12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зябкина Елена Леонидовна356
Россия, Москва, Москва
2

Приемы умственной деятельности на занятиях по математике в СПО

В настоящее время важной задачей преподавателя СПО является неотъемлемое слияние усвоения знаний и с формированием приемов умственной деятельности.

Что такое прием мыслительной деятельности? Это те действия, которыми студенты ее осуществляют. Психологи выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация и др..

Начинается познание, как правило, с простого процесса - сравнения. Именно путем сравнения, прежде всего, познаются различные объекты на начальных этапах ознакомления с окружающим миром.

Рассмотрим некоторые операции.

Сравнение - мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. На занятиях по математике часто применяют данный метод при решении разных задач. Например, показывают какое число больше или меньше.

Анализ - логическая операция разделения составного объекта на отдельные элементы. Иногда также определяют связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект. Математический анализ, как раздел математики, применяется не только в технике, но и в гуманитарных науках.

Синтез - логический прием, или мыслительная операция, с помощью которой в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходят от частей к целому. В отличие от анализа, синтез объединяет элементы в целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Рассуждение от неизвестного в математике – есть анализ. Суждения будут являться логическим выводом из условия задачи.

Значит, мышление человека включает в себя не одну логическую операцию. Чаще логические операции присутствуют комплексно. В математике чаще всего под анализом понимают прием мышления, при котором мы от следствия переходим к причине, породившей это следствие. Под синтезом понимаем прием мышления, при котором мы от причины переходим к следствию.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой практической задачи.

Педагогическое мастерство учителя проявляется в умении выбрать наиболее удачный прием объяснения, отвечающий задаче развития умственных способностей учащихся той группы, в котором педагог работает.

Для примера можно взять такое задание по геометрии. Докажите, что биссектриса внешнего угла при вершине равнобедренного треугольника параллельна основанию.

Для начала проводим анализ задачи. Разбиваем условие на части и решаем простую задачу. Рассматриваем внутренние накрест лежащие углы и получившиеся равные треугольники. Доказав первое, что прямые параллельны, переходим к синтезу, используя признак параллельности прямых.

Кроме этого, в математике используют и другие операции мышления: дедукция, индукция. Студенты делают умозаключение и самостоятельно переходят к другим суждениям. Индукция начинается с внимательного наблюдения. Дедукция же позволяет перейти от общих положений, например при рассмотрении подобия фигур, к подобию треугольников.

Сущность всех методов сводится к отысканию условий и переход к решению задачи, с применением мыслительной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.