Статья на тему «Проблемы развития орфографической зоркости и навыков грамотного письма» (4–7 классы)
Проблемы развития орфографической зоркости и навыков грамотного письма.
«Главное внимание учителя, - считает П.С. Жедек, - должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами». Навыки грамотного письма, относятся к числу сложнейших, поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача – создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографической зоркости играет, проговаривание.
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Формирование навыка грамотного письма и связной русской речи взаимосвязано и взаимообусловлено. Развитие речи учащихся осуществляется не только в процессе специальных тренировочных упражнений, но и в ходе работы над грамматикой, словообразованием и орфографией.
На начальном этапе необходимо научить детей распознавать орфограмму. В письменной работе учащиеся должны уметь выделять, показывать орфограмму графически, в устных работах называть её. На каждом уроке должна проводиться словарно – орфографическая работа. Это могут быть задания на написания слов, в которых были допущены ошибки ранее; работа над новыми словами, которые даны в учебнике в рамочках; или работа по различным видам словарных диктантов (объяснительный, предупредительный, выборочный, графический и другие). Обязательно нужно вести анализ словарно - орфографической работы, где указывается дата, вид работы и фиксируются допущенные ошибки. Это помогает увидеть, над какими ошибками нужно работать, какие новые слова ещё не усвоены детьми. Очень нужным и полезным видом работы по формированию орфографической зоркости является работа с текстом. В тексте нужно выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно брать короткие четверостишия, считалки, поговорки и пословицы.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.
Списывание простое и осложнённое
В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание
При осложнённом списывании выполняем следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Комментированное письмо.
Комментированное письмо - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений на основе проговаривания по слогам. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученики на определённый период получают разрешение пропускать букву, если не знают какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
1. пропуски делаются везде, где есть орфограммы;
2. пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Письмо с проговаривание.
Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки орфографического навыка является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Какографическое письмо.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Письмо по памяти.
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.
Диктант
1) Предупредительный диктант
2) Объяснительный диктант
3) Выборочный диктант
4) Свободный диктант
5) Самодиктант
6) Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
Опорные схемы
1. Буквы а, о в –ЛАГ- --- - ЛОЖ-
-ЛАГ- |
- ЛОЖ- |
Перед Г - А полагать |
Перед Ж – О разложить |
|
|
Исключение : полог |
2. Буквы А, О - ГАР- ---- - ГОР-; - ТВАР- ---- - ТВОР-; - КЛАН - ------ - КЛОН –
- ГАР-; - КЛАН-; - ТВАР- |
-ГОР-; -КЛОН-; - ТВОР- |
Под ударением -А- Угар, кланяться |
Без ударения – О- Загорелый, поклон, творец |
Исключение: выгарки, изгарь, пригарь, утварь, |
3. Разделительные Ъ и Ь
Ъ |
Ь |
Перед Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласную. Подъём, съем, разъезд |
Перед Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова. Серьёзный, птичьи. крестьянин |
4. Правописание приставок
З |
С |
Перед звонкой согласной Безводный, изранить |
Перед глухой согласной Рассыпать, нисходить |
5. Правописание - ТСЯ -- - ТЬСЯ в глаголах
-ТСЯ |
-ТЬСЯ |
Что лелают? Что делают? 3 лицо |
Что делать? Что сделать? Неопределённая форма глагола |
Подобные схемы можно применять как при закреплении орфограмм, так и при изучении нового материала. Ознакомившись с содержанием таблиц, учащиеся самостоятельно определяют тему урока и правила правописания. Можно задать несколько наводящих вопросов по схеме, которые помогут сформулировать правило правописания слова. Уместно предложить дополнить схемы своими примерами, подобное упражнение даёт возможность проанализировать много примеров, что способствует обогащению речи учащихся. Следующий этап работы по опорным схемам это отработка навыка правописания слов. Это может быть работа по сопоставлению написаний, распределению слов по колонкам, при этом опорные схемы служат для опоры и справки. По мере того как учащиеся овладевают умением читать готовые схемы, можно предложить им моделирование и составление своих схем. Подобные задания развивают интерес, способствуют активизации учебной деятельности, а вместе с тем учащиеся будут подготовлены к составлению обобщающих схем по блокам при подготовке к итоговой аттестации.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии. Использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, игровые, модульные технологии – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Список использованной литературы
Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе М. - 2000
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 2006.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии. - М.,1991.
Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. - М., 2019.
Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии -I960- № 2.
Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.// Избр. произв. - М., 2016.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Пед. соч.: Т. 6. - М., 1988.
Щерба Л.В. Основные принципы орфографии и их социальное значение. - М.: Аспект Пресс, 2007.