ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
Из опыта работы учителя технологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 2
им. М.К.Аммосова г.Нерюнгри, Республики Саха (Якутия)
Курашева Евгения Николаевича
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем, что мы вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способности к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В поведение человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков.
Первый: воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков.
Второй: творческий, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И это несомненно так. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.
Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Иначе интереса к творчеству просто не будет.
Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения. Пробуждение интереса к действию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем. И в этом случае невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения. Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его. Поэтому необходимо всесторонне использовать мультимедийные решения на уроках технического труда.
Применение средств информационных технологий на уроках технологии даёт многие плюсы:
Повышает эффективность учебного процесса;
Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
Развивает активность и самостоятельность учащихся;
Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления.
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы. Умение методически правильно использовать и преподать мультимедийный контент. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных мультимедийных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, видеофильмов;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, в сети Интернет, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков. И повышает на много. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. И наша с вами задача всесторонне внедрять в формы и методы своей работы использование ИКТ.