12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Лидия Сергеевна305
Работаю воспитателем с 2011 года. Квалификационная категория - высшая. В профессию эту пришла не сразу, но поработав с дошкольниками, поняла, что это то дело, которым я хочу заниматься.
Россия, Челябинская обл., Челябинская область, Троицкий район, п. Целинный

МБДОУ «Целинный детский сад»






Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа «В гостях у Лесовичка»



t1701238566aa.jpg





п. Целинный, 2023 г.





Оглавление

МБДОУ «Целинный детский сад» 1

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа «В гостях у Лесовичка» 1

1

п. Целинный, 2023 г. 1

1.Введение 3

1.1.Актуальность 21

1.2. Адресация проекта 22

1.4 Ожидаемые результаты 23

2. Основная часть 25

2.1 План реализации проекта 25

2.2 План мероприятий 26

2.3 Бюджет проекта 27

3. Заключение 28

3.1 Оценка эффективности проекта 28

3.2 Перспективы реализации проекта 28

Приложение № 1 Карта-схема маршрута экологической тропы 29



1.Введение 3

1.1.Актуальность 3

1.2. Адресация проекта 5

1.3. Цель проекта: 5

1.4 Ожидаемые результаты 6

2. Основная часть 7

2.1 План реализации проекта 7

2.2 План мероприятий 8

2.3 Бюджет проекта 9

3. Заключение 10

3.1 Оценка эффективности проекта 10

3.2 Перспективы реализации проекта 10

Приложение № 1 Карта-схема маршрута экологической тропы 11







1.Введение

«Любовь к

Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское

экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на

то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения

детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,

эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь

малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,

равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе

каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно

приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить

первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных

представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,

тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на

всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по

экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных

способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося

им вред.

«Любовь к

Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское

экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на

то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения

детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,

эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь

малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,

равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе

каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно

приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить

первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных

представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,

тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на

всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по

экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных

способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося

им вред.

«Любовь к

Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское

экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на

то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения

детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,

эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь

малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,

равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе

каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно

приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить

первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных

представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,

тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на

всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по

экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных

способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося

им вред.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с миром природы Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

1.1.Актуальность

Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают должного результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.

Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей Родине.

Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».

Основными видами деятельности детей во время прогулок на «Экологической тропе» являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Таким образом, создание «Экологической тропы» помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.

1.2. Адресация проекта

Наш детский сад функционирует с 1983 года. Он расположен в центре поселка. Территория участка довольно большая, что дает возможность для реализации наших творческих фантазий. С открытия детского сада его территория ежегодно облагораживалась. Когда-то давно сотрудниками МБДОУ на территории были высажены саженцы, которые со временем превратились во взрослые деревья и кустарники. Но этого недостаточно для полноценного формирования экологического сознания дошкольника.  

В процессе педагогической диагностики выявлено, что многие дети не знают названий растений, которые достаточно распространены у нас в поселке и области. Знакомство происходит зачастую только через иллюстрации. Ребенок лишен возможности потрогать, понюхать и исследовать объекты живой природы. Как следствие, у ребенка нет интереса к объектам природы, он недопонимает ценность живого. Анкетирование показало недостаточный уровень экологической грамотности родителей.

Поэтому возникла идея создать проект экологической тропы, в которую включить уже имеющиеся объекты природы на территории детского сада и добавить вновь созданные.

Основным контингентом посетителей экологической тропы являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

1.3. Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.

Задачи проекта:

проанализировать теоретические основы создания экологической тропы;

выявить объекты тропы и обозначить маршруты для детей старшего дошкольного возраста;

разработать модель экологической тропы детского сада;

привлечь коллег и родителей к созданию экологической тропы;

организовать учебно-воспитательный процесс на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста;

провести мониторинг эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе.


1.4 Ожидаемые результаты

Дети:

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении экологических мероприятий.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Содействие развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители:

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей. 

Педагоги:

Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологии.

Повышение компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.



2. Основная часть 2.1 План реализации проекта

Этап

Выполненная работа

Сроки

1-этап - подготовительный



Изучение теоретических основ создания экологической тропы

Апрель 2023

Определение объектов экологической тропы с учетом специфики территории МБДОУ

Май 2023

Разработка модели экологической тропы

Май 2023

2 этап – основной




Реализация работы по созданию экологической тропы:


Создание станций-объектов экологической тропы:

«Клен»

«Пасека»

«Сиреневая сказка»

«Дорожка здоровья»

«Рябиновая аллея»

«Птичий городок»

«Метеостанция»

«Чудо-огород»

«Муравейник»

«Старый пень»

«Вяз (карагач)»

«Лиственница»

Май-сентябрь 2023 г.

Презентация экологической тропы

Сентябрь

2023

3 этап – заключительный

Подведение итогов реализации проекта.

Октябрь

2023















2.2 План мероприятий

Мероприятие

Ответственный

1

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Создание методической копилки по организации экологической тропы

Старший воспитатель:

2

1. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

2. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

3. Создание паспорта экологической тропы

Инициативная группа:


3

Создание действующих станций.

Проведение предварительной работы:

-Посадка рассады.

-Подготовка территории.

-Приобретение почвы, удобрений, инвентаря и других материалов для создания и оформления станций тропы.

-Привлечение родителей


Заведующий, зам.заведующего по АХР,

старший воспитатель, педагоги,

рабочий по обслуживанию здания.



4

Проведение торжественного открытия экологической тропы

Приглашение гостей.

Заведующий,

старший воспитатель, педагоги.

5

Составление конспектов ООД по маршруту «Экологической тропы»

Проведение занятий, прогулок, экскурсий, праздников на «Экологической тропе».

старший воспитатель, воспитатели


6

-Обобщение результатов по итогам реализации «Экологической тропы».

- Оценка (мониторинг) знаний и умений воспитанников, полученных в результате реализации проекта (использование диагностических карт освоения ООП ДО в каждой возрастной группе, составленных по методике Верещагиной Н.В.: «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» СПб ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014-2016 г.г.).

- Разработка плана дальнейшего использования предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в МБДОУ.

- Оформление методических материалов по итогам реализации проекта.

Заведующий,

старший воспитатель, воспитатели




2.3 Бюджет проекта

Статья расходов

Запрашиваемая сумма (в рублях)

Дополнительное оборудование для метеостанции

ХХХХХ


Особенности организации экологической тропы

Экологическая тропа расположилась по всей территории вокруг детского сада, общей протяженностью - 150 м.

В нее вошли уже имеющиеся природные объекты (деревья и кустарники) и вновь созданные. Получилось всего 12 станций:

«Клен»

«Пасека»

«Сиреневая сказка»

«Дорожка здоровья»

«Рябиновая аллея»

«Птичий городок»

«Метеостанция»

«Чудо-огород»

«Муравейник»

«Старый пень»

«Вяз (карагач)»

«Лиственница»

Для удобной навигации на тропе была разработана и оформлена на стенде карта схема маршрута, а также указатели станций.



3. Заключение 3.1 Оценка эффективности проекта

Хорошо разработанный проект вовлекает всех его участников в активную и продуктивною деятельность. Поэтому оценить эффективность нашего проекта мы можем по следующим показателям:

- количество проведенных мероприятий на тропе;

- качество усваиваемого материала (проведение диагностики)

- наличие самостоятельной творческой деятельности на тропе;

- отзывы о экологической тропе МБДОУ (что про нее говорят, знают и т.д.)

3.2 Перспективы реализации проекта

Возможности усовершенствования и модернизации экологической тропы безграничны. В перспективе нашей тропы: 

- создание новых станций – «Уголок поля», «Уголок леса», «Сад редких растений»;

- увеличение числа маршрутов;

-привлечение сторонних средств для улучшения и оснащения тропы.

-ввести традицию: чтобы родители вновь пришедших воспитанников высаживали деревья. Данная традиция позволит дать продолжение и развитие экологической тропы – будут созданы рябиновая аллея, кленовый проспект, яблоневый сад, еловая полянка и т.д.

- размещение вдоль тропы различных природоохранных знаков,

- усовершенствование метеостанции: приобретение дополнительного метеооборудования (барометр, компас, солнечные часы), обустройство клумб с растениями-барометрами (фиалка, календула, папоротник орляк, одуванчик) и с растениями-часами (мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак).











Приложение № 1 Карта-схема маршрута экологической тропыt1701238566ab.jpg
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.