Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа "В гостях у Лесовичка"»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа «В гостях у Лесовичка»
Оглавление
МБДОУ «Целинный детский сад» 1
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа «В гостях у Лесовичка» 1
2.1 План реализации проекта 25
3.1 Оценка эффективности проекта 28
3.1 Оценка эффективности проекта 10
3.2 Перспективы реализации проекта 10
Приложение № 1 Карта-схема маршрута экологической тропы 11
«Любовь к
Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское
экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на
то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения
детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,
эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь
малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,
равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе
каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно
приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить
первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных
представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,
тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него
впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на
всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по
экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных
способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося
им вред.
«Любовь к
Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское
экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на
то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения
детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,
эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь
малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,
равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе
каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно
приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить
первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных
представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,
тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него
впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на
всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по
экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных
способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося
им вред.
«Любовь к
Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское
экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на
то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения
детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,
эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь
малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом,
равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе
каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно
приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить
первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных
представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир,
тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него
впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на
всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по
экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных
способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося
им вред.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с миром природы Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.
1.1.АктуальностьОсновы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают должного результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.
Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей Родине.
Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».
Основными видами деятельности детей во время прогулок на «Экологической тропе» являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Таким образом, создание «Экологической тропы» помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
1.2. Адресация проектаНаш детский сад функционирует с 1983 года. Он расположен в центре поселка. Территория участка довольно большая, что дает возможность для реализации наших творческих фантазий. С открытия детского сада его территория ежегодно облагораживалась. Когда-то давно сотрудниками МБДОУ на территории были высажены саженцы, которые со временем превратились во взрослые деревья и кустарники. Но этого недостаточно для полноценного формирования экологического сознания дошкольника.
В процессе педагогической диагностики выявлено, что многие дети не знают названий растений, которые достаточно распространены у нас в поселке и области. Знакомство происходит зачастую только через иллюстрации. Ребенок лишен возможности потрогать, понюхать и исследовать объекты живой природы. Как следствие, у ребенка нет интереса к объектам природы, он недопонимает ценность живого. Анкетирование показало недостаточный уровень экологической грамотности родителей.
Поэтому возникла идея создать проект экологической тропы, в которую включить уже имеющиеся объекты природы на территории детского сада и добавить вновь созданные.
Основным контингентом посетителей экологической тропы являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
1.3. Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.
Задачи проекта:
проанализировать теоретические основы создания экологической тропы;
выявить объекты тропы и обозначить маршруты для детей старшего дошкольного возраста;
разработать модель экологической тропы детского сада;
привлечь коллег и родителей к созданию экологической тропы;
организовать учебно-воспитательный процесс на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста;
провести мониторинг эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе.
Дети:
Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении экологических мероприятий.
Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
Содействие развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
Педагоги:
Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологии.
Повышение компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этап | Выполненная работа | Сроки |
1-этап - подготовительный | Изучение теоретических основ создания экологической тропы | Апрель 2023 |
Определение объектов экологической тропы с учетом специфики территории МБДОУ | Май 2023 | |
Разработка модели экологической тропы | Май 2023 | |
2 этап – основной | Реализация работы по созданию экологической тропы: Создание станций-объектов экологической тропы: «Клен» «Пасека» «Сиреневая сказка» «Дорожка здоровья» «Рябиновая аллея» «Птичий городок» «Метеостанция» «Чудо-огород» «Муравейник» «Старый пень» «Вяз (карагач)» «Лиственница» | Май-сентябрь 2023 г. |
Презентация экологической тропы | Сентябрь 2023 | |
3 этап – заключительный | Подведение итогов реализации проекта. | Октябрь 2023 |
№ | Мероприятие | Ответственный |
1 | 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Создание методической копилки по организации экологической тропы | Старший воспитатель: |
2 | 1. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 2. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. 3. Создание паспорта экологической тропы | Инициативная группа: |
3 | Создание действующих станций. Проведение предварительной работы: -Посадка рассады. -Подготовка территории. -Приобретение почвы, удобрений, инвентаря и других материалов для создания и оформления станций тропы. -Привлечение родителей | Заведующий, зам.заведующего по АХР, старший воспитатель, педагоги, рабочий по обслуживанию здания. |
4 | Проведение торжественного открытия экологической тропы Приглашение гостей. | Заведующий, старший воспитатель, педагоги. |
5 | Составление конспектов ООД по маршруту «Экологической тропы» Проведение занятий, прогулок, экскурсий, праздников на «Экологической тропе». | старший воспитатель, воспитатели |
6 | -Обобщение результатов по итогам реализации «Экологической тропы». - Оценка (мониторинг) знаний и умений воспитанников, полученных в результате реализации проекта (использование диагностических карт освоения ООП ДО в каждой возрастной группе, составленных по методике Верещагиной Н.В.: «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» СПб ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014-2016 г.г.). - Разработка плана дальнейшего использования предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в МБДОУ. - Оформление методических материалов по итогам реализации проекта. | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
Статья расходов | Запрашиваемая сумма (в рублях) |
Дополнительное оборудование для метеостанции | ХХХХХ |
Особенности организации экологической тропы
Экологическая тропа расположилась по всей территории вокруг детского сада, общей протяженностью - 150 м.
В нее вошли уже имеющиеся природные объекты (деревья и кустарники) и вновь созданные. Получилось всего 12 станций:
«Клен»
«Пасека»
«Сиреневая сказка»
«Дорожка здоровья»
«Рябиновая аллея»
«Птичий городок»
«Метеостанция»
«Чудо-огород»
«Муравейник»
«Старый пень»
«Вяз (карагач)»
«Лиственница»
Для удобной навигации на тропе была разработана и оформлена на стенде карта схема маршрута, а также указатели станций.
Хорошо разработанный проект вовлекает всех его участников в активную и продуктивною деятельность. Поэтому оценить эффективность нашего проекта мы можем по следующим показателям:
- количество проведенных мероприятий на тропе;
- качество усваиваемого материала (проведение диагностики)
- наличие самостоятельной творческой деятельности на тропе;
- отзывы о экологической тропе МБДОУ (что про нее говорят, знают и т.д.)
3.2 Перспективы реализации проектаВозможности усовершенствования и модернизации экологической тропы безграничны. В перспективе нашей тропы:
- создание новых станций – «Уголок поля», «Уголок леса», «Сад редких растений»;
- увеличение числа маршрутов;
-привлечение сторонних средств для улучшения и оснащения тропы.
-ввести традицию: чтобы родители вновь пришедших воспитанников высаживали деревья. Данная традиция позволит дать продолжение и развитие экологической тропы – будут созданы рябиновая аллея, кленовый проспект, яблоневый сад, еловая полянка и т.д.
- размещение вдоль тропы различных природоохранных знаков,
- усовершенствование метеостанции: приобретение дополнительного метеооборудования (барометр, компас, солнечные часы), обустройство клумб с растениями-барометрами (фиалка, календула, папоротник орляк, одуванчик) и с растениями-часами (мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак).