Приёмы целеполагания на уроках русского языка и литературы Стефанова Л.М., учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара
Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. На этапе целеполагания учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. На данном этапе урока формируется внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Этап целеполагания
Целеполагание Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Цель – предвосхищаемый результат, образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Поставить цель - предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности.
Показатели сформированности педагогической компетентности в постановке целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; умение перевести тему занятия в педагогическую задачу; умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач.
Реальны, достижимы, конкретны Соотносимы с типом и содержанием урока Личностно ориентированы Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика» Ц Е Л И Реальны, достижимы, конкретны Соотносимы с типом и содержанием урока Личностно ориентированы Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика»
Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Эпиграф Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка Кластер Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Отсроченная догадка Исключение Знаю – Не знаю – Хочу узнать Проблема предыдущего урока Приёмы целеполагания
Приём «Яркое пятно» Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером. Внимание учащихся через зрительное восприятие концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее формулируются тема и цели урока. Например, тема урока русского языка в 5 классе «Краткие прилагательные»: молодёжь, сторож, СВЕЖ, рожь, ёж, морж, ложь.
Приём «Исключение» Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие: 1. Через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновать свой выбор. 2. Из ряда загадок или слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов выделить лишнее. Например, тема урока русского языка в 7 классе «Подчинительные союзы»: И, А, ЕСЛИ, НО, ИЛИ.
Приём «Группировка» Предлагаем учащимся разделить ряд слов на группы, обосновать свой выбор. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например, тему урока «Буквы о и е после шипящих на конце наречий» в 7 классе можно рассмотреть на классификации слов: ПЕВУЧЕ, СВЕЖО, ГОРЯЧО, ТЯГУЧЕ, КОЛЮЧЕ.
1. Намеренно допускаются ошибки в правописании слов. Например, при изучении темы «Правописание чередующихся гласных О – А в корне -ГОР- - - ГАР-» в 6 классе можно дать такое задание: найдите ошибки в правописании корней с чередованием А–О. Предлогать помощь, закончить излажение, загарелый спортсмен, бронзовый загар, маленький расток, выростить в теплице, косаться земли, косание мяча рукой. 2. Правописание каких корней вам незнакомо? 3. Учащиеся формулируют тему и цель урока. Приём «Лови ошибку!»
Этот приём можно использовать при изучении биографии писателя или поэта. 1. В конце одного из уроков даётся высказывание о том или ином авторе и задаётся вопрос: «О каком писателе (поэте) идет речь»? 2. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос. Приём «Отсроченная отгадка» Примеры вопросов: Какой писатель является первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе? (И.А. Бунин) В честь какого поэта установлено рекордное количество памятников в мире? (А.А. Пушкин, 670 памятников)
Приём «Домысливание» 1. Предлагаем учащимся слова-помощники: - повторим … - изучим … - узнаем … - проверим … С их помощью учащиеся формулируют цели урока. 2. Предлагаем учащимся продолжить ряд слов. Например, тему урока «Будущее время глагола» в 6 классе предлагаем определить, продолжив ряды слов: Играть – играл – играю - … Читать – читал – читаю - … Писать – писал – пишу - …
Тема «Словосочетание» (русский язык, 5 класс) 1. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. 2. Назовите словосоставляющие основы данного слова. 3. Вспомните математический термин ЧЁТНЫЕ ЧИСЛА (чётное число — целое число, которое делится на 2 без остатка). 4. Попробуйте объяснить значение слова. 5. Найдите значение слова в Толковом словаре. Приём «Работа над понятием»
Приём «Кластер»
Приём «Кластер» 1. Учащимся с помощью кластера предлагается определить тему урока. 2. Вспомнить, что им уже известно об имени прилагательном. 3. Сформулировать цели урока: что хотят узнать, чему хотят научиться.
Приём «Проблемный вопрос» 1. Вниманию учащихся предлагаются высказывания, демонстрирующие противоположные взгляды на личность А.И. Солженицына и его творчество (В.В. Путин, В.Г. Распутин, С. Говорухин, М.А. Шолохов и др.). 2. После представления разных мнений учащимся задаётся вопрос: - Как вы считаете, кто из русских писателей, известных людей в большей степени прав? Мнения учащихся тоже, как правило, разделяются. Наличие разных точек зрения, поиск ответа на вопрос определяют содержание учебной цели на уроке. Литература, 11 класс. А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества.
Приём «Эпиграф» Урок литературы в 7 классе «Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». 1. Работа с высказываниями, пословицей. Какое слово пропущено во всех этих высказываниях? … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон) Потерял … - потерял себя. (Пословица) Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик) 2. Формулирование темы, целей урока. 3. Запись понравившегося высказывания в тетради в качестве эпиграфа к уроку.
Приём «Знаю... / Не знаю … / Хочу узнать …» 1. Предъявляется тема урока. На доске или карточке - таблица из трёх колонок. 2. Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме, добавляют, что они хотели бы узнать. 3. Во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке. Знаю Не знаю Хочу узнать
«Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг её» (М. Эбнер-Эшенбах) «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно» (Г.Э. Лессинг) «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег) В мире мудрых мыслей
Селиванова Галина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна