Мастер-класс «Приёмы развития описательной речи у дошкольников 5-7 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Малышок» с. Доброе Добровского муниципального района Липецкой области.
Из опыта работы учителя – логопеда Ярцевой Ольги Викторовны
«Приёмы развития описательной речи у дошкольников 5-7 лет»
Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в детском саду. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. У многих детей отмечается бедность словарного запаса, ограниченного обиходно – бытовой лексикой, недостаточно сформированы грамматические категории , они испытывают трудности в развёрнутом, самостоятельном высказывании, составлении последовательного рассказа по сюжетной картине, серии картин, а тем более на заданную тему. Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается и в том, что в настоящее время ребенок недостаточно общается со взрослыми, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Большую часть времени проводит за разнообразными гаджетами (телефон, компьютер) .Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, снижает потребности в общении, препятствует овладению знаниями.
В коррекционно – логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующая кропотливого, длительного труда логопеда. Подтверждение этого в работах многих авторов. Использование методик. Предлагаемых В. П, Глуховым, Л. Н. Ефименковой, А. В. Соболевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, успешно апробированных и используемых на практике, в полном объёме не всегда возможно в связи с высокой трудоёмкостью, сложностью речевой патологии, недостаточной мотивацией.
Актуальность данной темы видеться в том, что наглядное моделирование облегчает детям старшего дошкольного возраста овладение связной речью. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Такие авторы как Эльконин Д. Б., Венгер А. Л., Ткаченко Т. А. считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом, также позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.
Именно в этом и состоит новизна моего опыта. Он может быть адресован широкому кругу педагогов: логопедам, педагогам по развитию речи, воспитателям, как начинающим, так и опытным, а также родителям.
Во время изучения литературы, я определила цель и задачи работы.
Целью моей работы является доведение речевого развития ребёнка до нормы, определённой для каждого возрастного этапа. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Задачи:
- обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;
- активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, наречия, необходимые для высказывания;
- на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец;
- формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности;
- отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и с ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность другим педагогам детского сада.
Результат работы: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшилось качество речи, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами других педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи сенсорно – графические схемы, схематические – модели, схемы для составления рассказа.
Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов;
- при описании картин.
Но в ходе проводимых занятий, было замечено, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности. Часто первые рассказы детей по моделям получаются очень схематичными, короткими, не содержательными.
Поэтому, перед тем, как перейти к занятию по развитию связной речи, дети должны «наработать » словарь по данной лексической теме. Для этого на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий языка мы совместно с воспитателями обогащаем словарь детей, учим согласовывать слова между собой. Из своего опыта работы с детьми я увидела, что многие дети затрудняются в подборе прилагательных к существительным, глаголов. Чтобы исправить эти пробелы, я предлагаю детям игры «Скажи больше слов» или «Солнышки». Принцип этих игр один и тот же: дети по заданию логопеда подбирают прилагательные к данному существительному (предмету), например: «Яблоко какое? (Круглое, большое, красное, гладкое, твёрдое, душистое, сочное) и выкладывают треугольники или лучики у солнышка по количеству подобранных слов. Как правило, дети не могут подобрать более 3-4 прилагательных. Тогда я решила помочь им и составила карточки, на которых обозначены символы обследования предметов. Чем больше анализаторов обследует предмет, тем больше информации мы можем получить об этом предмете (карточка с изображением глаза, руки, языка). Глазами мы можем увидеть форму, размер предмета, его цвет; рукой мы можем определить, какой на ощупь предмет: гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий.
С помощью языка мы можем сказать, какой предмет на вкус: кислый, сладкий, горький и т.д.
Далее, что мы сможем сделать с этим предметом (развиваем глагольную лексику), для чего он нам нужен (съесть, сварить, отжать сок, мариновать, заморозить и т.д.).
По числу названных прилагательных или глаголов мы выкладываем лучики у солнышка или строим ёлочки из треугольников. Эта схема универсальна для тем «Овощи», «Фрукты». По другим темам по мере возможности использую карточки, варьируя их в зависимости от лексической темы. Так, при обследовании мебели, одежды, обуви, мы используем схемы с глазом, рукой и постепенно подходим к составлению описательного рассказа по схеме. В конце недели я предлагаю детям самим записать свой рассказ на кружках, выбрав необходимые символы для описания какого – либо предмета. Дети рисуют эти символы цветными карандашами и проговаривают предложение, соответствующее этому символу. Работа по составлению описательного рассказа продолжается дома с родителями. Дети с удовольствием составляют рассказ о выбранном предмете. Задача родителей – внимательно выслушать своего ребёнка и самому составить рассказ по схеме на кружках.
В работе по описанию предметов мы также используем загадки, составленные самими детьми (используя схему), приём описания предметов без их названия. Этот приём схож с составлением загадок детьми, но отличается тем, что вводится игровой персонаж, в роли которого выступает сначала сам педагог, а потом один из детей. Игровой персонаж звонит по телефону в магазин и спрашивает, есть ли в нём предмет указанной формы, величины, цвета, назначения и т.д. Продавец должен узнать предмет по его описанию и ответить Незнайке. Затем в игру вступают другие персонажи, роль которых исполняют дети.
При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.
Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, наблюдательности и любознательности.
Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, мы широко используем игровые формы работы с включением элементов соревнования, подбираем приёмы, стимулирующие активность и инициативу детей.
Для обогащения словаря детей новой лексикой каждое новое слово объясняем и вводим в активный словарь через логопедические (словесные) игры и упражнения. Учим детей чётко, правильно называть предметы, предметные картинки.
Если ребёнок даёт правильный ответ, то забирает картинку себе:
"Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
"Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
"Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
"Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
"Кто где живет?", "Чьи детки?"
7. "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
8. Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).
9. "Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).
Параллельно этой работе, мы упражняем детей в словоизменении и словообразовании:
как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий)и др. Речевой материал подбирается в соответствие каждой лексической теме недели.
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность. Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу) Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Мы предлагаем детям полезные и интересные виды работ:
"Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
"Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).
"Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.
Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.
Убери лишнюю картинку, назови рассказ.
Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.
Придумывание рассказа по схеме.
"Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке, снежинке ит.д.).
Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.
10. Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет.
11. Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.
12. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").
13. Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка.
Полезны игры, развивающие описательную речь:
"Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
"Угадай-ка" узнай предмет по описанию.
"Небылицы".
"Мое любимое животное".
"Наши хорошие и плохие дела".
"Как передвигаются животные?".
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Список литературы:1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296с.
2.Белобрыкина О.А. Речь и речевое общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240с.
3.Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед. – 2007. – № 3. – с. 97
4.Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.С. Выготский. Собр. Соч. 6 том. - М.: Педагогика 1983г. Т.2- С 340
5.Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 224с.
6.Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием М., 1995г.
7.Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76с.
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2005. – 316с.
9.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые подходы и приемы. – М.: Гном и Д, 2003. – 48с.
10.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999. – 160с.
11.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 2004. – 224с.
12.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. – № 4. – с. 102
13.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 С. 346
9