Публикация «Принцип индивидуализации в обучении чтению на уроках английского языка»

1
2
Материал опубликован 15 November 2023


ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


За последние несколько лет социальная обстановка в стране претерпела коренные изменения, которые повлекли за собой реформы в области образования. Требования качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения во многом повлияли на состояние педагогической системы и выявили потребность изменения форм обучения подрастающего поколения. В условиях достаточно гибкой и вариативной социальной практики значимость индивидуального подхода в обучении значительно повышается. Стремления внедрить в практику школьного образования личностно-ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему индивидуализации обучения иностранным языкам.

Личностная индивидуализация в обучении включает в себя учет жизненного опыта ученика; сферу его интересов, собственное мировоззрение, желаний, склонностей; его характер, темперамент; статус личности в коллективе. Как отмечает Е.И. Пассов, задача учителя заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке, определении индивидуальных особенностей личности учащегося, организации на этой основе своей деятельности, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика [1].

Методика реализации принципа индивидуализации на уроках английского языка строится на технологии дифференциации, т.е. разноуровнего обучения с последующим разноуровневым контролем. Взяв в качестве критерия уровень обученности английскому языку, мы условно разделили учащихся на три группы: (А) сильные ученики, (B) средние и (C) слабые.

Базируясь на типологии упражнений и учитывая индивидуальные особенности учеников, мы разработали следующий алгоритм действий. За основу работы с целью совершенствования умений устной речи берется текст по страноведению. Ученикам класса предлагается базовый текст для чтения и понимания содержания. Задания каждой группы отличаются по степени сложности. Работа делится на предтекстовый, текстовый и послетектовый этапы.

Первый этап направлен на первичное ознакомление учащихся с текстом. Группа А ведет поисково-исследовательскую деятельность: находит информацию об авторе, дополнительный материал, необходимый для погружения всего класса в изучаемую тему и т.д. В это время группы В и С выполняют упражнения на автоматизацию лексических единиц изучаемого текста.

Второй – текстовый – этап предполагает для группы А составление плана, отображающего общее содержание текста. Группа В читает текст и составляет вопросы по содержанию. Группа С готовит чтение и перевод изучаемого текста.

На послетекстовом этапе при пересказе текста, учащимся группы В разрешается предварительно подготовить план ответа, пользоваться ключевыми словами, выписками из текста. Ученики группы С выполняют задания на активизацию лексических единиц текста. Пересказывать текст начинают слабые ученики, сильные дополняют и расширяют рассказ. Для учеников группы С в качестве альтернативы предлагается составление диалога, как одного из способов реализации устной речи. Ученики группы А составляют презентации, ведут проектную деятельность. Таким образом, принцип индивидуализации реализуется при выполнении разными группами разных заданий, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс.

Дифференцированный подход также необходим при проверке результатов обучения. Целесообразно использовать комбинированный контроль, эффективность которого доказывается практикой. Одним из наиболее практичных и оперативных способов проверки является тестирование, задания которого можно также дифференцировать. Особую роль в индивидуализации обучения следует отнести самоконтролю учащихся. Формирование умений и навыков самоконтроля являются одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися.

Эффективность предложенных упражнений и форм обучения подтверждается на практике. Разработанная методика учитывает основные требования, предъявляемые к личностно-ориентированному учебному занятию. Так, деятельность педагога и учащегося строится на взаимном сотрудничестве; педагог проектирует ход урока с учетом процессуальной стороны учения; позиция учащегося постоянно изменяется: от прилежного слушателя – к активному творцу, рефлексирующему свою познавательную деятельность при решении учебных задач.

Список цитируемой литературы

1. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – М:, 1988. – С. 158


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет публикации

15 November 2023

Спасибо, исправила

15 November 2023

Похожие публикации