Проект «Этнографическое наследие моей «малой» родины»
Департамент образования, науки и молодёжной политики
Воронежской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Щучинская средняя общеобразовательная школа»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Третий Форум одарённых детей
Воронежской области
Номинация «Возвращение к истокам»
Этнографическое наследие
моей «малой» родины
Подготовила:
Азарных Алина Алексеевна,
учащаяся 11 класса
Руководитель:
Пономарёва Вера Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ «Щучинская СОШ»,
397021 Воронежская область,
Эртильский район, с.Щучинские Пески,
с.Щучье – 2017
Содержание.
Введение……………………………………………………………………..с.3-9
Обоснование выбора темы исследовательской работы,
социальная проблема, цель, задачи, новизна, гипотеза, методы работы,
основная идея проекта, практическая значимость
и актуальность проекта, обзор источников и литературы,
анализ предыдущей работы по данному направлению, партнёры по реализации проекта, этапы реализации проекта.
Основная часть
Глава 1. Русские ценности как основа русской культуры…………..с. 10-11
Глава 2. …………………………………………………………………….с.12-26
Традиции и этнографические ценности жителей села Щучинские Пески
Эртильского муниципального района Воронежской области.
-
С песней по жизни-Бокаева А.А.
Фольклорный сельский ансамбль «Деревенька»
Гармонь и песня Улерих С.В.
Сельская мастерица Никитенко В.И.
Мастер народныых ремёсел Бушин Н.А.
Музейные уроки Пономарёвой В.И.
Заключение. ………………………………………………………………… ..с.27
Вывод. Перспектива.
Приложения …………………………………………………………………..с.28-36
Литература……………………………………………………………………с.37
Введение.
Обоснование выбора темы исследовательской работы. Этнографическое наследие жителей нашего Щучинско-Песковского сельского поселения складывается из сохранения и распространения в населённом пункте традиций, обрядов, народных ремёсел, обеспечивающих культурное наследие для нас, подрастающего поколения. Через познание «малой» родины, её исторического и культурного наследия человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. «Малая» родина – это колыбель человека.
Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. На мой взгляд, этнографическое наследие моего села имеет большое значение и достойно того, чтобы о нем знали жители воронежского края и даже России.
Мы живем для того, чтобы оставить о себе память. Наша память - это наши добрые дела и поступки, это наше духовное богатство. А духовное богатство личности складывается, прежде всего, из уважения к труду, благодаря которому создано все прекрасное на Земле. В каждом городе, селе есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, совершивших трудовые подвиги. Конкретные люди моей «малой» родины во все времена стремились передавать своё культурное наследие последующим поколениям. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? Я думаю, да, ведь без него он не сможет двигаться вперед и развиваться. Вот почему тема моей исследовательской работы «Этнографическое наследие моей «малой» родины».
Социальная проблема. Современному обществу требуются личности с активной жизненной позицией, которые могут легко адаптироваться в жизни. Обществу требуются личности, способные к самопознанию и решению сложных жизненных проблем.
3
Основная цель. Изучить культурное наследие родного села и постараться сохранить его для будущих поколений. Создать материал в виде записей для распространения накопленного этнографического опыта моими односельчанами среди общеобразовательных учреждений Эртильского муниципального района через выпуск брошюры.
Задачи.
1.Создать творческую группу «Корни».
2.Разработать план конкретных действий на три месяца.
3.Организовать встречи и мастер-классы с местными умельцами,
с участниками фольклорного ансамбля «Деревенька».
4. Провести совместно со школьниками массовые мероприятия
«День села», «Сельские мастера».
Новизна проекта. Обращение с инициативой к главе Щучинско-Песковской сельской администрации Шаршову В.И., депутатской группе по принятию Положения «О присвоении отдельным жителям села звания «почётный житель села Щучинские Пески Эртильского муниципального района» за личный вклад по передаче своего этнографического опыта населению» и создание Книги-летописи».
Гипотеза. Предположу, что сохранение этнографического наследия (народные ремёсла, народные песни) действительно необходимы для человека.
Объект и предмет исследования. Жители села Щучинские Пески Эртильского района, кто личным примером вносил и вносит вклад в сохранение культурного наследия в современном обществе. Биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.
4
Методы работы
анализ краеведческих источников информации;
проведение интервью;
личные встречи и беседы;
работа с материалами газетных публикаций;
изучение фотоматериалов;
анализ архивных материалов Щучинско-Песковского сельского поселения;
Практическая значимость. Полностью согласна с мнением Валентина Распутина , что «человек красив и славен своим трудом. В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Трудом создано всё прекрасное и потребное на земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда. Посредством труда и трудовой деятельности выявляется вся сущность человека. И всё это потому, что труд – естественное занятие человека. Идеалом трудовой жизни наших предков является трудолюбие, аккуратность, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Труд – это источник радости и удовольствия. Именно от труда зависит личное благополучие человека».
Актуальность проекта. Биография любого человека складывается из его роли в общественной жизни, из его творчества, умения быть современным и полезным людям. Актуальность проекта заключается в том, чтобы не только знать жизнь замечательных наших односельчан, но и в том, чтобы полученную информацию сохранить и распространить среди населения.
Обзор источников и литературы. Для написания исследовательской работы были использованы следующие источники и Интернет-ресурсы.
Публикации Эртильского краеведа Платонова В.Е.
Публикации в районной газете «Эртильские новости» о наших односельчанах.(2014-2017гг.)
Архивные материалы Эртильского краеведческого музея.
Личные беседы с жителями села.
5
Анализ предыдущей работы по данному направлению. Проблемы «малой» родины не могут не волновать нас, сегодняшних школьников, кто стремится знать и помнить культурное и трудовое наследие старшего поколения, свои этнографические корни. Проектная работа социально-краеведческого характера началась в 2012 году под руководством Пономарёвой Веры Ивановны, менялся лишь состав проектных групп.
2016 год . Второй областной фестиваль «Сельский туризм в Эртильском районе: миф или реальность?» (3 место, Азарных Алина, 9 класс, Усков Артём. 9 класс).
Свои проекты мы представляем на родительских собраниях, сельских сходах жителей сельского поселения, публикуем на сайте МКОУ «Щучинская СОШ».
Убеждена, чтобы быть настоящим патриотом своей «малой» родины, нужно знать историю и корни своих предков, сохранять и передавать последующим поколениям традиции и обычаи . Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия переживает множество событий. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о возрождении нашего общества. Я часто задумываюсь над вопросом, что значит быть патриотом? Быть патриотом - значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Партнёры:
Администрация МКОУ «Щучинская СОШ»
Сельские депутаты Щучинско-Песковского сельского поселения и глава сельского поселения Шаршов В.И.
МКУК «Сельский Дом культуры»
6
Реализация проекта отражает 5 этапов деятельности:
1 этап: Организационно – подготовительный (2017год, апрель)
Данный этап включает в себя разработку проекта и планирование деятельности.
2 этап: Информационно-познавательный ( 2017 год, май)
Нa этом этапе ведётся изучение литературы, публикаций эртильского историка-
краеведа Платонова В.Е.. интернет - источников в рамках проекта, осуществляется
сбор краеведческого материала для создания школьного этнографического кабинета, овладение основными краеведческими знаниями.
3 этап: Операционно-деятельностный (2017 год, сентябрь)
Данный этап предусматривает проведение анкетирования различных групп населения, беседы и запись интервью с сельскими мастерами народных ремёсел и творческих увлечений.
4 этап: Практико-ориентационный (2017 год, октябрь, 1-3 недели)
Реализация проекта.
5 этап: Аналитический (2017 год, октябрь, 4неделя)
Подведение итогов, анализ, планирование дальнейшей деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
1.Привлечение к поисково-исследовательской деятельности обучающихся школы. Издание материалов проекта, их распространение среди односельчан.
2. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
3.Выпуск брошюры «Этнографическое наследие жителей села Щучинские-Пески Эртильского района» для практического использования учащихся школы в изучении краеведения.
4.Создание альбома «Хранители народного мастерства».
7
5.видеоинтервью;
6.распространение буклета «Сельские мастера-умельцы» для распространения среди жителей села;
7.представление проекта на сельском сходе граждан;
8. проведение мастер-классов сельских мастеров для школьников и взрослого населения;
9.создание презентации «Ценности передачи этнографического опыта»
10. размещение презентационного материала на сайте
Анализ проведённого анкетирования
В работе над проектом активное участие приняли мои одноклассники. Мы создали творческую группу «Корни» и под руководством Пономарёвой В.И. приступили к реализации намеченного плана.
На первом этапе работы мы провели анкетирование среди различных групп населения (школьники, молодёжь от 17 до30 лет, жители села старше 40 лет)
(Приложение 1) . Всего было опрошено школьников-25 человек, модёжи-20 человек, жителей села-50 человек.
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что жители старшего поколения знают сельских мастеров ремёсел, знают и ценят прошлое своих предков (обряды, праздники, традиции), а вот молодёжь и школьники знают об этом мало. А вот научиться народным ремёслам (плетение из лозы, вязание веников) , освоить технологию создания творческих работ (использование соломки, чеканка, вышивание) хотят научиться, прежде всего, школьники и молодёжь (Приложение 2).
Вторым этапом нашей работы были встречи с сельскими умельцами. Проведя анкетирование, интервью, проанализировав имеющующиеся публикации в
8
районной газете «Эртильские новости», информацию в интернет-ресурсах , мы систематизировали и обобщили изученный материал. Мыубедились , что этнографическое прошлое нашего села имеет большое значение для последующих поколений. А само понятие «этнография» (наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру) стало для нас понятным и близким.
Образование села Щучинские Пески Эртильского района
Щучинские Пески — село Эртильского района Воронежской области. К настоящему времени (2017) здесь проживает почти 700 жителей, хотя в 2000 году их было около тысячи. Основано село в 1830 году, когда жители села Щучье, расположенного на правом берегу реки Битюга, стали переходить на левый берег. Сначала на новом месте поселилось 10 семей. В 1856 году к ним перешло еще 40 семей. В последующие десятилетия численность сельчан последовательно увеличивалась.
По мнению известного воронежского топонимика В.А. Прохорова, название Щучинские Пески (в слове Пески по украинской традиции ударение делается на первый слог) произошло от того, что это было поселение крестьян села Щучье «на песках» левобережья реки Битюга. Моё село сегодня находится на грани реального исчезновения: нет рабочих мест молодёжь вынуждена покидать свою «малую» родину. А какие красивые у нас места: село окружает сосновый лес, рядом протекает речка Битюг, проходит межрайонная трасса Эртиль-Анна и областная –Эртиль-Воронеж, раскинулись вокруг луга и только нет будущего для нас… (Приложение 3)
Выживи, российская глубинка,
В наши непростые времена.
В этой жизни я твоя росинка,
Малая ты родина моя.
Г.М.Седова
9
Глава 1. Русские ценности как основа русской культуры.
В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Это не застывшие обряды, а живая национальная память народа, пройденный им путь и неповторимый духовный опыт. Традиции хранят человека от обезличивания, позволяют ощутить связь времен и поколений, получить в трудную минуту поддержку и необходимую жизненную опору.
Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт труда, мудрого освоения окружающей природы. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.
Я абсолютно уверена, что человек может быть по-настоящему, полностью счастлив только на своей родине, в том краю, где он родился и вырос, где живут его родные и близкие, его друзья. Ведь что для человека является самым дорогим? Конечно же, это родители, дети, семья. Но эта трепетная любовь, чувство искренней привязанности к ним и выражается в слове «малая родина».
отцов и матерей, как не может нам быть безразлично горе наших родных, так не может настоящий человек быть безразличен к судьбе своей страны, к своей малой родине. Ведь он ощущает себя ее частичкой, чувствует на себе все ее тяготы и победы, Вместе с ней переживает её радости и печали. Где бы мы ни находились, куда бы ни заносила нас судьба, мыслями мы вновь и вновь возвращаемся на свою малую родину, с радостью воспринимаем любую добрую весть из родных мест, печалимся её неудачами.
10
Недавно я прочитала статью Л.А.Жуховицкого (Приложение 4) о значимости для человека старинных вещей. Действительно, проблема значимости старинных вещей для человека и общества весьма актуальна в настоящее время. Так Л.А. Жуховицкий в своей статье называет предметы не слишком далёкой старины мудрыми и полезными, потому что они тоже часть истории, не торжественной и официальной, а частной – истории наших бабушек и дедушек, в которой можно увидеть их «ежедневную борьбу за существование», их «бытовую смекалку». Предметы далёкой старины действительно помогают нам узнать эпоху наших предков, мир, в котором они жили, и то, какими они были людьми.
В нашей семье есть одно замечательное изделие - рушник. Это расшитое декоративное полотенце. Историю его рассказала мне бабушка. Мама моей бабушки очень любила вышивать. Она вышивала наволочки, занавески, скатерти. Это какую фантазию надо иметь , чтобы творить такие чудеса из цветных ниток. В зависимости от орнамента, который наносился на русские рушники, а это мог быть растительный, животный, геометрический, абстрактный орнамент зависело его назначение и роль в быту. В настоящее время в основном рушники в России применяются для проведения свадебных обрядов и украшения иконных образов. Приобретаются рушники также очень часто в качестве сувенира или подарка, однако помимо этого необходимо помнить что рушники, вышитые по специальной схеме и имеющие свою символику, являются неким связующим звеном с вашими предками и далекими временами.
Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.
Порой, даже самые обычные предметы, ежедневно окружающие человека в быту, обладают давней и богатой историей. Так, полотенце, которое теперь используется каждый день, некогда было оберегом, сопровождавшим на протяжении всей жизни.
11
Глава 2.
Традиции и этнографические ценности жителей села Щучинские Пески
2.1.С песней по жизни
Бокаева Анна Андреевна
В 1980 году был создан вокальный кружок любителей народной песни. В его составе было всего пять человек: Бокаева Анна Андреевна, Дорохина Мария Андреевна, Бушина Зинаида Акимовна, Медведева Мария Алексеевна, Тяпкина Татьяна Михайловна. Это и стало началом славного творческого пути коллектива. Каждое выступление ансамбля было праздником народной песни для селян. Ансамбль успешно выступал на районных смотрах, занимая призовые места.
Вся жизнь Бокаевой Анны Андреевны связана с песней. Её неповторимый голос и душевное исполнение русских народных песен покорял односельчан. Особой популярностью пользовались заливистые «Межпланетные частушки», которые она исполняла со своей сестрой Марией Андреевной Дорохиной. Благодаря яркому артистическому мастерству Анны Андреевны, её лирические песни, старинные мелодии и — прежде всего — веселые, жизнерадостные частушки получили большую популярность среди односельчан.
Песни в исполнении Бокаевой Анны Андреевны – это безмерная широта, доброта и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
12
Важно не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей. Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами.
2.2.Русская народная песня- душа народа
Фольклорный сельский ансамбль «Деревенька»
Вот уже более 20 лет фольклорный сельский ансамбль «Деревенька» дарит свои выступления своим односельчанам . В репертуаре ансамбля основное место занимают народные песни «Ой, сад, во дворе», «Молодая канарейка», «Посею лебеду на берегу». Ансамбль динамично развивается.
К творческому процессу активно привлекается молодежь. Большое внимание уделяется постановке номеров, сценическому воплощению русской народной песни.
Ансамбль постоянно участвует в различных районных конкурсах художественной самодеятельности, смотрах сельских поселений, занимая призовые места.
В настоящее время при сельском Доме культуры занимаются дети от 7 до 13 лет. В ансамбль «Капелька » приходят ребята с разным потенциалом и уровнем вокального развития. Задача руководителя раскрыть и показать возможности каждого ребенка, научить общаться и работать в коллективе, привить любовь к народному творчеству.
13
В репертуаре русские народные песни, песни родного воронежского края, а также произведения современных композиторов. В основу творческого развития коллектива положено сохранение народных традиций детского народного творчества: песен, хороводов, игр, сказок. Особое внимание уделяется возрождению православных обычаев и обрядов русского народа.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуру.
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Народная песня выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.
Чувство меры, простота, скромность. доброжелательность, приветливость - вот те характерные черты, которые воспитывают народные песни. Так народные песни помогают воспитывать характер человека.
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русские народные песни – кладовая народного творчества. Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект
14
археологического исследования. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложены талант и ум многих поколений.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Фольклорный ансамбль активно пропагандирует старинные обряды, которые сопровождались тоже песнями и дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.
Народный фольклор — как хорошо, что он жив! И не просто жив, а живет рядом с нами, в нашем родном селе!
2.3.Играй гармонь-живи село! Сергей Улерих
«На Руси гармонист — первый парень на деревне, а гармонь — всегда душа компании. Без гармошки или баяна настоящий русский праздник — не праздник. Люди говорят, что этот инструмент даже врачует,»— говорит Сергей, для которого русская гармошка — любовь и верная подруга на протяжении всей его жизни. Закончив службу в Российской Армии , Сергей работает в полиции г.Воронежа.
Свои сольные выступления, а это русские народные песни, он с удовольствием дарит своим односельчанам.
15
Жаль, что сегодня мало молодых людей, кто продолжает нести любовь к народному инструменту, как это делали наши предки. Выступления Сергея Улерих всегда радуют односельчан душевным, профессиональным исполнением русских народных песен. Сергей закончил музыкальную школу по классу аккордеон. На его сольных концертах всегда аншлаг.
« На Руси всегда в чести были люди, умеющие красиво петь, играть на гармони, плясать, сочинять и исполнять частушки,» —говорит мама Сергея Людмила Александровна.
Семейный дуэт Улерих с радостью дарит своё песенное мастерство своим зрителям под проникновенное звучание русской гармошки .
Гармонь в России — как соловей. И действительно, нет на земле и в других странах более певучей, заливистей инструмента, чем русская гармошка. Как и такого огромного количества народных песен, где просматривается история всей жизни народа.
История, которая складывается вот из таких судеб, как у нашей героини, и из многих других, ей подобных и таких не похожих друг на друга.
Они живут рядом с нами — интересные люди. Существуют самобытные фольклорные коллективы, которые в своих песнях воспевают красоту родных мест, отмечают качества человека, раскрывают его духовный мир, чувства и переживания под русскую гармонь. И там, где сегодня хранят традиции предков, без пения и плясок под гармонь не обходится ни одно радостное событие.
Так считает и Сергей Улерих, приезжая к своим родителям и односельчанам в
Щучинские Пески, по-прежнему активно участвуя во многих мероприятиях села.
16
А когда Сергей вечерком присядет на крыльцо, развернет цветастые меха гармошки и зазвучит вдоль по улице, по росистым лугам, за деревенской околицей русская песня… Сердцу на радость, соседям в удовольствие.
С какой радостью ждут односельчане каждое выступление Сергея! Когда он берёт в руки свою любимую гармошку , от задушевной песни на сердце становится тепло и светло, а уж как заиграет, тут мало кто останется равнодушным, аплодисменты долго не смолкают в зрительном зале. А играет молодой гармонист действительно так, что равнодушным остаться невозможно. Он постоянно участвует в районных смотрах художественной самодеятельности.
Пока играет гармошка, село живёт, а если есть такие талантливые гармонисты и поклонники русского народного творчества, то "никогда на Руси не умолкнут гармони, Русь без голоса их, как трава без росы".
2.4.Красота - своими руками.
Никитенко Валентина Ивановна
Эртильская земля всегда славилась искусными мастерами.
Живёт в селе Щучинские Пески Эртильского района настоящий подвижник по сохранению и распространению этнографического наследия среди односельчан - это Никитенко Валентина Ивановна. Её работы-картины из соломки, чеканка, сувениры из дерева и бумаги, выжигание, вышивание - были представлены на районных и областных выставках. Она охотно делится своим опытом со всеми желающими.
17
Вот уже 30 лет занимается она всевозможным рукоделием. Её работы оригинальны и неповторимы по своим сюжетам. Каждый раз придумывает Валентина Ивановна разные композиции, радуя родных и знакомых оригинальными подарками ручной работы. Больше всего ей нравится работать с соломкой.
Удивительный вид рукотворчества - создание фигурок животных из соломы! Изготовление различных поделок из подручного материала является давней традицией нашего народа. Поделки из соломы — одно из направлений культуры рукоделия. Этот природный материал обладает многими положительными качествами, которые так ценятся в прикладном искусстве. На протяжении столетий народное искусство изготовления игрушек из соломы своими собственными руками приобретало индивидуальные направления и традиции.
Несмотря на стремительное развитие новых технологий, и сегодня детям нравится изготавливать разнообразные поделки из соломы. Этот материал характеризуют следующие качества: экологическая чистота; доступность; гибкость; стабильность формы; приятный цвет; долговечность; легкость в обработке.
Для создания различных композиций она использует разные сорта соломы. Это придаёт конечному продукту объем и выразительность. Кроме того, исходный материал не нужно красить, чтобы выделить некоторые детали.
Валентина Ивановна в совершенстве владеет технологией создания работ из этого простого природного материала. В её домашней коллекции представлены десятки работ, а сколько их подарено жителям села, школьникам, знакомым!
Сельская мастерица отмечает, что «природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо уметь видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Ею изучено множество публикаций и
литературы по данному направлению.
18
Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства. Поделки из соломки привлекают свое красотой и экологичностью. Соломка — доступный материал для творчества: его легко найти и с ним несложно работать. Этот уникальный по своим свойствам и внешнему виду подарок природы позволяет создавать работы необыкновенной красоты. Яркие, неповторимые, согревающие своей теплотой,― все они радуют душу и глаз своих счастливых обладателей. В каждое из них вложена частица её души. Соломенные картины всегда вызывают заслуженный искренний интерес и восторг.
В творчестве селянки много работ чеканки с церковной тематикой. Чеканка – это древнее искусство художественной обработки тонкого листа металла, вид металлопластики. В старину подобные изделия были очень дорогими, так как способ их изготовления был весьма трудоемким. Такая техника применялась, например, для изготовления окладов икон, где сочеталась с другими способами украшения металлической поверхности.
Когда-то на Руси такой вид рукоделия, как резьба по дереву, был одним из самых распространенных ремесленных направлений. Сегодня искусство художественной обработки заготовок из дерева вновь завоевывает популярность в нашей стране. Причем если раньше этим декоративно-прикладным ремеслом занимались в основном мужчины, то сейчас изготовлением украшений и поделок из дерева своими руками занимаются и многие женщины.
19
Из мягких пород деревьев, как липа или дикая яблоня, вырезать цветы и разные фигурки не так сложно. Даже начинающий мастер, спустя несколько занятий по технике обработки деревянных заготовок сможет сделать своими руками изящную розу, большой подсолнух или другой цветок. У Валентины Ивановны изящно украшены двери в доме резьбой с использованием древесины липы.
А сколько разнообразных корзиночек мы увидели у Валентины Ивановны! Существует множество техник по изготовлению поделок для дома своими руками.
Одна из них – плетение из газетных трубочек. Газеты оказались подходящим материалом, способным заменить в плетеных изделиях общеизвестную лозу лиственных деревьев.
Это самый доступный вид рукоделия, позволяющий создавать красивые и практичные вещи для дома. Плетение всегда было одним из самых популярных видов рукоделия. Вспомните плетеные корзины, лукошки из лозы или же элегантные корзинки, шляпки из соломы. Плетение разных поделок из газетных трубочек – дело очень занимательное, творческое и совсем не затратное. Ведь материал для поделок является очень доступным. Это старые газеты, журналы – одним словом – то, что вы бы раньше выбросили, не задумываясь, а теперь вы из него можете сотворить своими руками удивительную поделку. Валентина Ивановна с удовольствием проводит свои мастер-классы и для учащихся школы, и на занятиях этнографического объединения в сельском Доме культуры.
20
2.5.Мастер народных ремёсел
Лозинка к лозинке – будет корзинка
Бушин Николай Александрович
Плетение, как ремесло, имеет долгую историю. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создава л он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну.
21
Лоза – это гибкие прутья (ветки), которые срезали с деревьев и кустарников. Чаще всего по всей Руси использовали лозу ивы: ветки у нее длинные и гибкие. Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все.
Сырьём для плетения из лозы являются побеги кустарниковых ив.
Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. Прутья ивы должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью. Поэтому массовое увлечение плетением не причиняет вред природе. Но летняя заготовка прутьев вредна для ивы, так как ива в это время растёт.
Заготовка лозы проводится весной, осенью и зимой. Режут прут остро отточенным ножом движением от себя, соблюдая осторожность. Заготовленный прут необходимо очистить от коры с помощью щемилки. Весенний прут очищается легко, а осенне-зимний - только после варки. Прутья укладывают в бак, заливают водой, ставят на огонь, доводят до кипения и варят в течение 1- 2 часов. Окорённый прут просушивают и связывают в пучки. Хранят лозу в сухом месте, а перед плетением её замачивают. После окончания работы оставшийся прут должен быть высушен, чтобы не заплесневел.
22
Основной инструмент для плетения из лозы - нож. Он должен быть хорошо заточен. Нож служит для подрезки прутьев в ходе плетения. Ещё нужны кусачки (бокорезы). Ими «откусывают» выступающие концы прутьев. Для заготовки лозы используют секатор. Шило - незаменимый инструмент в плетении. Понадобятся также плоскогубцы и круглогубцы. Щемилка – это простейшее приспособление для очистки прута от коры. Колунки служат для расщепления толстых прутьев на части, которые называют шинами.
Корзины незаменимы при уборке картофеля. Эти корзины так и называются картофельные. В корзину удобно положить любые покупки, особенно яички и бутылки с молоком. Бывают корзины для бумаг, которые ставят возле письменного стола. Есть корзины цветочные. Их ставят перед торжественно накрытым столом по случаю юбилеев. Мастер, сотворивший эти корзины с высокими ручками, затерянными среди цветов, и сам как бы присутствует на том торжестве. Корзины поменьше цветочных служат для показа товаров в витрине.
Из лозы плетут сухарницы, вазы для печенья и конфет. Хорошо сработанная вазочка может украсить любой праздничный стол. Что ещё можно сплести из лозы? Лозой оплетают кузова возков и тарантасов. Для больших саней-розвальней плетут съёмные короба с глухим передком и небольшим загибом сзади. Такие сани хороши для перевозки мелких грузов — не растеряешь. Делают из лозы лёгкую и сравнительно дешёвую дачную мебель — комплектами: столик и четыре кресла. Плетут детские санки и коляски, оплетают начавшие шелушиться цветочные горшки, и от этого они становятся более красивыми, чем были новые.
Долгое время вязание веников не выходило за рамки домашних занятий. В каждой семье делали веники, метелки только для своих потребностей из веток растений, кустарников. Технология изготовления веников была очень простой: на метелку шла верхняя часть стебля проса около аршина длиной.
23
Сначала подготовленные стебли собирают в пучки и перевязывают каждый веревкой (так называемая «временная вязка»), затем делается первая перетяжка для формирования ручки. После этого мастер развязывает веревки «временной вязки», разравнивает метелку и сплющивает ее между двумя досками, чтобы придать форму и прошить. Прошивают цыганской иглой, как правило, шпагатом. Когда метелка прошита, приступают к дальнейшему формированию ручки, вырезая часть стеблей из середины и обматывая оставшиеся шпагатом.
2.6.Этнографические музейные уроки
Пономарёва Вера Ивановна
Интересно и продуктивно проводит Вера Ивановна этнографические музейные уроки в начальных классах. Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным.
Музейный урок «Как учились наши предки». Современному человеку, избалованному техническим прогрессом очень трудно представить, как раньше люди обходились без пишущих принадлежностей. А ведь инструменты для письма имеют историю появления и усовершенствования. Когда человек приобрел способность мыслить, ему захотелось оставить память о своих идеях, открытиях, поделиться захватывающими историями и событиями. Даже когда человек еще не умел, как следует говорить, уже тогда он оставлял на стенах своих пещер какие-то знаки. А с появлением внятной речи, стало необходимостью записывать важные события.
24
.
Счёты — механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо для произведения решения примеров. Счёты – это рама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Рассмотрите счеты из нашего портфеля. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали.
Ручки, которыми пишете вы, называются шариковыми, до того, как они появились в школах, а это было лет 40-45 назад, ваши бабушки и дедушки писали деревянными ручками со стальным наконечником, в который вставлялось специальное пёрышко.
В партах были вырезаны желобки для перьевых ручек, а посредине парты находилось углубление для переносной чернильницы-непроливайки. Школьная чернильница—непроливайка из прошлого, очень похожа на баночки-непроливайки для рисования. Если ее перевернуть — ни капли не прольется.
Первоклассники очень старались, выводя пером свои первые буквы, а уроки чистописания становилось для некоторых особо увлекательным занятием, особенно когда учитель хвалил за аккуратное письмо. Сначала ребята легонько обмакивали перо в чернильницу-непроливайку, затем стряхивали лишние чернила, и не спеша записывали за учителем. Иногда чернила становились
Важно не пропустить этот возраст и попытаться сохранить влечение к прекрасным произведениям народного искусства. И первым помощником в этом благородном деле в нашей школе является этнографический уголок «Русская изба». В ходе поисковой работы мои ученики узнали много о традициях русского народа, местных обычаях и старинных обрядах, и праздниках, предметах деревенского быта, народных ремёслах.
25
Детей так заинтересовала эта работа, что теперь они не упускают случая, чтобы посмотреть передачу или фильм о старине по телевизору, читают книги и журналы, продолжая сбор материала для музея. Поисковая работа способствует обогащению музейного фонда предметами крестьянского быта. Встречи во время сбора экспонатов оказывают благотворное воздействие на школьников.
Представители старшего поколения с радостью делятся своими житейскими впечатлениями, рассказывают об укладе народной жизни, дарят старинные вещи для музея. Постепенно у школьников происходит как бы переоценка ценностей: то, что раньше не замечалось, наполняется новым смыслом, новым содержанием. Старинные крестьянские вещи приобретают в восприятии детей совершенно новое звучание, когда они постоянно с ними соприкасаются. Самые обычные старинные вещи для них становятся родными, поэтому очевидно, какую большую роль в нравственно-эстетическом воспитании играет наш этнографический уголок «Русская изба». Вера Ивановна рассказала, что «при знакомстве с вышивкой местных мастериц, изучаем узоры, солярные знаки на рушниках, наволочках. Стараемся перенять эти удивительной красоты узоры – зарисовываем их, а на уроках технологии вышиваем. А с каким интересом ребята знакомятся с прялкой, самопряхой, рассматривают принцип работы ткацкого станка «кросна» - ведь они могут посидеть за прялкой.
В День этнографа, который отмечается 17 июля в России, мы по традиции посещаем этнографический музей «Деревенька 17-19 веков», созданный Эртильским фермером, патриотом своего края Брежневым В.И.
26
Заключение.
Работая над проектом, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни людей, живущих со мной рядом, моих земляках. История страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны всей стране и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом преумножали богатства своей страны, создавали мощь своей Родины.
Я поняла, что героев и уважаемых людей не надо искать на страницах газет, журналов, передачах по телевизору. Эти люди рядом с нами, и нам надо об этом помнить и стараться больше уделять им внимания.
В нашем Щучинско-Песковском сельском поселении Эртильского района много интересных людей, которые способны передать нам, подрастающему поколению, свой этнографический опыт, чтобы мы уже его сохранили и передали своим детям.
В День этнографа, который отмечается 17 июля в России, мы по традиции посещаем этнографический музей «Деревенька 17-19 веков», созданный Эртильским фермером, патриотом своего края Брежневым В.И.
Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека. На протяжении длительной истории русский народ накопил богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработал своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.
Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: "Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!" Её можно истолковать и шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.
27
Вывод.
Работая над социальным историко-краеведческим проектом «Ценности человека в передаче этнографического опыта», мы проделали следующую работу:
1.Изучили и создали информационную базу по данному направлению.
2.Распространили среди населения села Щучинские Пески Эртильского района сохранившийся опыт сельских мастеров Никитенко В.И., Никулиной Г.П., Шаршовой М.И.
3. Привлекли талантливую молодёжь и школьников к участию в фольклорном ансамбле «Бабье лето».
4. Организовали совместно с сельской библиотекой на базе Дома культуры этнографическое объединение «Незабытая старина», где два раза в месяц будут проходить занятия взрослого населения и школьников под руководством Пономарёвой В.И.
5. Представили свой проект на сельском сходе граждан, на родительском собрании, на этнографической конференции в МКОУ «Щучинская СОШ»
6. Выпустили тематическую брошюру для распространения среди населения села и школ Эртильского района.
28
Приложение 1.
Анкета.
1.Известен ли Вам сельский фольклорный ансамбль русской песни «Деревенька»?
2.Были ли Вы на выступлениях сельского фольклорного ансамбля русской песни «Деревенька»?
3.Знакомы ли вам выступления Бокаевой А.А.?
4.Какие песни запомнились?
5.Считаете ли Вы, что деятельность сельского фольклорного ансамбля русской песни --это большой вклад в культурное наследие родного края?
6. Кого вы знаете сельских мастеров народных ремёсел?
7.Какое ваше отношение к этнографическому прошлому своего села?
8.Есть ли у вас желание освоить народные ремёсла (вязание из лозы, плетение веников), творческие занятия (использование соломки, вышивание, чеканка)?
29
Приложение 2.
Результаты анкетирования среди жителей
села Щучинские Пески Эртильского района
30
Приложение 3.
Моё село Щучинские Пески
Река Битюг
А здесь раскинулись луга
31
Приложение 4
Статья Л.А.Жуховицкого
Говорят, красиво жить не запретишь. И для этого не всегда хочется отправляться в далёкие края - желательно видеть красоту каждый день в собственном доме.
Ради домашней красоты мы идём на денежные жертвы: покупаем французские обои или турецкий ковёр, вешаем чешскую люстру, привозим из турпоездки разные сувениры. Но вот что огорчительно: испытывая пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из дома то старьё, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью, а вещью в стиле ретро.
Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него дома керосиновую лампу и медный самовар, ещё дореволюционный.
Кто-то восхищенно причмокнул:
- Ишь ты! Где достал?
А друг постеснялся в ответ сказать правду ... Потому что не достал - нашёл вещи на свалке несколько лет назад.
Мы, люди, стареем довольно быстро - не так уж долог человеческий век. Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из жизни ещё быстрее нас. Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве мудрых и полезных украшений наших квартир.
Я, например, учился писать ручкой с пёрышком, а чернила носил в замечательной посудине - чернильнице-невыливайке. Помнится, редкие в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить русский компьютер - счеты. Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали даже государственный бюджет.
Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый абажур, может, даже шёлковый, который вручную смастерила мама. Абажур был огромным, но невесомым - материал был туго натянут на обычную проволоку. Он казался нам маленьким домашним солнышком. И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!
А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?
Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные российские зимы!
Я назвал предметы не слишком далёкой старины мудрыми и полезными. Вот почему. Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны - это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и
32
победные революции. Отчасти всё это верно. Но ведь помимо торжественной государственной истории была ещё иная, не менее значимая история наших семей - частная жизнь прабабушек и прадедушек. Их ежедневная борьба за существование. Их бытовая смекалка, реализованная во множестве привычных для людей того времени вещей.
К сожалению, до нас пока ещё не дошла одна важная мысль. И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках. О тех людях, которые вопреки всем властям, и отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни.
(По Л. А. Жуховицкому*)
*Леонид Аронович Жуховицкий (род. 5 мая 1932 г.) – русский писатель, публицист, педагог.
33
Приложение 5.
Красота—своими руками.
Сельская рукодельница-Никитенко В.И.
1
34
35
36
Источники информации
Интернет-ресурсы
1 .Презентация-реклама «Этногафическое наследие жителей села Щучинские Пески Эртильского района Воронежской области»
https://infourok.ru/prezentaciya-reklama-k-issledovatelskoy-rabote-cennosti-cheloveka-v-peredache-etnograficheskogo-opita-po-kraevedeniyu-v-klasse-2155648.html
2. Социально-краеведческий проект «Давайте, люди, никогда об этом не забудем…Бессмертный полк Щучинско-Песковского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области»
https://infourok.ru/socialnokraevedcheskiy-proekt-bessmertniy-polk-schuchinskopeskovskogo-selskogo-poseleniya-davayte-lyudi-nikogda-ob-etom-ne-zabud-1903585.html
3. Социально-краеведческий проект "Сельский туризм в Эртильском районе Воронежской области : миф или реальность?"
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/07/12/sotsialno-kraevedcheskiy-proekt-selskiy-turizm-v-ertilskom-rayone
http://iamruss.ru/russian-cultural-wealth-as-basis-of-culture/
6. http://fb.ru/article/285124/predmetyi-narodnogo-byita-v-rossii
http://transantique.ru/articles/view/id/699
Используемая литература
1. Печатные издания эртильского краеведа Платонова В.Е.
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.:Правда, 1989.
37