Проект: «Анкетирование»
Проект: «Анкетирование»
Цель проекта: Ознакомление с видами вопросов для анкет, формирование умений в составлении вопросов для анкетирования.
Участники проекта: учащиеся 3Б класса.
Время проведения проекта: 1 четверть.
Оборудование: карточки с образцами анкет и типами вопросов: «Питание», «Книги», «Сказки» (Приложение 1), презентация по теме проекта, компьютер, экран, проектор.
План реализации проекта:
Знакомство с типами вопросов.
Упражнение в формулировании вопросов. Игра «Диалог».
Знакомство с правилом составления анкет.
Составление анкет (работа в группах):
Выбор темы.
Определение количества вопросов (5 – 7).
Составление анкет (самостоятельно).
Проведение анкетирования.
Обработка и оформление результатов.
Ход работы:
Знакомство с типами вопросов.
Анкетирование – проведение письменного опроса с помощью разработанной анкеты. Вопросы бывают уточняющие и восполняющие.
Уточняющие
Прямые «Ли» - вопросы
Сложные Простые
Из нескольких Условные Безусловные
вопросов
Есть условие Нет условия
Восполняющие
Неопределенные «К» - вопросы
Не прямые
Сложные Простые
Из нескольких вопросов Из одного вопроса
Упражнение в формулировании вопросов. Игра «Диалог».
Учащиеся распределены на 3 группы. Каждая группа получает свое задание: 1 группа составляет простые вопросы, 2 группа - сложные вопросы, 3 группа - «ли» - вопросы. Спрашивающий адресует свой вопрос к конкретному ученику и должен получить на него ответ.
Примеры вопросов каждой группы:
1 группа: Правда, что у тебя дома живет котенок? Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен? Верно ли, что за субботой следует воскресенье? Правда ли, что волк это хищное животное? Верно ли, что если есть много сахара, то можно заболеть?
2 группа: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с друзьями или ты любишь играть в них один? Кто, когда и где может использовать твой рисунок? Будешь ли ты делать зарядку с родителями или ты любишь заниматься спортом один? Будешь ли ты делать уроки с друзьями, или ты будешь их делать один?
3 группа: Верно ли, что тебе 8 лет? Надо ли делать уроки? Должен ли ты ходить в школу? Верно ли, что кошка это домашнее животное? Надо ли делать зарядку по утрам?
Знакомство с правилом составления анкет.
Требования к составлению анкет:
Цель анкеты: наладить контакт с человеком, отвечающим на вопросы твоей анкеты. Для этого не следует в самом начале анкеты располагать трудные вопросы. Первые вопросы анкеты должны быть наиболее простыми.
Вопросы должны носить исследовательский характер.
Вопросы в анкете должны быть четкими, ясными, доступными, представляющими нужную информацию.
Анкета может быть анонимной. (Это когда отвечающий не хочет представлять исследователю данные о себе: фамилию, имя, отчество, возраст, род занятий и так далее).
Нельзя использовать в анкете сокращений.
Анкета должна быть построена грамотно.
Анкета должна быть напечатана на отдельном листе бумаги достаточно крупным шрифтом.
Нельзя переносить вопросы со страницы на страницу.
Составление анкет (работа в группах):
Учащиеся распределились на 9 групп по желанию:
1 группа: Мирзиянова Милана, Мариненко Дарья;
2 группа: Баранова Руслана, Баранов Арсений;
3 группа: Яхненко Варвара, Кручинина Софья, Константинова Азалия, Ижбуляков Артем;
4 группа: Карпова Арина, Лобанова София;
5 группа: Баринов Кирилл, Маковеев Иван;
6 группа: Ефимкина Элина, Чубаркин Тимур;
7 группа: Чупров Дмитрий, Бастрыкина Мария;
8 группа: Иванов Ярослав;
9 группа: Алёкин Клим, Бурганов Руслан.
Выбор темы каждая группа осуществляла самостоятельно.
1 группа: тема: «Сладости»;
2 группа: тема: «Книга и чтение в моей жизни»;
3 группа: тема: «Сказки»;
4 группа: тема: «Моя семья»;
5 группа: тема: «Любимые занятия»;
6 группа: тема: «Спорт в жизни человека»;
7 группа: тема: «Домашние животные»;
8 группа: тема: «Школа»;
9 группа: тема: «Друзья».
Определение количества вопросов
Обсудив анкеты, предложенные руководителем и пособием, пришли к выводу, что каждая анкета должна включать от 5 до 7 вопросов.
Составление анкет (самостоятельно).
1 группа – анкета по теме: «Сладости» включает в себя следующие вопросы:
Какие ты любишь сладости?
Конфеты
Пирожное
Шоколад
Зефир
Печенье
Ты часто ешь сладости?
Да
Нет
Ты угощаешь друзей конфетами?
Да
Нет
Сколько ты ешь конфет в день?
От 2 до 5
От 5 до 10
Много
Не много
Ты умеешь делать конфеты самостоятельно?
Да
Нет
Ты бы хотел(а), чтобы на улице шел конфетный дождь?
Да
Н ет
2 группа – анкета по теме: «Книга и чтение в моей жизни» состоит из следующих вопросов:
Есть ли у тебя самая любимая книга?
Да
Нет
Какую книгу ты перечитывал(а) много раз?
Книга, которую ты читаешь сейчас?
Сколько книг ты прочитал(а)?
От 3 до 10
От 10 до 30
Сколько книг у тебя дома?
Много
Мало
3 группа – анкета по теме: «Сказки» включает следующий список вопросов:
Тебе нравится читать сказки?
Да
Нет
Тебе нравится, когда тебе читают сказки?
Да
Нет
Ты любишь читать сказки брату или сестре?
Да
Нет
Сочинял(а) ли ты когда-нибудь сказку?
Да
Нет
Что в сказках всегда побеждает?
Добро
З ло
4 группа – анкета по теме: «Моя семья» включает следующие вопросы:
Сколько человек у тебя в семье?
4
3
У тебя есть брат или сестра?
Брат
Сестра
Какой труд объединяет вашу семью?
Играть в компьютер
Не знаю
Какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями?
Какого вопроса, на ваш взгляд, не хватает в моей анкете?
5 группа – анкета по теме: «Любимые занятия» состоит из следующих вопросов:
Твое любимое занятие?
Твой любимый кружок?
Твоя любимая игра?
Нравится ли тебе делать уроки?
Д а
Нет
Тебе нравится ходить к друзьям в гости?
Да
Нет
Тебе нравится помогать маме?
Да
Нет
6 группа – анкета по теме: «Спорт в жизни человека»:
Занимаетесь ли вы спортом?
Да
Нет
Какой ваш любимый вид спорта?
В каком возрасте вы начали заниматься спортом?
Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?
Есть ли у вас спортивные достижения? Если есть, то какие?
Делаете ли вы по утрам зарядку?
Да
Нет
Нравится ли вам заниматься спортом?
Да
Нет
7 группа – анкета по теме: «Домашние животные»:
Какие животные живут у тебя дома?
Какого они окраса?
Что они больше всего любят есть?
Что они любят делать?
Ты любишь своих домашних животных?
Сколько у тебя домашних животных?
Т ы гуляешь с ними?
8 группа – анкета по теме: «Школа»:
Любишь ли ты учиться?
Да
Нет
Ты отличник?
Д а
Нет
В каком ты классе?
Сколько у тебя друзей в школе?
У тебя дружный класс?
Да
Нет
К акой у тебя самый любимый урок?
9 группа – анкета по теме: «Друзья»:
Есть ли у тебя друзья?
Да
Нет
У тебя много друзей?
Много
Мало
Твои друзья помогают тебе в беде?
Да
Нет
У вас есть общая тайна?
Да
Нет
Вы часто ссоритесь?
Да
Нет
Проведение анкетирования.
Участники каждой группы заполнили бланки для анкетирования и провели опрос среди учащихся 3-х классов школы.
№ группы | Тема анкеты | Число опрошенных учащихся |
1 группа | «Сладости» | 7 человек |
2 группа | «Книга и чтение в моей жизни» | 5 человек |
3 группа | «Сказки» | 6 человек |
4 группа | «Моя семья» | 5 человек |
5 группа | «Любимое занятие» | 5 человек |
6 группа | «Спорт в жизни человека» | 5 человек |
7 группа | «Домашние животные» | 5 человек |
8 группа | «Школа» | 4 человека |
9 группа | «Я и мои друзья» | 4 человека |
Всего приняло участие в анкетировании 46 человек.
Обработка результатов.
Каждая группа подвела итоги анкетирования:
Познакомились с ответами респондентов.
Подсчитала количество ответов положительных и отрицательных на каждый вопрос
Сделала выводы
Познакомила с результатами анкетирования учащихся класса.
группа – анкета по теме: «Сладости» включает в себя следующие вопросы:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
Какие ты любишь сладости? | конфеты | 3 – 43% |
шоколад | 2 – 28% | |
пирожное | 1 – 14% | |
мороженое | 1 – 14% | |
леденцы | 1– 14% | |
Ты часто ешь сладости? | да | 5 – 72% |
нет | 2 – 28% | |
Ты угощаешь друзей конфетами? | да | 7 – 100% |
нет | 0 | |
Сколько ты ешь конфет в день? | от 2 до 5 | 3 – 43% |
от 5 до 10 | 3 – 43% | |
много | 1 – 14% | |
немного | 0 | |
Ты умеешь делать конфеты самостоятельно? | да | 0 |
нет | 7 – 100% | |
Ты бы хотел(а), чтобы на улице шел конфетный дождь? | да | 6 – 86% |
нет | 1 – 14% |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Сладости». Все респонденты любят разные сладости и едят их каждый день в большом количестве, что может отрицательно сказаться на состоянии их здоровья. Все опрошенные щедрые люди, охотно делятся сладостями с друзьями. Самостоятельно изготавливать конфеты не умеют, но только один из них не желает, чтобы с неба сыпал конфетный дождь.
группа – анкета по теме: «Книга и чтение в моей жизни» состоит из следующих вопросов:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Есть ли у тебя самая любимая книга? | да | 3 – 60 % |
нет | 2 – 40 % | |
2. Какую книгу ты перечитывал(а) много раз? | «Золушка» | 1 – 20 % |
«Репка» | 1 – 20 % | |
«Принцесса на горошине» | 1 – 20 % | |
«Буратино» | 1 – 20 % | |
никакую | 1 – 20 % | |
3. Книга, которую ты читаешь сейчас? | «Кортик» | 1 – 20 % |
никакую | 4 – 80 % | |
4. Сколько книг ты прочитал(а)? | от 3 до 10 | 3 – 60 % |
от 10 до 30 | 2 – 40 % | |
5. Сколько книг у тебя дома? | много | 4 – 80 % |
мало | 1 – 20 % |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Книга и чтение в моей жизни»: У большинства отвечающих есть любимая книга, которую они перечитывали несколько раз. Большинство респондентов на момент анкетирования ничего не читали, но практически у всех дома большая библиотека книг.
3 группа – анкета по теме: «Сказки» включает следующий список вопросов:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Тебе нравится читать сказки? | да | 6 – 100% |
нет | 0 | |
2. Тебе нравится, когда тебе читают сказки? | да | 4 – 67% |
нет | 2 – 33% | |
3. Ты любишь читать сказки брату или сестре? | да | 1 – 17% |
нет | 5 – 83% | |
4. Сочинял(а) ли ты когда-нибудь сказку? | да | 6 – 100% |
нет | 0 | |
5. Что в сказках всегда побеждает? | добро | 6 – 100% |
зло | 0 |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Сказки»: Всем респондентам нравится читать сказки. Большинству нравится, когда им читают. Любит читать сказки брату или сестре только один из опрошенных. Все отвечающие сочиняли сказки и все ответили, что добро побеждает зло.
4 группа – анкета по теме: «Моя семья» включает следующие вопросы:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Сколько человек у тебя в семье? | 4 | 4 – 80% |
3 | 1 – 20% | |
2. У тебя есть брат или сестра? | брат | 3 – 60% |
сестра | 2 – 40% | |
3. Какой труд объединяет вашу семью? | играть в компьютер | 2 – 40% |
не знаю | 3 – 60% | |
4. Какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями? | играем в карты | 1 – 20% |
изготавливаем поделки | 1 – 20% | |
катаемся на санках | 1 – 20% | |
гуляем | 1 – 20% | |
играем в шашки | 1 – 20% | |
5. Какого вопроса, на ваш взгляд, не хватает в моей анкете? | Сколько у тебя братьев или сестер? | 2 – 40% |
У тебя есть домашние животные? | 1 – 20% | |
никакой | 2 – 40% |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Моя семья»: У большинства респондентов семья состоит из 4-х человек. Большинство анкетируемых не знают, что объединяет их семью, У большинства отвечающих есть брат, и они считают анкету полной.
5 группа – анкета по теме: «Любимые занятия» состоит из следующих вопросов:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Твое любимое занятие? | играть в шашки | 1 – 20% |
физкультура | 1 – 20% | |
играть с друзьями | 1 – 20% | |
рисовать | 1 – 20% | |
ходить на танцы | 1 – 20% | |
2. Твой любимый кружок? | плавание | 2 – 40% |
информатика | 1 – 20% | |
танцы | 1 – 20% | |
шашки | 1 – 20% | |
3. Твоя любимая игра? | нет | 2 – 40% |
прятки | 1 – 20% | |
догонялки | 1 – 20% | |
караси и щуки | 1 – 20% | |
4. Нравится ли тебе делать уроки? | да | 4 – 80% |
нет | 1 – 20% | |
5. Тебе нравится ходить к друзьям в гости? | да | 4 – 80% |
нет | 1 – 20% | |
6. Тебе нравится помогать маме? | да | 5 – 100% |
нет | 0 |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Любимые занятия»: Большинству респондентов нравится делать уроки и ходить в гости. Всем опрошенным нравится помогать маме.
6 группа – анкета по теме: «Спорт в жизни человека»:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Занимаетесь ли вы спортом? | да | 4 – 80% |
нет | 1 – 20% | |
2. Какой ваш любимый вид спорта? | лыжи | 2 – 40% |
футбол | 3 – 60% | |
3. В каком возрасте вы начали заниматься спортом? | От 3 до 5 | 2 – 40% |
С 7 до 9 | 3 – 60% | |
4. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом? | 3 раза | 3 – 60% |
4 раза | 2 – 40% | |
5. Есть ли у вас спортивные достижения? Если есть, то какие? | да | 0 |
нет | 5 – 100% | |
6. Делаете ли вы по утрам зарядку? | да | 4 – 80% |
нет | 1 – 20% | |
7. Нравится ли вам заниматься спортом? | да | 5 – 100% |
нет | 0 |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Спорт в жизни человека»: Большинство опрошенных занимаются спортом и любят спортивные занятия, в большинстве случаев, футболом, но начали серьезные занятия с 7-ми лет. Спортивных достижений не имеют. Практически все опрошенные делают по утрам зарядку.
7 группа – анкета по теме: «Домашние животные»:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Какие животные живут у тебя дома? | кошка | 3 – 60% |
собака | 2 – 40% | |
2. Какого они окраса? | серый | 4 – 80% |
черный | 1 – 20% | |
3. Что они больше всего любят есть? | корм | 5 – 100% |
4. Что они любят делать? | играть | 3 – 60% |
спать | 2 – 40% | |
5. Ты любишь своих домашних животных? | да | 5 – 100% |
нет | 0 | |
6. Сколько у тебя домашних животных? | 3 | 3 – 60% |
1 | 1 – 20% | |
5 | 1 – 20% | |
7. Ты гуляешь с ними? | да | 4 – 80% |
нет | 1 – 20% |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Домашние животные». У большинства опрошенных дома живет кошка. Все респонденты кормят своих животных кормом. У большинства отвечающих животные любят играть. Все опрошенные любят своих животных.
8 группа – анкета по теме: «Школа»:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Любишь ли ты учиться? | да | 4 – 100% |
нет | 0 | |
2. Ты отличник? | да | 1 – 25% |
нет | 3 – 75% | |
3. В каком ты классе? | 3 | 4 – 100% |
4. Сколько у тебя друзей в школе? | 8 | 1 – 25% |
много | 3 – 75% | |
5. У тебя дружный класс? | да | 4 – 100% |
нет | 0 | |
6. Какой у тебя самый любимый урок? | физкультура | 2 – 50% |
математика | 1 – 25% | |
изо | 1 – 25% |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Школа»: Все респонденты любят учиться. Большее количество опрошенных не отличники. Все отвечающие учатся в 3 классе. У большинства респондентов много друзей в школе. Все опрошенные считают, что у них дружный класс. Любимым уроком является физкультура.
9 группа – анкета по теме: «Друзья»:
Вопросы | Ответы | Кол-во ответов |
1. Есть ли у тебя друзья? | да | 4 – 100% |
нет | 0 | |
2. У тебя много друзей? | много | 4 – 100% |
мало | 0 | |
3. Твои друзья помогают тебе в беде? | да | 4 – 100% |
нет | 0 | |
4. У вас есть общая тайна? | да | 2 – 50% |
нет | 2 – 50% | |
5. Вы часто ссоритесь? | да | 2 – 50% |
нет | 2 – 50% |
Вывод по результатам анкетирования по теме «Друзья»: У всех респондентов есть и много друзей. У всех ответивших друзья помогают в беде. У половины опрошенных есть общая тайна, и половина респондентов сказали, что они часто ссорятся со своими друзьями.
Результативность проекта
Цель проекта «Ознакомление с видами вопросов для анкет, формирование умений в составлении вопросов для анкетирования» достигнута.
Учащиеся, работая в группах, сумели составить анкету по выбранной ими теме и провести опрос среди третьеклассников школы.
Учащиеся определили достаточное количество вопросов от 5 до 7 в каждой анкете. Респондентам было предложено 9 анкет по понятной и близкой для учащихся начальных классов тематике. В опросе приняли участие 46 третьеклассников.
Данное количество вопросов и их формулировка позволили обобщить ответы респондентов и сделать выводы по результатам анкетирования.
13