Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в организации дополнительного образования детей
Сохранение здоровья населения является одной из важнейших проблем современного общества. Вместе с прогрессом и развитием технологий, человек сталкиваетсяя с новыми вызовами и угрозами для здоровья.
Во-первых, одной из основных угроз является распространение хронических неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак и ожирение. Эти заболевания являются ведущими причинами смертности во многих странах и связаны с плохими привычками, неправильным питанием, сидячим образом жизни и стрессом. Эти факторы могут быть связаны с ростом уровня жизни и изменением образа жизни, который включает в себя употребление большого количества нездоровой пищи, увеличение времени, проводимого перед экранами и увеличение уровней стресса и депрессии.
Во-вторых, угрозы для здоровья населения также включают заболевания, передающиеся через контакт и воздушно-капельный путь, такие как грипп, туберкулез и ВИЧ/СПИД. Глобальные пандемии, такие как COVID-19, подчеркивают нашу уязвимость перед инфекционными заболеваниями и необходимость обеспечения мировой готовности и реагирования на такие угрозы.
Кроме того, проблемы психического здоровья также становятся все более значимыми в современном обществе. Стрессы, социальные требования и психологические проблемы создают давление на население и ведут к эмоциональным и психическим расстройствам, таким как депрессия и тревожные расстройства. Эти проблемы требуют улучшения доступа к психологической помощи и образованию о психическом здоровье.
Чтобы бороться с этими проблемами, необходимо принимать широкий спектр мер. Такие меры включают в себя повышение осведомленности о здоровом образе жизни и правильном питании, улучшение доступности физической активности и спорта, разработку эффективных программ и политик, направленных на предупреждение и лечение хронических заболеваний, соблюдение санитарных норм и правил гигиены, развитие системы общественного здравоохранения и повышение качества медицинской помощи,
Сохранение здоровья населения - это задача, которую нужно решать совместными усилиями всех участников общества: правительства, медицинских работников, образовательных учреждений, общественности и индивидуальных граждан. Разработка эффективных стратегий и реализация соответствующих мер позволит преодолеть эти проблемы и обеспечить более здоровое будущее для всех.
Важное значение в сохранении здоровья населения является применение здоровьесберегающих технологий в обучении детей, способствующее воспитанию здоровых привычек с раннего детства.
Здоровьесберегающие технологии в обучении представляют собой инновационные методики, подходы и методы, направленные на обеспечение и улучшение физического и психического здоровья обучающихся в процессе обучения. Они рассматриваются как средство повышения общего благополучия и создания оптимального учебного и социального климата.
В современном обществе здоровье и благополучие обучающихся являются важной целью каждого образовательного учреждения. В первую очередь, здоровьесберегающие технологии в обучении должны быть направлены на поддержание и развитие физического и психоэмоционального состояния обучающихся, способствовать улучшению общего самочувствия.
Рассматривая здоровьесберегающие технологии в широком их понятии, следует отметить их основные методы и приемы, направленные на поддержание и укрепление здоровья человека. К таким технологиям относятся:
1. Физическая активность - регулярные упражнения, спорт, фитнес, йога и другие физические занятия, способствующие укреплению мышц, суставов, сердечно-сосудистой системы, улучшению общей физической формы.
2. Здоровое питание - правильное питание, богатое витаминами, минералами, белками, жирами и углеводами, достаточное потребление воды и ограничение употребления вредных продуктов, таких как сахар, соль, жирная пища.
3. Постоянный сон - регулярное соблюдение режима сна и отдыха, обеспечивающее организму необходимое восстановление и отдых.
4. Снижение стресса - использование методов релаксации, медитации, дыхательной гимнастики, массажа, техник управления стрессом, которые позволяют снизить напряжение и повысить психологическое благополучие.
5. Хорошие гигиенические привычки - соблюдение правил гигиены, регулярное мытье рук, чистота в доме и на рабочем месте, соблюдение правил безопасности.
6. Регулярные медицинские обследования - процедуры, позволяющие рано выявить и предупредить различные заболевания и проблемы со здоровьем.
7. Отказ от вредных привычек - избегание всего, что негативно влияет на организм человека.
8. Использование технологических средств - использование специальных приложений, приборов и гаджетов для мониторинга здоровья, контроля физической активности, сна и других показателей.
Эти и другие здоровьесберегающие технологии помогают поддерживать хорошее физическое и психологическое состояние, предотвращать заболевания и повышать качество жизни.
Тем не менее, в более конкретизированной теме к задачам здоровьесберегающих технологий в обучении принято относить:
1. Уменьшение нагрузки на зрение - использование электронных учебников и онлайн-курсов, которые можно просматривать на экране устройства с подсветкой и настройками размера текста.
2. Повышение активности - использование интерактивных упражнений и игр, которые поддерживают физическую активность и движение во время обучения.
3. Снижение стресса - использование онлайн-платформ и приложений для медитации и релаксации, которые помогают расслабиться и снять напряжение во время учебы.
4. Поддержка эргономики - использование эргономических стульев и столов, подходящих для длительного сидения за партой, компьютером или рабочим местом, а также советы по правильной позе и регулярным перерывам.
5. Улучшение питания - предоставление информации о здоровом питании и готовка здоровых блюд в рамках уроков кулинарии или в школьной столовой.
6. Поддержка физического здоровья - включение физических упражнений и движения в учебный процесс, занятия спортом или физической культурой.
7. Снижение риска для здоровья от использования электронных устройств – строгий контроль времени использования электронных устройств, использование защитных экранных фильтров для снижения воздействия синего света на глаза, а также различных инструкций по безопасности в использовании компьютеров и других электронных устройств.
8. Поддержка психического здоровья - предоставление доступа к онлайн-психологическим консультациям и услугам для детей и подростков, а также использование психологических тренингов и методик для выявления уровня стресса, тревожности, и т.д.
Одним из основных элементов здоровьесберегающих технологий является физическая активность. Систематические физические упражнения помогают развивать силу, выносливость, координацию движений и гибкость. Наличие спортивных секций, занятия физкультурой и специальные здоровьесберегающие программы важны для формирования правильных привычек и укрепления физического здоровья. Помимо физической активности, важную роль играет психическое здоровье обучающихся. В школах и других образовательных учреждениях все больше внимания уделяется программам по снятию стресса, тренингам по управлению эмоциями и различным техникам релаксации. Они помогают развивать навыки позитивного мышления, управления эмоциями, а также улучшают их самооценку и самоуважение.
Другой важный аспект здоровьесберегающих технологий в обучении – правильное питание. Обучение о здоровом питании, проведение кулинарных мастер-классов, организация школьных столовых с здоровыми меню – все это способствует формированию правильных пищевых привычек и пропаганде здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в обучении также включают информационные технологии и использование новейших образовательных программ. Они позволяют учащимся избегать длительного сидения в неудобных позах, предоставляют возможность выбирать индивидуальный темп обучения и использовать разнообразные интерактивные методы обучения.
В целом, здоровьесберегающие технологии в обучении направлены на оптимизацию образовательной среды и создание условий для развития физического и психического здоровья учащихся. Их использование способствует повышению мотивации и охвату здорового образа жизни среди обучающихся разных возрастов, а также на долгосрочной основе укрепляет их здоровье.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в частности на примере МБУ ДО «Шолоховская СШ», - это использование современного оборудования и техники для обеспечения безопасности и снижения риска травм обучающихся, разработка дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на достижение спортивно-оздоровительных результатов, а также использование в учебно-тренировочном процессе методы обучения и воспитания, способствующих формированию у обучающихся компетенций к здоровому образу жизни и нетерпимости к вредным привычкам.
МБУ ДО «Шолоховская СШ» - это организация дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, расположенная в станице Вешенской Шолоховского района Ростовской области. В Шолоховской СШ реализуются дополнительные общеразвивающие программы по волейболу, киокусинкай карате, легкой атлетике, плаванию, регби, танцевальному спорту, эстетической гимнастике, функциональному многоборью, футболу, а также программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
Одной из важных здоровьесберегающих технологий Шолоховской спортивной школы является постоянный мониторинг физической активности и состояние здоровья обучающихся. Такие технологии включают в себя устройства и приложения для мобильных устройств, которые могут отслеживать пульс, количество шагов, калорийное потребление и другие показатели здоровья. Это помогает стимулировать обучающихся к активной физической активности и позволяет тренерам-преподавателям более эффективно оценивать и контролировать физическое состояние. Для обучающихся Шолоховской СШ предусмотрено заполнение дневников самоконтроля в приложении «Мой спорт. Спортсмен», что в значительной степени помогает осуществлять мониторинг состояния. В свою очередь, тренеры-преподаватели, пользуясь приложением «Мой спорт. Тренер», выполняют планирование учебно-тренировочных занятий, исходя из возможностей обучающихся в определенных группах и рекомендованных тренировочных нагрузок, подбирая тем самым оптимальный план тренировок. «Мой спорт. Спортсмен» и «Мой спорт. Тренер» - приложения, функционирующие на базе региональной АИС «Мой спорт», рекомендованной для использования в учебно-тренировочных группах, осуществляющих обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки по избранным видам спорта.
В целях укрепления здоровья, гармоничного физического и духовного развития обучающихся, профилактики вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты прав и законных интересов детей и подростков, возможности творческого развития и организации досуга в летний каникулярный период в Шолоховской спортивной школе успешно реализуется летняя оздоровительная кампания. Традиционно обучающиеся МБУ ДО «Шолоховская СШ» отделения киокусинкай карате вместе с тренером-преподавателем приняли участие в учебно-тренировочных сборах.
Трехнедельные тренировки поочередно совмещались с отдыхом, что давало обучающимся время для восстановления сил. Кроме этого в период отдыха обучающиеся получали и укрепляли знания ката.
На протяжении 21 дня в лагере обучающиеся выполняли поставленные для них тренировочные задачи, которые оказали благоприятное воздействие на улучшение в общей спортивной и физической подготовке в период летних каникул.
Следуя распорядку дня и соблюдая спортивный режим, обучающиеся прошли тренировочный курс, по окончании которого были проведены контрольные тестирования и соревнования по киокусинкай карате.
Таким образом, сочетая технику и тактику, силу и внимание, проходила работа на концентрацию организма в усиленном физическом режиме. Положительное воздействие оказывало сбалансированное питание, заключающееся в соблюдении режима и комбинировании продуктов растительного и животного происхождения.
Помимо выездных учебно-тренировочных сборов тренерами-преподавателями МБУ ДО «Шолоховская СШ» была организована работа на летних оздоровительных площадках образовательных организаций Шолоховского района. Главная цель проводимых мероприятий – пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, а также формирование у молодежи любви к физической культуре и спорту. Досуг детей разнообразили соревнования по тэг-регби, футболу и лёгкой атлетике, лапта, «Казачьи забавы», весёлые старты «Мы за ЗОЖ!», мастер класс-по установке палатки и эстафеты «Моё безопасное лето». Проводимые спортивные мероприятия способствовали не только популяризации активного времяпрепровождения, но и дальнейшему физическому развитию и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Немаловажным аспектом сохранения здоровья обучающихся в период распространения вирусов и инфекций является привитие детям с раннего возраста компетенций ведения здорового образа жизни. В Шолоховской спортивной школе реализуется ряд краткосрочных программ на отделении легкая атлетика среди обучающихся дошкольного возраста. Применение программ посредством проведения занятий в спортивно-игровой форме повышает у детей способность понимать важность соблюдения личной гигиены и закаливания, необходимость выполнения физических упражнений для общего укрепления организма.
Итак, применение здоровьесберегающих технологий в МБУ ДО «Шолоховская СШ» позволяет повысить уровень физической подготовки и здоровья обучающихся. Здоровье является одним из основных критериев успешности в спорте, поэтому использование здоровьесберегающих технологий в спортивной школе может значительно улучшить результаты и достижения юных спортсменов.
Во-вторых, здоровьесберегающие технологии помогают предотвращать травмы и технические ошибки, что также способствует повышению безопасности и эффективности занятий спортом. Это особенно важно для детей и подростков, так как они находятся в процессе формирования своего здоровья и могут быть более уязвимыми к травмам.
Таким образом, к конкретным здоровьесберегающим технологиям, применяемым в Шолоховской спортивной школе, относятся:
1. Мониторинг физической активности и пульса. Системы мониторинга физической активности помогают контролировать уровень нагрузки и быстро реагировать на признаки перенапряжения или утомления. Использование дневников самоконтроля позволяет адаптировать тренировки под индивидуальные показатели каждого обучающегося.
2. Использование специализированного оборудования и атрибутики. Например, использование качественных татами, амортизирующих поверхностей и защитных средств, способных снизить риск получения травм и повреждений при тренировках обучающихся отделения карате киокусинкай.
3. Рациональное питание и гидратация. Обучение правильному и здоровому питанию может значительно повлиять на их энергетический баланс и общую физическую подготовку. Также важно обучать детей правилам гидратации и обеспечивать наличие питьевой воды во время тренировок. Такие компетенции прививаются детям дошкольного возраста на отделении легкая атлетика, где формирование привычек к здоровому образу жизни происходит в игровой и спортивно-развлекательной форме, исходя из возрастных особенностей обучающихся.
4. Регулярные медицинские осмотры и консультации. Проведение регулярных осмотров у детей и подростков помогает выявить и предотвратить развитие возможных заболеваний или проблем со здоровьем, которые могут негативно сказаться на тренировках и спортивной подготовке. Запись на обучение в МБУ ДО «Шолоховская СШ» возможна только при предъявлении медицинского допуска к занятиям физической культурой и спортом. Данный допуск должен предоставляться систематически, в соответствие со сроком его действия.
Применение здоровьесберегающих технологий в МБУ ДО «Шолоховская спортивная школа» позволяет обеспечить безопасность и эффективность тренировок, а также помогает достичь более высоких результатов в спорте у обучающихся. Это в свою очередь способствует развитию физической культуры и здорового образа жизни среди молодого поколения.
1. Васильева, А.И. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: методические рекомендации [Электронный ресурс] / А.И. Васильева. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2014. - Режим доступа: http://www.mpuni.ru/images/pdf/metodicheskie-rekomendatsii/zdorovesber.pdf
2. Ильин, М.О. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников / М.О. Ильин. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2013. - 423 с.
3. Карев, В.В. Здоровьесберегающие технологии профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы / В.В. Карев, Л.А. Панченко, И.С. Карева. - Минск: Университетское, 2011. - 200 с.
4. Кашеваров, М.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании: сущность, основные задачи и направления реализации / М.А. Кашеваров // Научные и технические библиотеки. - 2017. - Т. 67, № 9. - С. 97-100.
5. Михайлова, О.Н. Здоровьесберегающие технологии в обучении. Тренажеры на музейных предметах: программно-методический комплекс / О.Н. Михайлова, М.П. Щербатенко. - СПб.: Фрагмент, 2012. - 208 с.
6. Образовательные технологии: словарь-справочник / под ред. И.М. Горловой, Т.Н. Алимовой. - М.: Академия, 2009. - 352 с.
7. Роговец, И.А. Здоровьесберегающие технологии в школьном учебном заведении / И.А. Роговец // Управление образованием. - 2015. - № 2. - С. 94-99.
8. Соловьева, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Н.В. Соловьева // Образование XXI века. - 2011. - № 4. - С. 168-173.
9. Тупикова, Л.Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: учебное пособие / Л.Г. Тупикова. - М.: Сфера, 2015. - 176 с.
10. Фурсова, М.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе учебных заведений: монография [Электронный ресурс] / М.А. Фурсова. - Новосибирск, 2009. - Режим доступа: http://nsc-lib.ru/images/arhanzhel/Fursova_P1.Pdf
11. Хомцевич, В.М. Здоровьесберегающие технологии в образовании: опыт и проблемы / В.М. Хомцевич, И.Г. Тимченко // Вестник Российской академии натуральных наук. - 2012. - № 3 (78). - С. 109-113.
12. Шадрина, И.С. Здоровьесберегающие технологии в системе образования: монография [Электронный ресурс] / И.С. Шадрина. - Санкт-Петербург, 2010. - Режим доступа: http://studmed.ru/shadrina-i_kateeva-e/26_05_2014/
13. Шахсуваров, А.Р. Здоровьесберегающие технологии в системе образования: методическое пособие / А.Р. Шахсуваров. - Омск, 2017. - 156 с.