12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарабанова Елена Викторовна27
Россия, Новосибирская обл., Купино

Использование межпредметных связей между литературой и русским языком в процессе изучения лирики С. А. Есенина

 

Русский язык и литература как учебные предметы связанны между собой исторически. Их взаимосвязь обусловлена традициями школьного образования: один учитель одновременно ведёт две дисциплины. И это неслучайно, так как на уроках русского языка и литературы обучающиеся изучают искусство слова, богатство национального языка, его своеобразие. В процессе обучения особое внимание уделяется языку и его художественной функции, но освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется изучению предметной области «Филология», к которой относится русский язык и литература. Эти дисциплины имеют схожую направленность в достижении образовательных результатов. Они должны обеспечить следующее: «получение доступа к литературному наследию; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, эмоциональному, и познавательному развитию; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов» [1].

Единство этих школьных дисциплин обусловлено общим для всех филологических наук предметом изучения – словом как структурной единицей языка и речи, его функционированием в текстах разных стилей. Содержание школьных дисциплин обоих курсов основывается на базовых понятиях фундаментальных наук языкознания, литературоведения, фольклористики и др. и предполагает изучение языка как национального достояния в неразрывном единстве с текстами литературы.

Говоря о писателе, о его произведениях невозможно не сказать о его умении владеть словом, о поэтике его творчества, поэтому литература немыслима вне языка. Прежде всего, это связано с тем, что русский язык – основополагающий элемент великой русской литературы, без которого она бы не существовала. Эмоциональное воздействие на читателя со стороны автора литературного произведения связано с образностью его языка. Поэтому при изучении лирических и прозаических произведений уделяется особое внимание изучению стилистических особенностей текста.

При изучении литературы и русского языка в школе можно использовать художественные тексты для анализа. Например, поэзия Есенина может стать основой для изучения богатства русского языка. Его творчество обладает определенной спецификой. Исследователь творчества Есенина П. Ф. Юшин отмечает, что «заимствованная у народа система образных воплощений составит ядро поэтики Есенина на протяжении всех его творческих лет. Но, оставаясь основой, она будет претерпевать изменения, которые внесут в его поэтический стиль иные тона, краски, оттенки» [27, с. 431]. Поэтому учитель должен не только обучать детей, но и сам хорошо разбираться в стилистических особенностях и образах лирики Есенина.

Художественный стиль поэта невозможно изучать в отрыве от идейно-образного содержания его литературных произведений. Лирическое творчество Есенина очень красиво и богато, благодаря использованию различных художественных тропов и фигур. Значительное место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, лексические повторы, метафоры, поэтому его стихотворения необходимо изучать в школе для осознания учениками богатства русского языка.

Рассмотрим задания, основанные на текстах Есенина. Предлагаем следующее задание: «Определить художественную роль диалектизмов в стихотворении С. А. Есенина «В хате».

Данное задание учитель может применить на уроке литературы по теме «Особенности поэзии С. А. Есенина» в 7 классе. Эта тема отсутствует в школьных УМК, но её можно использовать дополнительно для более углубленного изучения раннего творчества поэта. На изучении отводится один час. 

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация со стихотворением Есенина «В хате», «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля [7].

Цель задания: формирование умения у обучающихся определять роль диалектов в поэтическом тексте. Формы работы, применяемые на уроке, фронтальная, групповая, индивидуальная. Обучающиеся заранее должны ознакомиться со стихотворением. Задание направлено на достижение следующих результатов:

1. Предметные: обучающиеся смогут увидеть и обратить особое внимание на употребление Есениным диалектной лексики; определят связь диалектов с раскрытием ярких поэтических образов.

2. Метапредметные: формирование у обучающихся умения выступать на публике с докладами, применять знания, полученные на русском языке.

3. Личностные: развитие духовно-нравственной культуры обучающихся.

Ученики выступают с заранее подготовленными докладами небольшими по объёму на 2-3 минуты. Темы докладов «Что такое диалекты?», «Виды диалектов», «Роль диалектов в тексте», которые готовят примерно 3 ученика. 

Учитель обращает внимание обучающихся на текст стихотворения Есенина «В хате», выразительно его читает со слайда. Следуют вопросы от учителя:

1. Скажите, всё ли вам понятно в данном тексте?

2. Назовите слова, которые вам были непонятны.

3. Можете ли вы, не пользуясь дополнительным материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов в этом стихотворении и почему? 

4. К какому стилю речи можно отнести данные слова? И как они называются?

Ученики приходят к выводу, что без дополнительных источников информации текст этого стихотворения им непонятен. Поэтому учитель делит школьников на три группы и даёт каждой несколько слов, значение которых они должны найти в словаре В. И. Даля. 1 группа – драчены, дежка, заслонка, попелица, паз; 2 группа – хата, печурка, ухват, махотка, квохчут; 3 группа – оглобли, соха, обедня, скатые, хомут.

Затем каждая группа зачитывает словарную статью со значением исследуемых слов, чтобы все присутствующие познакомились с новой информацией. Ученики внимательно слушают ответы друг друга. После всего прослушанного учитель задаёт вопросы: 

1. Как вы думаете, диалекты какой местности использовал в своём стихотворении автор?

2. Почему поэт вводит диалекты в стихотворение и с какой целью?

3. Какие виды диалектов в основном использовал Есенин?

Обучающиеся делают вывод самостоятельно, основываясь на полученной информации. Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит, оно становится более выразительным, запоминающимся, поэт их использует с определенными стилистическими целями. Стихотворение передаёт особенности народного языка, говора жителей деревни, проживающих в Рязанской области. Творчество поэта наглядно демонстрирует богатство и разнообразие русского языка.

Обратимся к ещё одному виду задания: «Определить художественную функцию устаревших слов в стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»».

Предложенное задание учитель может применить в 11 классе по теме урока: «Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина». Данная тема присутствует в УМК «Литература» В. П. Журавлева. На её изучение отводится 1 час. 

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация со стихотворением Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова [23], «Толковый словарь русского языка»                 С. И. Ожегова [17]. 

Цель данного задания: развитие умений обучающихся определять роль устаревших слов в художественном тексте. Формы работы, применяемые на занятии, фронтальная и индивидуальная. Обучающиеся заранее читают данное стихотворение. Задание способствует достижению следующих результатов:

Предметные: обучающиеся смогут выявить особенности художественного мира Есенина и его поэтического языка.

Метапредметные: совершенствование умений анализировать текст и его интерпретировать, соотносить свои действия с поставленной целью, самостоятельно делать выводы.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественной литературы.

Вначале учитель предлагает одному из учеников выразительно прочитать стихотворение, которое он заранее должен выучить. После знакомства с ним учитель интересуется у обучающихся:

1. Какова основная тема данного стихотворения?

2. С помощью каких средств создается образ Родины в стихотворении поэта?

3. Какие ключевые слова, обороты речи, связанные с понятием «родина», олицетворяющие русскую культуру вы можете выделить в данном стихотворении?

4. Понятны ли вам все найденные слова в стихотворении?

Теперь учитель делит учеников на две группы. Каждая из них получает для работы по пять слов. Слова для первой группы: гой, хата, риза, образа, звонно. Слова для второй группы: чахнуть, корогод, стёжка, приволь, лех. Обучающиеся вначале сами пытаются дать толкование этим словам, озвучивают свои предположения, которые будут нужны для сравнения.

После этого учитель предлагает каждой группе с помощью «Толкового словаря русского языка» Д. Н. Ушакова и «Толкового словаря русского языка»    С. И. Ожегова найти значение непонятных слов и сравнить собственное толкование с значением, представленным в словарной статье. Ученики выполняют индивидуальную работу. Затем все вместе озвучивают полученный результат. Вопросы учителя:

1. Совпали ли ваши догадки и толкования слов, предложенные в словарях?

2. Используем ли мы эти слова сейчас?

3. К какому стилю речи мы может отнести данные слова?

4. Как вы думаете, с какой целью Есенин использовал такие слова?

5. Влияют ли они на поэтический текст? Если да, то каким образом?

В заключение, обобщая наблюдения, исследования в области самобытного есенинского слова, учащиеся делают выводы о том, что поэтическая речь Есенина как особое эстетическое явление представляет собой совершенно уникальный сплав самых разнообразных языковых средств. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» лирический герой тоскует по Родине всегда, что заставляет поэта писать о ней с необычайной эмоциональной напряжённостью. На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» – хоровод, «стежка» – дорога, «лехи» – борозды, пашни). 

В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни, этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности.

Таким образом, применение межпредметных связей русского языка и литературы является естественным и органичным. Поэтические и прозаические тексты русской литературы являются источником изучения богатства нашего языка, поэтому на уроках очень важно их использовать.  Учитель может применять те или иные художественные произведения для изучения новой темы или закрепления уже изученного материала.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.