12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльвира17
7

Применение метода наглядного моделирования в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №223











ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
в работе учителя – логопеда
с детьми с ТНР





ПОДГОТОВИЛА:

учитель – логопед

Мустафина Э.Р.








г.Ульяновск , 23г.

Работая с детьми с различной речевой патологией, приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе метода лежит использование заменителя (модели), я в своей работе использую: схемы, мнемотаблицы, предметные картинки.

Этот метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование метода наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию. .

Использование моделей эффективно по всем разделам работы:

1. При коррекции звукопроизношения и развитии фонематического восприятия;

2. Развивать навыки анализа и синтеза

3. При формировании лексико-грамматических категорий;

4. При формировании связной речи;

Коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия:

Подготовительный этап постановки звука (артикуляционная гимнастика);

Постановка звука;

Автоматизация звука;

Артикуляционная гимнастика

Каждому упражнению артикуляционной гимнастики даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

На этапе постановки помочь детям усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д.

Так же при постановке звуков мы используем схемы артикуляции звуков, в которых отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи, голос.

Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки. (Помоги змейке добраться до своего домика, ребёнок проводит пальчиком по дорожке и произносит Ш-ш-ш).

Так же для автоматизации звука используем мнемодорожки.

Формирование фонематического анализа и синтеза

Для формирования фонематического анализа и синтеза я использую методику Татьяны Александровны Ткаченко, которая предполагает визуализацию произносимых звуков речи, где визуальной опорой являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука.

После того как дети усвоили гласные звуки и их символы мы начали проводить игры на анализ сочетаний из двух звуков.

Игра «Назови звук, не ошибись» Цель: научить анализировать сочетания из двух или трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау и т.д. Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй?

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.

Формирование лексико – грамматических категорий

Метод наглядного моделирования я применяю и в работе над коррекцией лексико – грамматического строя речи.

Формируем навыки словообразования и словоизменения как на индивидуальных занятиях так и на подгрупповых.

Представлю несколько игр:

1.Игра «Один – много»
Цель
: образование существительных множественного числа.

2.Игра «Назови ласково»
Цель
- образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

3.Игра «Скажи наоборот»
Цель- употребление слов-антонимов

4. Употребление предлогов. Формируем умение строить фразу с различными предлогами.

Формирование связной речи

Заучивание стихотворений:

Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов на помощь приходят мнемотаблицы. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка-символ, изображающий действие или предмет. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Составление рассказа:

1.Предлагаю детям рассмотреть сюжетную картинку.

2.Задаю вопросы в соответствии с текстом рассказа, дети отвечают с использованием схемы каждого предложения.

3. Прошу послушать получившийся рассказ, который рассказываю четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

4. Предлагаю детям пересказать получившийся рассказ.

Составление описательных рассказов:

Дети так же учатся составлять описательный рассказ по схеме.

Например: Расскажи об игрушке: Что это? Какого размера? Из какого материала? И т.д.

Наглядное моделирование для детей с ТНР – эффективная технология коррекционно-развивающего обучения. Её эфективность заключается в том, что развивается не только речевой компонент, но и вся познавательная сфера личности воспитанника ДОУ.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.