Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни.
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть, не без основания, считают свою миссию особенно весомой государственные деятели, медики, священники, но…когда в класс заходит учитель и начинается священное действо, имя которому урок, руль планеты и судьба человечества, его будущее – именно в руках учителя.
Учитель – не профессия, а призвание, образ жизни, посвященный детям. Однажды Д.А. Медведев произнес с экранов TV: «…не устраивает зарплата – идите в бизнес». Можно бесконечно обсуждать это высказывание, спорить и не прийти к единому мнению. У каждого своя точка зрения, своя правда. Но, что действительно, - в этой профессии остаются лишь те, кто готов работать с полной отдачей независимо от денежного вознаграждения.
Будучи ученицей, я очень хотела быть похожей на нашу учительницу английского языка Людмилу Леонидовну Тихонову. Мне нравились ее методы обучения, стиль преподавания, внешний вид, характер. Английский язык у нас был введен в пятом классе, и чуть ли не с первых уроков я уже определила свое будущее. Лучшая ученица класса, затем – школы, я стала помощницей своей любимой учительницы. Проверяла знание материала у других учеников, продолжала вести урок, если Людмиле Леонидовне необходимо было куда-то уйти по делам.
Окончив школу с серебряной медалью, я поступила в Смоленский государственный университет. Лекция за лекцией, год за годом – и вот я уже студентка – практикантка. Практика в школе принесла мне массу эмоций и начальный опыт. На четвертом курсе – английский язык, на пятом – немецкий.. грустно было расставаться с каждым классом, где я попробовала себя в качестве учителя.
ВУЗ окончен, сданы на отлично гос. экзамены по английскому и немецкому языкам, защищен диплом, и тоже на отлично. Я даже не рассматривала варианты трудоустройства – только в школу. Мне повезло – я пришла работать в школу, где работала моя бабушка, и где училась моя мама, и где еще преподавали учителя тех поколений. Получилось настоящее продолжение трудовой династии. И свой первый урок я помню до сих пор, а, значит, это важное для меня событие.
С тех пор прошло уже достаточно времени, чтобы я смогла увидеть и оценить результаты своей деятельности, проанализировать свои ошибки. Я обучаю и воспитываю детей, являюсь классным руководителем. И очень люблю детей, которым отдаю свои знания, энергию и время.
Учитель должен постоянно совершенствоваться. И не только в профессии. Он учится общению не только с детьми, но и с их родителями, учится разрешать нестандартные ситуации на уроках и после них. Он не только преподает, но, самое главное, воспитывает детей. Любовь и уважение к детям, искреннее желание помочь, поддержать, вселить уверенность – обязательное условие деятельности учителя. Педагог, обучая и воспитывая детей, формирует их взгляды, развивает творческую индивидуальность, способствует формированию личности.
В профессиональной работе я достигла пусть небольших, но таких важных для меня и моих учеников достижений. Именно мои ученики стали первыми и вторыми в городе по результатам ГЭ и ЕГЭ по моему предмету, мои ученики занимали призовые места в конкурсах, олимпиадах, мои ученики принимали участие чуть ли не во всех интернет - олимпиадах по РФ и занимали призовые места, и мои ученики вдруг выражали желание пойти учиться «на ин. яз». А я, как учитель, получала дипломы и благодарственные письма за подготовку таких замечательных ребят. Да и сама я принимала участие в учительских олимпиадах и всегда занимала первые или вторые места. Это говорит о том, что я не стою на месте, а совершенствуюсь в профессии. Растет и моя профессиональная категория.
Иностранный язык – не математика. Основное здесь – не неукоснительная логика, и даже не память. Основное здесь – навык, систематическое изучение. Без навыка трудно развиваться, подниматься выше в изучении предмета.
Конечно, преподавание иностранного языка – учебный процесс, связанный с методическими программами и планами, педагогическими требованиями, стандартами обучения. Но всегда приветствовался творческий подход к преподаванию. Уроки учителя, внесшего в обучение что-то свое, увлекают учеников, вызывают интерес к предмету и запоминаются.
Творческий педагог соединяет науку с практикой. Педагогическое творчество направлено на совершенствование путей обучения и воспитания. Оно создает собственную базу, собственный опыт педагога. Но становление личности учителя и повышение его педагогического мастерства опирается на передовой опыт, которым делятся лучшие мастера своего дела.
Однако не следует слепо использовать чужие наработки. Лучше взять их “на вооружение” для улучшения качества собственного преподавания. И в своей деятельности я это использую.
Здесь я не буду раскрывать «секреты» своих наработок. Но хочу заметить, что, не имея технических средств помощи, я использую свои – «не технические».
Учитель не может быть специалистом во многих науках, «из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил», но, «желательно, чтобы многие науки не были ему совершенно чужды». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950, т.8, с.32). С тех пор количество наук, на которые опирается педагогика, намного возросло, однако эти вещие слова не утратили своего значения.
Родители доверяют школе самое дорогое – своего ребенка, и на нас, учителях, лежит огромная ответственность за будущее нашей страны. Какими они станут, наши сегодняшние ученики, зависит и от меня лично.
И, как говорится, пусть ученик перерастет своего учителя!