Статья «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Семенова Татьяна Ильинична,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Чёрный Ключ
Статья на тему «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться.
Э.Тоффлер
Первостепенная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.
В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Каковы же критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Как же включить всех учащихся класса в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько метапредметные и личностные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Уроки литературного чтения являются базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Надеюсь, что представленный мной материал вызовет интерес и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Приёмы для формирования функциональной грамотности
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает в себя:
-постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению;
-определение характера текста: сплошные тексты (без визуальных изображений),несплошные тексты (с визуальными изображениями);
-просмотр заголовка текста;
-предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
Наиболее распространенные приемы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Учащимся предлагаются суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ученикам предлагаю прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение- слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
«Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой отвечает.
Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).
«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Прием «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - логически – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
Использование этих и других приёмов помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Это:
1.Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приёмы после текстовой деятельности:
«Тайм-аут»
Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Чтение первой части текста. Работа в парах.
Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
фактической информации текста, изложенной вербально;
подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки, продолжение.
«Создание диафильма»
На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
«Крестики-нолики».
Этот прием предполагает два вида работы:
Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
Предлагаю использовать ещё следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Синквейн»
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником»
применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Например, детям предлагается написать аналог сказки.
Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы
- Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).
Придумай свою сказку, заполни таблицу.
- О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.
Самостоятельное заполнение всей таблицы.
Кто герой сказки? Какой он? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
Что может делать? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
Что не может делать? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
О чём мечтал? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
Кому и как помог? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
Кем был спасён? |
………………………………………………………… ……………………………………………………….... |
Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»
Приём «Создание викторины»
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Приём «Логическая цепочка»
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты –
сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты –
умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -
уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
( И.Г. Песталоцци).
Список литературы:
1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2. https://intolimp.org/publication/formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia.html
3.https://lektsii.com/2-99604.html
4. Долгополова Р.Г. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2021/08/19/priyomy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
5. Валиева Д.Ф. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/priyomy-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnostina-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole-5557763.html
6. Ерош О.А. Современные приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sovremennye-priemyformirovaniia-funktsionalnoi-gr.html