Отчет по самообразованию на тему: «Применение активных методов на уроках информатики в специальной (коррекционной) школе»

12
0
Материал опубликован 31 July 2023 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ЛНР «СУХОДОЛЬКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»







Отчет по самообразованию

на тему:

«Применение активных методов

на уроках информатики

в специальной (коррекционной) школе»











Подготовила

учитель начальных классов и информатики

Кузнецова В.В.









СУХОДОЛЬСК

2023

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной (коррекционной) школе

Характерной чертой современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.

Увеличение объёма информации наблюдается и в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.

Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.

1.Активные методы обучения

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность «традиционным подходам», где учащийся играет гораздо более пассивную роль.

Активными методами обучения и воспитания называются те, которые позволяют "учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями" за счет сознательного "воспитания способностей учащегося" и сознательного "формирования у них необходимых деятельностей" (Г.П. Щедровицкий) .

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

практический эксперимент;

групповые обсуждения, КВН — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

анализ практических ситуаций (сase study) —метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

В значительной степени выбор методов активного обучения определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах).

Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловая игра

Развитие способности к самообучению

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра

Отработка изучаемого материла

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Баскет-метод, КВН

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов, КВН

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Баскет - метод

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций, баскет-метод

Развитие навыков активного слушания

Групповая дискуссия

2.Применение активных методов обучения

Активные методы обучения в пер­вую очередь следует применять для повыше­ния учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.

Активные методы обучения следует применять также для:

активизации познавательной активности уча­щихся;

развития способности к самостоятельному обу­чению;

выработки навыков работы в коллективе;

корректировки самооценки учащихся;

формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

развитие навыков активного слушания;

отработка изучаемого материала;

развитие навыков принятия решения;

эффективная проверка знаний, умений и навы­ков по теме.

Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной си­стемы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систе­му проверки и контроля. Результаты использования активных методов обу­чения в принципе невозможно оценить по такой схеме.

Психологи выделяют у человека три вида активности:

физическую, социальную и познавательную.

Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлече­нию учащихся в учебный процесс.

Познавательная активность учащегося прояв­ляется в инициировании вопросов, в анализе учеб­ных материалов и изложении результатов анали­за. Познавательная активность обучаемых разви­вается в случае, когда они сами формулируют про­блему, намечают способы ее решения, вносят по­правки и дополнения в изложение преподавате­ля, находят решение проблемы и обосновывают его.

3. Примеры применения активных методов на уроках информатики

Пример 1.

Урок - ролевая игра

Тема: «Суд над информацион­ными технологиями»

Цель урока: развитие мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной рабо­ты с литературой, умение представлять и обосновы­вать полученные результаты.

Дидактическая цель: проверить, понима­ют ли учащиеся назначение и функции ИКТ; оце­нить, с какими видами информационных процессов они знакомы; как они оценивают роль информации и ИКТ в развитии современного общества.

Для этой игры из группы уча­щихся выделяются «обвинители», «защитники» и «члены суда» во главе с председателем суда, осталь­ные учащиеся были «зрителями» в зале суда.

В начале занятия учащимся раздаются правила поведения «в суде» и описание ролей. Обвинители должны были сформулировать, в чем ИКТ «обвиня­ются» перед человечеством. Защитники, соответ­ственно, должны были подобрать аргументы в пользу ИКТ для развития человечества. Суд должен вынес­ти вердикт: наносит ли вред человечеству активное проникновение ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека или, наоборот, способствует гармо­ническому развитию общества.

Для подготовки к "суду" даётся 15 минут. При этом разрешается пользоваться заранее подо­бранной литературой.

Пример 2.

Урок - баскет-метод

Тема: "Исто­рия развития вычислительной техники"

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоя­тельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Дидактическая: обобщение и про­верка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия учителем гото­вится несколько "экспонатов" для нескольких за­лов "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" для каждого зала подбира­ются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких "экспонатов" можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техни­ки, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров раз­ных поколений.

Пример набора экспонатов одного "виртуального" зала. Название зала — "Машины II поколения". Перечень "экспонатов": фотогра­фии БЭСМ-6, ЕС ЭВМ "Электроника", фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема струк­туры ЭВМ II поколения, таблица с краткими све­дениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д.

"Экскурсовод" должен в течение 5 минут подго­товить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 "совет­ника". Основную "интригу" рассказа учащиеся вы­бирают сами.

Урок - деловая игра «Сборка компьютера»

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления новых знаний.

Цели урока:

дидактическая: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными уст­ройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием;

воспитательная: приобретение уча­щимися навыков общения при совмест­ной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заин­тересованности учеников; привитие школьникам навыков самообразования и самовоспитания;

учебная: научить учащихся состав­лять кроссворд, искать информацию в книгах.

Идея урока.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры:

«В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конк­ретного дня протекает следующим обра­зом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением крос­сворда из тех слов, которые используют­ся в работе. Затем поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся уз­нают определения новых понятий, функ­циональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обо­снованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консуль­тацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая репли­ки и задавая вопросы. (Роль учителя в игре должна быть минимальной).

Информатика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому учитель должен найти такие формы, методы и приёмы обучения, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным и результативным. Обучение информатике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации