Проект «Дети — это цветы жизни... А если их целый букет?»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 42 г. Витебска»
Дети – это цветы жизни… А если их целый букет?
Руководитель: Сверчкова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Витебск, 2019
Оглавление
Введение………………………………………………………………3 – 4
Основная часть
2.1. Дети – это цветы жизни. А если их целый букет? Что такое многодетная семья? ……………………………………………………………………………. 5 – 6
2.2. Гонка за лидером………….. ……………………………………… 7 - 8
2.3. Положительные стороны жизни многодетных семей …………… 9 – 10
Практическая часть……………………………………………………11 – 12
Заключение……………………………………………………………. 13
Список использованных источников…………………………………14
Приложения…………………………………………………………….15 – 25
1 Введение
Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье - основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
У меня есть подруга Варя. Мы с Варей подруги, потому что у нас много общего. Мы обе учимся в одном классе, нам нравится один и тот же предмет - математика, мы любим рисовать и хорошо учимся.
Мы понимаем, что наша школьная жизнь во многом похожа. А вот насколько наш образ жизни совпадает вне школы?
В нас много общего. И, все - таки, у нас есть одно, на мой взгляд самое главное отличие: Ева - из многодетной семьи (кроме неё есть ещё две девочки и два мальчика). А я из обычной семьи: у меня - только один брат.
Мы задумались… Почему в одних семьях много детей, а вдругих - нет. Детям нравится больше жить в семье, когда у них много братьев и сестёр или наоброт они хотят быть у родителей, по возможности, единственными. В результате пришло решение изучить данный вопрос.
Работать над данным исследованием мы решили вместе.Это оказалось достаточно интересно и, самое главное, познавательно.
Сегодня мы хотим поделиться своими новыми знаниями и впечатлениями.
Сегодня семьи, в которых трое и более детей считаются редкостью. Мы с уважением говорим о таких семьях. Нам кажется, что это тема важна именно в настоящее время, чтобы укрепить статус многодетной семьи и повысить рождаемость. Особенно она касается молодого поколения, ведь семья - одно из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Цель работы: изучение демографической обстановки в нашем микрорайоне.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей существования многодетной семьи;
- составить генеалогические древа наших семей;
- изучить какими льготами пользуются семьи, которые воспитывают трёх и более детей;
- проанализировать количество многодетных семей и детей в этих семьях в нашем микрорайоне и школе;
- провести анкетирование учащихся нашего класса.
Гипотеза: предположим, что количество многодетных семей в нашем микрорайоне постоянно увеличивается.
Объектом исследования были выбраны многодетные семьи.
Предметом исследования являлись особенности многодетных семей.
Методы исследования: анализ литературы по данной теме (теоретические исследования); проведение социологических опросов; анализ полученных данных; сопоставление полученных результатов; метод сравнения, наблюдения; проведение эксперимента; практическая деятельность во внеурочное время.
Основная часть
2.1 Что такое многодетная семья?
Приступив к изучению своей темы исследования, мы, прежде всего, поинтересовались, какое лексическое значение несет слово «семья». В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова мы прочитали, что семья это:
Группа живущих вместе близких родственников.
Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Группа животных, птиц, состоящих из самца, самки и их детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида.
Во всех этих определениях можно выделить ключевое понятие - группа объектов, близких друг другу по физиологическим или социальным признакам.
Что такое семья - понятно всем. Семья - это дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. Это опора во всех бедах и несчастьях, это крепость, за стенами которой царят любовь и покой.
Еще 150 - 200 лет назад почти каждая семья по современным меркам была многодетной. В недалёком прошлом наличием даже в небогатой семье пяти - шести, а то и большего количества детей, никого было не удивить.
«У кого детей много, тот не забыт у Бога!» - гласит русская народная пословица.Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Это неудивительно. Ведь тогда дети воспитывались как помощники по хозяйству и были опорой для старших.
В XIX веке трое детей - это был минимум, много рожали и крестьянки, и дворянки. В среднем, в одной семье, согласно дошедшим до нас статистическим данным, было 3 - 6 (шестеро) детей. Общество около ста лет назад было в большей степени религиозным, и избавление от ребенка осуждалось церковью. При этом, как отмечают историки, по принципу многодетности строились больше крестьянские семьи. Это можно объяснить тем, что мужчины дворяне женились позже, чем крестьяне, и тем, что в деревнях дети считались рабочей силой. Чем больше в семье человек, тем большее хозяйство они смогут обслуживать.
100 лет назад общество делилось на сословия. В связи с этим можно выделить дворянские, купеческие и крестьянские семьи.
Семья дворянская, купеческая.
Состав семьи: отец, мать, дети - как правило, более пяти. И только, если болел кто-то из родителей, либо преждевременно умирал, например, война, несчастный случай, болезнь, тогда в семье было мало детей.
Воспитание и уход за детьми с грудного возраста осуществляли кормилицы, затем гувернантки. Помощь в воспитании и уходе в таких семьях всегда оказывали бездетные тетушки, сестры отцов и матерей, дальние бедные родственники. Так было принято - жили одной большой семьей.
Образование детей зависело от половой принадлежности. Мальчики, как правило, учились (по настоянию или простому выбору родителей) в кадетских училищах, гимназиях, затем получали высшее образование - университеты, институты в России или за границей. Для девушек - институты или курсы благородных девиц, затем также университеты, институты в России или за границей. Оплата за обучение осуществлялась родителями.В семье Антона Павловича Чехова было шестеро детей. В семье царя Николая второго - пятеро детей.
Купечеству было позволено учиться в коммерческих училищах России.
Крестьянская семья (приложение 1).
Одной из самых больших многодетных семей считалась семья Федора Васильева, жившего в 18 веке,из Шуйского уезда (сейчас Ивановская область России). Его жена с 1725 по 1765 год рожала 27 раз и родила 69 детей: 16 двойняшек, 7 тройняшек и 4 четверняшек. Сам Фёдор был глубоко верующим человеком, соблюдал все каноны домостроя. Сегодня ещё живут его потомки, но никто из них не имел и не имеет так много детей (приложение 2).
Уход и воспитание в крестьянских семьях было делом матери, бабушек и всей родни, которая могла помочь. Крестьянские дети чаще не были сыты, но без пригляда не оставались никогда. Это были многовековые традиции, даже в советское время основная масса крестьянских семей воспитывала своих детей также, что называется, всем миром.
В 19 веке половина крестьянских детей (мальчиков) получала начальное бесплатное образование (девочки только 10%). Гимназии, а затем и агрономические курсы, могли закончить только дети из обеспеченных семей.
Государство никогда не было озабочено проблемами рождаемости, управляло по принципу «Население большое - ещё нарожают».
Основное снижение рождаемости детей пришлось на начало 20 столетия. Из - за многочисленных войн, голода, изменений в государственной поддержке людей рождаемость детей резко сократилась. И только после победы в Великой Отечественной войне положение резко меняется. К 1955 году население страны достигло довоенного уровня.
Сегодня статус многодетной получают семьи, в которых есть трое и больше родных или усыновленных несовершеннолетних детей.
Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Сегодня каждые 4 минуты в Беларуси рождается ребенок. И это отличный темп, по мнению специалистов, к которому страна шла многие годы. Рост рождаемости наблюдается с 2004 года. В 2007 году количество малышей впервые за долгие годы превысило 100 000. По данным белорусской статистики в прошлом году в Беларуси родилось 95 000 детей. В республике количествомногодетных семей увеличилось до 80 000 и с каждым годом количество их растет, в том числе семей, где рождаются двойни и тройни.
2.2 Гонка за лидером
Для того чтобы узнать, что отличает многодетную семью от семьи, в которой воспитывается 1 или 2 ребёнка, наша учительница Светлана Анатольевна посоветовала обратиться за помощью к нашему школьному педагогу социальному Новик Ирине Геннадьевне. И вот о чем мы узнали.
В 2011 году президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко сказал: «Один ребенок - ваш, второй - тоже ваш, но можно подумать о вашей поддержке, а вот третий ребенок – этой мой ребенок», то есть, ребёнок, семья будут ощущать помощь государства.
В Республике Беларусь проводится достаточно эффективный комплекс мер по повышению рождаемости и в их числе - самые различные льготы для многодетных семей. Государственная поддержка многодетных семей отдельная статья расходов с множеством пунктов, начиная с льготных кредитов на строительство жилья и заканчивая бесплатным питанием для школьников.
В частности это:
Жилищные льготы: многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий, получение льготных кредитов на строительство и покупку жилья.
Налоговые льготы.
Снижение пенсионного возраста для многодетных женщин. Для женщин, которые родили и воспитали до возраста 8 (восьми) лет пять и более детей, предусмотрено снижение пенсионного возраста до 50 лет с условием, что трудовой стаж женщины не менее 15 лет.
Льготы на обучение и питание: многодетная семья получает право на бесплатное питание для новорожденных детей до достижения ими возраста двух лет и бесплатное питание в школе.
Любому из родителей, воспитывающему трех и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего заработка.
Первоочередной прием в детские дошкольные учреждения. Снижение на 50 процентов платы за питание в дошкольных учреждениях. Снижение платы за пользование учебниками на 50 процентов.
От Ирины Геннадьевны мы узнали, что в нашей школе 75 многодетных семей, в которых воспитывается 242 несовершеннолетних ребенка.
Также Ирина Геннадьевна рассказала нам о том, что количество многодетных детей и количество детей в этих семьях ежегодно увеличивается.
Под руководством Ирины Геннадьевны мы проанализировали ситуацию в школе за три года. И вот какие данные мы получили. В 2016 году таких семей было - 61, детей в них 191. В 2017 году - 78 семей, в которых воспитывался 251 ребенок.В 2018 году - таких семей стало 75 и в них 242 ребенка.
Ситуация в микрорайоне школы выглядит следующим образом:
в 2016 году числилось 106 семей с 332 детьми;
в 2017 году 164 семьи и 517 детей;
в 2018 году 236 семей и 727 детей (приложение 3).
Ирина Геннадьевна пояснила, что эти цифры постоянно растут, что говорит о том, что у нас в стране созданы все условия для того, чтобы как можно больше супружеских пар принимали решение о создании многодетной семьи.
2.3 Положительные стороны жизни многодетных семей
Проанализировав полученную информацию, изученную литературу по данному вопросу, мы хотим привести аргументы в пользу многодетных семей.
Аргумент 1: дружелюбие
Семьи с несколькими детьми всегда более дружны. Можно смело утверждать, что многочисленные исследования психологов, свидетельствующие о том, что в многодетных семьях дети вырастают отзывчивыми и заботящимися друг о друге, верны.
Аргумент 2: общительность
Еще одним преимуществом является то обстоятельство, что, как правило, человек, выросший в многодетной семье, очень общителен. Такие люди всегда приятны окружающим и часто добиваются успехов в самых разных областях.
Аргумент 3: любовь
Доказано, что дети укрепляют семью и сильнее объединяют супругов, ибо являются результатом их любви и близких отношений. В семьях с несколькими детьми разводы случаются намного реже, чем в семьях, где один - двое детей.
Рождение каждого последующего ребенка вносит в семейную жизнь не только заботы по уходу за новым членом семьи, но и свою новизну в отношения супругов. Как правило, родители в большой семье живут вместе всю свою жизнь и празднуют не один юбилей совместной жизни.
Аргумент 4: отсутствие эгоизма
Давно известно также, что один ребенок в семье вырастает эгоистом, что само по себе экономически невыгодно. Бытует заблуждение, что наличие нескольких детей в семье - это большие расходы. В настоящее время даже очень богатые люди имеют не более двух (!) детей. Почему? Вроде бы и условия позволяют, и деньги есть. Ответ очень прост: «Так удобнее, у всех сейчас так».
К слову, заметим, что многие родители, имеющие более двух детей, говорят о закономерности: с каждым новым ребенком благосостояние и психологическая обстановка в семьи улучшаются.
Этому можно найти и весьма простое объяснение: ответственные родители с каждым пополнением в семье сами начинают активно искать способы улучшения собственного материального благополучия, и у многих это получается. Дети в данном случае выступают неким стимулом для повышения материальной обеспеченности семьи.
Аргумент 5: «А вам слабо?»
Большая семья создает человеку имидж сильного, ответственного и успешного человека, который не зря живет на этом свете и может справедливо сказать друзьям: «А вам слабо?».
На Кавказе, где люди славятся своим гордым нравом и горячим характером, традиционно распространена многодетная семья, причем это касается как мусульман, так и христиан, населяющих данный регион.
Такими же были и репродуктивные установки наших предков. Но в какой-то момент произошел серьезный надлом в нравственной сфере, вследствие которого наше общество отходит от любви к детям и становится на тупиковый путь массовой «детобоязни».
Аргумент 6: продолжение рода
Существует общеизвестное представление о смысле нашей жизни, которое сводится к необходимости сделать что-то доброе, что-то после себя оставить (написать книгу, посадить дерево, построить дом и т.д.).
Так вот, ребенок - это продолжение своих родителей.А если детей у них несколько, значит, именно столько полезного они после себя и оставили, продлили свой род, свою фамилию.
3 Практическая часть
3.1 История развития нашей семьи
Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!
Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!
Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!
Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!
В ходе работы над нашим исследовательским проектом у нас появился вопрос: «Почему у одних родителей возникает желание иметь много детей, а у других нет»? Услышать ответ на этот вопрос, мы хотели, конечно же, из первых уст. Вот, что ответили наши родители:
Семья Недвецких: «Потому что мы любим детей и в многодетной семье никто не будет одинок»
Семья Лариных: «В нашей семье нет примера многодетности. Может быть, поэтому, что мы не готовы к такому шагу и боимся, что не справимся, если в семье будет более двух детей».
В ходе исследования мы отметили, что мало знаем об исторических корнях своей семьи. А ведь семья - это отражение истории нашей страны.
Мы решили узнать, были ли в наших семьях в прошлом многодетные семьи. И не просто, сколько в них было детей, а какими они были, кем стали, чего достигли. Получить эти сведения нам помогли близкие родственники.
В результате опроса были составлены генеалогические древа наших семей. Из представленных Вашему вниманию родословных деревьев хорошо видно, что тенденция к многодетности в одной семье прослеживается, а в другой нет (приложение 6 и 7).
3.2 Результаты анкетирования
Мы провели анкетирование 26 обучающихся 4 «А» класса ГУО «Средняя школа № 42 г. Витебска». Вот какие результаты опроса мы получили (приложение 4).
Обучающиеся 4 -го классов хотят жить в многодетной семье чаще всего потому, что с другими детьми можно будет поиграть, они смогут оказать дополнительную помощь или потому, что можно будет о ком - то заботиться.
Обучающиеся 4 -го классов не хотят жить в многодетной семье, в основном, потому, что с другими детьми придется делиться какими - либо благами или потому, что другие дети будут шуметь и мешать делать уроки или отдыхать.
Из полученных результатов можно сделать следующий вывод:
- наши сверстники признают, что в многодетной семье интереснее жить и дети вырастают в них более дружными, отзывчивыми.
Также мы провели анкетирование многодетных родителей. Вот, что ответили нам взрослые (приложение 5).
Из анкетирования многодетных родителей можно сделать вывод, что они справляются с содержанием и воспитанием своих детей и наличие большого количества детей говорит об осознанности данного шага, хотя им необходима определенная помощь государства.
В ходе исследования мы выяснили, что многодетным матерям, имеющим 5 и более детей, вручают медали. А в Витебской области учреждена областная премия имени Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой - Марченко, которую ежегодно торжественно вручают многодетным мамам. О наградах, их обладателях мы расскажем, когда подробно изучим и дополним нашу работу о статусе многодетных семей. Это будет следующей темой исследования.
4 Заключение
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: количество многодетных семей, и количество детей в этих семьях имеет тенденцию увеличения. Многодетные семьи являются одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Мы считаем, что семья - это самое важное, что есть в мире, в жизни каждого из нас. В результате работы над проектом мы поняли, что многодетная семья и семья, в которой не более двух детей - это само по себе не хорошо и не плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами.
Мы хотим многого добиться в жизни, мы будем стараться учиться у своих родителей, учителей. Мы хотим, чтобы в наших семьях всегда было взаимопонимание во всём, доверие и уважение друг к другу.
5 Список использованных источников
Акимова, Л.В., Лагутенкова, Г.М. Демографический кризис и трудовые ресурсы Беларуси/Л.В.Акимова, Г.М. Лагутенкова. //Современные технологии управления социально-экономическими процессами: материалы конф. студентов, магистрантов и аспирантов/БНТУ.- Минск, 2008.-265с.
Андреевна, И.Н., Прилепко Е.М. Семейные ценности как фактор развития белорусского общества // Постсоветское пространство в миропорядке 21 в.: перспективы, особенности, будущее / НАН Беларуси, Ин-т философии; науч. ред. Т.И. Адуло. - Минск, 2011. - 359с.
Антонов А.И. Судьба семьи в России XXI века / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - Москва, 2000. - 445с.
Закон Республики Беларусь 29 декабря 2012 г. N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (в ред. Закона Республики Беларусь от 07.05.2014 N 148-З,с изм., внесенными Законом Республики Беларусьот 31.12.2013 N 97-З)
Кодекс о браке и семье: принят Палатой представителей 03 июня 1999 г.: одобр. СоветомРесп. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 01 января 2013 г. - Минск: Амалфея, 2013. - 145с.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. - 48с.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - О демографической ситуации в январе-апреле 2018 г. - Минск, 2018.-Режим доступа: http://belstat.gov.by. - Дата доступа:18.05.2013.
etotvoyalife.blogspot.com
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Количество многодетных семей в микрорайоне
Количество детей в многодетных семьях
Количество многодетных семей в средней школе № 42 г. Витебска
Количество детей в многодетных семьях средней школы № 42 г. Витебска
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета 1
Является ли твоя семья многодетной?
а. да
б. нет
Хотел ли бы ты, чтобы твоя семья была многодетной?
а. да
б. нет
Если ты ответил(а) «да», то почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если ты ответил(а) «нет», то почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, в многодетной семье дети вырастают более дружными?
- в многодетной - в семье с маленьким количеством детей
Как ты думаешь, в какой семье детям уделяется больше внимания?
- в многодетной - в семье с маленьким количеством детей
Как ты думаешь, в какой семье интереснее и веселее жить?
- в многодетной - в семье с маленьким количеством детей
Является ли твоя семья многодетной?
Хотели ли бы вы жить в многодетной семье?
Как ты думаешь, в многодетной семье дети растут более дружными?
Как ты думаешь, в какой семье детям уделяется больше внимания?
Как ты думаешь, в какой семье интереснее и веселее жить?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкетирование многодетных семей
Общие сведения о многодетной семье
1.Ваш возраст? _____________________________________________________
2.Сколько детей в Вашей семье?_______________________________________
3. К какой возрастной группе относятся Ваши дети?
- дошкольники - младшие школьники - старшие школьники
4. А вы сами из многодетных семей? ___________________________________
5. Как Вы проводите досуг? (отметьте несколько вариантов)
В кругу семьи, занимаюсь с детьми
Активный отдых (спорт, туризм, рыбалка и пр.)
Чтение, рукоделие
Просмотр телевизора
Посещаем кинотеатры, театры, выставки, музеи
Другое__________________________________________________________
6. Какие кружки, секции посещают Ваши дети?
__________________________________________________________________
Не посещают (причины)_____________________________________________
__________________________________________________________________
Материальное положение семьи
7. Трудовая занятость родителей?
Работаем
Не работаем
Работает супруг (супруга)
Занимаемся индивидуальным предпринимательством
8. Основной источник дохода семьи?
Заработная плата
Социальные выплаты
Помогают родственники
9. Жилищные условия
Собственная квартира
Частный сектор
Арендное жилье
Проживание у родственников
Социальная поддержка
10.В чём нуждается Ваша семья?
Материальная помощь (денежные выплаты)
Помощь в трудоустройстве
Социальная поддержка (льготы, субсидии)
Улучшение жилищных условий
Другое__________________________________________________________
Ваш возраст
Сколько детей в Вашей семье?
Возраст детей
Вы сами из многодетных семей?
Как Вы проводите досуг?
Посещают ли Ваши дети кружки, секции?
Ваша трудовая занятость
Основной источник дохода семьи
Ваши жилищные условия
В какой помощи нуждается Ваша семья?
25