, используя правильный порядок слов и грамматическую структуру.
Схема игры «Морской бой»
Игра «Морской бой» не только совершенствует коммуникативные навыки, но и формирует компьютерную грамотность кадет за счет умения планировать действия и предвидеть их последствия, а так же формирует дисциплинированность и воспитает патриотический дух.
Помимо игровых, я также использую интерактивные технологии на уроках английского языка, как один из способов формирования цифровой грамотности. Технология «Социологический опрос» - это одна из технологий применяемых мной на уроке. В УМК «Звездный английский» очень часто встречаются задания, где необходимо произвести опрос среди своих одноклассников по той или иной теме. Данная технология предполагает движение кадет по всему классу или работу в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий.
Пример задания по теме “Past Simple”: Ask you classmates what they did yesterday. Fill in the table. Необходимо задать вопрос одноклассникам о том, чем они занимались вчера.
Схема технологии «Социологический опрос»
Name | Ride/a bike | Read/a book | Listen/to music | Swim/in the swimming pool | Make /a cake |
| | | | | |
Look at the table and say what your classmates didn’t do yesterday. Данные из таблицы можно заполнить с помощью онлайн-инструмента Google Forms.
Таким образом, при планировании и реализации современного урока использование данных приемов формирования цифровой грамотности кадет на уроках английского языка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список литература:
Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся-. Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 c.
Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. - № 7 (46). - Июль. - 2015.