Фотоотчет «Проект КТД в 8 классе "Ты и твоя будущая профессия"»
Ясиноватская общеобразовательная школа I-II ступеней №7
Администрации города Ясиноватая
ПРОЕКТ КТД В 8-А КЛАССЕ
Подготовлено классным
руководителем 8-А класса
Ярой И.В.
2017 г.
Воспитательная проблема класса:
Формирование конкурентоспособной личности с позитивной ориентацией, активизация работы учащихся класса в ученическом самоуправлении.
Задачи воспитательной работы на 2016-2017 учебный год:
Формирование конкурентоспособной личности.
Сохранение здоровья учащихся и пропаганда здорового образа жизни.
Активизация работы школьного самоуправления.
Развитие творческих способностей учащихся.
В своей работе я выделяю несколько этапов подготовки и проведения КТД:
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников . Приемы: объявления, другие формы оповещения - пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального оформления.
5. Проведение самого дела.
Здесь несколько шагов:
Сбор участников, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);
Торжественное начало, «зачин» (постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей.
6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или
избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогом. Проектируется деятельность на будущее.
В 2016-2017 уч. году в 8-А классе КТД проводились по следующим
направлениям:
КТД познавательные:
Урок патриотизма «Символы нашего города» (14.10.2016.)
Родительское собрание «SOS. Сниженная мотивация к обучению».(22.11.16.)-анкетирование детей и родителей, рука помощи.
Уроки мудрой совы.
Совместный классный час 8-А и 6-Б классов «Ты и твоя будущая профессия» (27.01.17.)
«Прикоснемся к прекрасному» - посещение персональной выставки картин уч-ся 8-А класса Тушкановой Е. и Кораблевой А.(10.02.17.)
Подготовка авторских стихотворений на конкурсы и в «Книгу памяти» (Шевелева А., Новикова А.) – февраль 2017.
День дублера – декабрь 2016 .
КТД спортивные:
Дни здоровья. Подготовка ярмарки, стенгазет, музыкального номера (сентябрь 2016); «Масленица», Смотр строя и песни (21.02.17.)
Подготовка к «Зарнице».
Участие в спортивных квестах.
Проведение физкультминуток.
КТД общественные:
Дежурство по школе и классу.
Трудовой десант «Чистый пришкольный участок»
Подготовка к ученической конференции (Юдин Д. и лидеры ключей)-октябрь 2016
День открытых дверей в школе (19.12.16)
Рейды «Живи - книга».
Проект «Английский дворик».
Создание видео – ролика «Мы за мир».
КТД эстетически - развлекательные:
Участие в постановке ко дню учителя(30.09.2016), к 8 марта(07.03.17)
Совместное (дети и родители) посещение Донецкого краеведческого музея и Дон-Мака (02.11.2016).
Подготовка к Новому году – украшение класса и елки, подготовка номера художественной самодеятельности.
Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» - Тушканова Е.- 1 место.
Посещение выставки работ в ДДЮТ с последующим обсуждением.-ноябрь 2016.
КТД в 8-А и 6-Б классе «Ты и твоя будущая профессия».(27.01.17.)
Цель мероприятия:
- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
- расширить представление детей о различных профессиях;
- ознакомить с новыми профессиями;
- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Ход мероприятия
1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.
(Дети рисуют фигурки)
Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).
- А теперь слушайте ключ.
Классный руководитель читает:
6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.
5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.
2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.
- Почему я дала вам этот тест в начале урока?
- О чем мы будем говорить?
2. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?
Далее - на доске появляются 4 слова:
Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Должность - служебная обязанность, служебное место, связанное с исполнением определённых обязанностей.
Квалификация - степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.
Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Следуют ответы детей).
Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.
3. Работа в парах.
Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Работаем в парах.
1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».
2 пара - «Самые забытые профессии».
3 пара. «Профессии, которые всегда нужны».
4 пара «Самые отважные профессии».
(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).
- Послушаем, что у вас получилось.
- Какие профессии можно добавить к списку?
Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
5. Слово учителя.
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S)? (Площадь классной комнаты.)
Далее: на доске 3 слова: хочу – могу – надо.
- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.
- Как объяснить эту формулу?
Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Могу – это все, что мне по силам, по способностям.
Надо – это все, что нужно для общества, страны.
- Попробуйте сами сделать вывод.
(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
6. Работа в группах.
- Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.
Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.
Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.
1 карточка. Каскадер, космонавт, водитель, летчик, спасатель, тракторист.
2карточка: продавец, рекламный агент, менеджер.
3 карточка: повар, кондитер, технолог, экономист.
От каждой группы выступает один ученик.
Слово классного руководителя.
- Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.
- Сейчас проведем такую работу.
На доске – пять типов профессий:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
И таблица
для подсчета результатов тестирования.
Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске
1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.
2.Ликбез. Пять типов профессий.
3. Тест «Ты и твоя профессия».
4. Лента новостей. Ярмарка профессий.
Классный руководитель:
- Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).
( Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)
- Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Классный руководитель:- Открываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.
Выступающий:
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов(на экране):
1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
2 группа: Человек техника. Это и летчики , и водители, токари, слесари, и другие профессии.
3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.
5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.
В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий.
Ученик. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:
Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.
Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.
Маркетолог - «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».
Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?
Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.
Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость. Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.
Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?