Проект «Икона Архангела Михаила в моей семье»
1.Введение
1.1. Православная икона-символ духовности России
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. С глубокой древности слово “Икона”(от греческого слова, обозначающего “образ”, “изображение”) употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске. Икона - является неотъемлемой частью православной традиции и молитвы. Без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом человека и его жизнь. Икона, это не только слой живописи, лежащий на грунте поверх доски или холста, и даже не прекрасное произведение одухотворенного гения, а что-то подобное окну в гораздо более широкий и богатый мир. Она помогает духовному взору верующего проникнуть сквозь непрозрачную стену бесчувствия к реально существующим идеалам, для приближения к которым и создал человека Господь. Православная икона является частью русской культуры, символом духовности России.
1.2.. Наиболее почитаемые иконы в православной вере.
Истоки возникновения икон и иконописи связаны с чудесным возникновением нерукотворного образа Иисуса Христа на платке, который был приложен к Его лику женщиной по имени Вероника, словно сам Спаситель сохранил так своё изображение. Самые известные и чтимые среди истинных христиан- иконы Богородицы и Спасителя. С ранних лет каждый христианин и прихожанин православной церкви знает и чтит эти иконы, как величайшие из образов Господних на земле. Наравне с иконами Богородицы и Спасителя почитаются и иконы с изображением Архангела Михаила и это не случайно. В апокрифах упоминается, что архангелов было семеро. Но о четырех из них, кроме имен, известно очень мало, их изображения чрезвычайно редки, более известны три архангела: Михаил, Гавриил и Рафаил. Так кто же такой архангел Михаил?
1.3 Этимология и интерпретация имени «Архангел Михаил»
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. מלאך «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».
«Ми ка эл» (ивр. מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» , в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля».
В еврейской традиции
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света.
В исламе
В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.
В христианстве
В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён. В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.
Празднование в православной вере
Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира. Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).
2.Основная часть. Почитаемая икона в моей семье.
2.1. История появления иконы «Архангел Михаил» в моей семье.
История моей семьи имеет глубокие корни, неотрывно связанные с возникновением в середине 18 века села Черный Отрог (Кочубеевка), расположенного в Оренбургской области. Основали поселение потомственные казаки, переселенцы с Украины и Воронежа, среди них был мой предок, носивший фамилию - Сипко. . Русские пришли из Воронежской губернии по указу царя осваивать новые земли. Украинцы прибыли из-под Харькова. Им понравилась территория, и обозы остановились рядом. Украинцы назвали свое село Кочубеевка. Русские, москали, свою деревню - Черный Отрог. Потом они объединились в одно село.
Казаки со временем обрусели и к коренной фамилии моих предков была добавлена буква «в». Так фамилия Сипко превратилась в Сипков. Мой прадедушка часто рассказывал о своем отце и его семье. Семья была большая, но очень дружная. Его дедушка Ефим, Тимофей и Гаврила были родными братьями. Жили на одной улице, но в 1917 году пути братьев разошлись. Гаврила и Тимофей остались в родном селе, а Ефим эмигрировал за границу. Гаврила вступил в колхоз, а через несколько лет Тимофей был вынужден, так же как и Ефим, покинуть родное село и бежать от раскулачивания. Вернулся он в село уже глубоким стариком, после окончания великой отечественной войны. Но даже в самые тяжелые времена семья не теряла веру в бога, а смиренно принимали посланные им испытания. По выходным и церковным праздникам посещали храм, поэтому когда после Октябрьской революции сельский храм подвергся разрушению, моя прапрабабушка вместе с другими жителями села спасла от гибели церковные иконы и утварь. Так в нашей семье появилась икона архангела Михаила, которая вот уже на протяжении 80 лет передается по женской линии из поколения в поколение и является нашей семейной реликвией. Годы войны стали тяжелым испытанием для семьи. На фронте пропал без вести отец моего прадедушки, умела от болезни мать, и в 11 лет прадедушка Григорий остался сиротой - с тремя младшими братьями на руках. Их звали Михаил, Анатолий и Николай. Отучившись 4 класса, Григорий закончил свое обучение в школе и чтобы прокормить младших братьев был вынужден устроиться на работу подпаском, но братьев своих не бросил. Только на время службы в армии отдал их временно в детский дом, а потом забрал их, женился и вместе с моей прабабушкой Марией помог им вырасти, получить образование, встать на ноги. История знакомства прабабушки и прадедушки было очень интересным. Они познакомились в сельском клубе. Прабабушка Мария была первой красавицей русской половины села, а прадедушка жил в «хохлах». Мария понравилась ему с первого взгляда, он долго и красиво ухаживал, приезжал на станцию на тройке лошадей, дарил подарки и цветы. Через полгода она дала согласие на брак, но перед самой свадьбой произошло настоящее чудо. Моя прабабушка рано утром вышла на улицу за водой и на завалинке собственного дома нашла золотое обручальное кольцо. Как и каким образом там оно оказалось, моя прабабушка так и не узнала. Брак был очень счастливым, у прабабушки родилось четверо детей: две девочки и два мальчика. Одного из сыновей она назвала Михаилом, как и архангела на семейной иконе. Моя мама получила икону архангела Михаила от моей бабушки после моего рождения. Эта икона стоит у нас в комнате на самом видном месте, рядом с иконами Казанской богоматери и Иисуса Христа. Так как именно эта икона стала нашей семейной реликвией, то я решила подробно узнать, кто такой архангел Михаил, как он изображается на других иконах.
2.3.Описание иконы
Икона написана маслом на дереве. Размер 240 на 320.В центре иконы, на коричнево-фисташковом фоне, изображена поколенная фигура архангела Михаила. Это молодой юноша с темно –русыми вьющимися волосами до плеч. Он кажется чудесной, светлой, нечеловеческой природы. Его взгляд светел и печален, он напряженно всматривается вдаль. Его большие голубые глаза кажутся видят все вокруг, проникают в самую душу. Весь лик архангел словно освещен отблесками алого пламени. Напоминая о его ангельской природе широко распахнуты за его спиной золотисто-розовые крылья. Левая рука прикрыта шестиугольным щитом, на котором изображен треугольник, как знак триединства веры, а в правой руке он держит огненный меч. В знак его воеводского, воинского достоинства архангел облачен в латы, с изображением креста на груди. Поверх лат наброшен ярко алый плащ. Эти одежды еще раз напоминают о высшей власти архангела Михаила над людьми, а сияние золотистых и алых цветов иконы говорит о таинственной и мощной силе архангела. Над его головой изображен большой золотой нимб, который символизирует его божественную сущность.
2.4. Изображение Архангела Михаила на иконах с древних времен и по настоящее время
С древних времен на Руси прославляли архангела Михаила. Защита городов русских Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась Ее явлениями с Воинством небесным под предводительством Архистратега Михаила. Не было на Руси города без храма или придела, посвященному Архангелу Михаилу. Так как же изображается на иконах Архистратег Михаил?
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.
Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол.
Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.
Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.
Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского еисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева , а также ряда других городов и изображён на их гербах.
Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера. Орден Святого Михаила и Святого Георгия — основан принцем Уэльским в 1818 году
Крест Святого Архангела (Архистратига) Михаила — русская награда времён Гражданской войны
Орден святого Михаила Архангела — основан Романовыми в изгнании в 1988 году. Архангел Михаил и сейчас стоит на страже нашей планеты. Ему заповедана последняя битва (Армагеддон) с князем мира, победа над сатаной и его воинством.
Архангел Михаил и его Ангелы готовы ответить на ежедневные людские молитвы. Многие верующие испытывали чудеса, которые, стали возможными благодаря их крепкой связи с Небесными Силами Господними
3.Заключение
3.1. «Русь Святая, храни Веру Православную, в ней к тебе утверждение»
Столетиями созидали наши предки Русь Святую. Но за несколько десятилетий люди позволили разрушить свои храмы и надругаться над святынями Земли Русской. Сейчас пытаются восстановить разрушенные храмы, вернуть потерянные святыни. Поэтому я считаю, что каждый православный человек должен найти свою дорогу к истинному Богу, верить в него и помнить слова замечательной молитвы:
«Господи, прости нас всех и спаси землю Русскую! Царица Небесная, покрой нас честным твоим покрывалом, огради землю нашу и народ православный от всякия скорби, гнева и нужды, от нашествия иноплеменных и междоусобные брани, спаси нас от смертоносной раны-от безверия и забвения Веры Православной. Русь Святая, храни Веру Православную, в ней к тебе утверждение.»
<