Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
«Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
По данным Деркунской В.А. (кандидат педагогических наук · доцент Института детства РГПУ им. А. И. Герцена), здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)- 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
В настоящее время процесс обучения невозможно представить без использования современных образовательных технологий. Для достижения новых образовательных результатов в работе образовательных учреждений активно используются здоровьесберегающие технологии. Согласно закону РФ «Об образовании» (ст. 51), сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития общества.
Проводя коррекционные логопедические занятия с детьми с задержкой психического развития, активно использую здоровьесберегающие технологии. Ввиду того, что детям сложно сконцентрировать внимание на длительное время, делаю небольшие, но частые «пятиминутки» разгрузочной деятельности, в виде дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, физминуток. Подобные виды деятельности необходимы для эффективности коррекционной работы логопедического направления и в то же время, активизируют интерес детей к усвоению изучаемого материала.
В чем же польза таких гимнастик и физминуток?
Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены на укрепление дыхательной системы организма. При правильном выполнении упражнений, развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. Ввиду того, что упражнения для детей носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. По мнению Стрельниковой Н. А., за счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:
ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы ребенок не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
во время занятий нельзя делать резких выдохов;
плечи ребенка должны оставаться в спокойном состоянии.
« Мышка и мишка». Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет движения в ритме стиха:
У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Гимнастика для глаз. Основные плюсы такой гимнастики заключаются в том, что она способна помочь:
-снять усталость с глазных мышц;
-восстановить кровообращение в глазах;
- укрепить глазные мышцы.
В своей работе использую различные пособия и комплексы гимнастики для глаз, в том числе и автора Нины Коноваловой. В ее пособиях приведено описание каждого из упражнений с указанием его смысла и оздоровительного эффекта, обоснованием места в структуре комплекса. Даны варианты сюжетно-ролевого сопровождения четырех комплексов гимнастики для глаз, которую можно провести по картинкам, представленным на плакатах. Перечислены типичные ошибки при выполнении упражнений, пути их предупреждения и исправления, методические указания детям в процессе выполнения упражнений. Составлено в свете современных требований к образовательному процессу, представленных в следующих нормативных документах: ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования и СанПиН.
«Частики шалят». Игровая задача: «Путешествие по циферблату озорных часов». Обводим глазами циферблат по часовой стрелке. Затем обводим циферблат против часовой стрелки. Затем учитель говорит, на какое число смотреть, темп меняется. Упражнения на активизацию мышц и на расслабление чередуются, создавая положительный эффект.
Развитие тонкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Многие педагоги, медицинские работники утверждают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Игры с «пальчиками» создают благоприятный эмоциональный фон, помогают вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это, в свою очередь, помогает в овладении навыком письма.
Физминутки необходимо применять на занятиях для снятия мышечного напряжения, недопущения переутомления. Подобная активность переключает внимание детей с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность. Физминутки с детьми провожу примерно на 15-20 минуте занятия после умственной активности. В состав физкультминуток включаю комплексы, состоящие из 4-5 упражнений с использованием стихотворного текста, обращая внимание на содержание текста, который должен быть понятен учащимся.
Физкультминутка «На зарядку»
Дети выполняют движения по тексту.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии необходимы во всех сферах жизни, в том числе и на коррекционных занятиях. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности.
Список литературы:
1.Статья «Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям» Деркунская В.А. https:studfile.net, 2015 г.
2. Закон РФ «Об образовании»
3.Нина Коновалова: Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ФГОС, Издательство: «Учитель», 2020 г.
4.Михаил Щетинин: Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, 2010 г.