Технологическая карта урока-профориентации «Ты и твоя будущая профессия»

7
0
Материал опубликован 5 June 2017 в группе

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология.

Белкина Лидия Константиновна - учитель технологии

Технологическая карта урока - 8 класс.

Тема урока: профориентация «Ты и твоя будущая профессия».

Цель: Сформировать интерес у обучающихся к процессу выбора профессии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи:

- дать представление об истории профессий;

- дать представление учащимся о видах профессий;

- ознакомить с видами будущих профессий.

Форма работы учащихся: индивидуальная, группа.

 Форма урока: игровая технология

 

Планируемые результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

-формируем способы преодоления коммуникативного барьера.

- формируем компетенции оценки результатов деятельности (своей – чужой),

-осваиваем как систематизировать материал,

- осознаем как работать с разными по уровню заданиями, -осваиваем алгоритмы деятельности при решении проблемы.

-повышаем самооценку на основе критерия успешности в общении.

- расширение мотивации уверенного поведении,

- повышаем интерес к развитию коммуникативных умений и навыков.

Межпредметные связи: биология, ОБЖ, Русский язык, Окружающий мир, химия ,Искусство и т.д

Ресурсы урока:

Для учителя

Для ученика

1.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.

2.Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.

3.Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В.Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988.

4.Интернет-ресурсы: http://www.studfiles.ru, pedportal.net.

- карточки с заданиями для тестов, шариковые ручки

учебник – Сасова И.А.-Технология-М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2016г.

Учебно-методическое пособие.-Иваньшина Е.В.-СПб.АППО.-2013.

шариковые ручки.

Ход урока:

Актуализация необходимых знаний

Содержание и деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

приветствие

проверка явки обучающихся

проверка готовности обучающихся к уроку

настрой обучающихся на работу

приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Мотивация познавательной деятельности

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - Сенека.

- для начала проведем игровую разминку. «Закончи пословицу». Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я буду начинать

терпенье и труд ……

под лежачий камень ….

не сиди сложа руки- ….

любишь кататься, …..

делу время, .……

деревья смотри в плодах, ……

-отвечают на вопросы,

-рассуждают,

- приводят примеры

Время работы -5 минут

Организация познавательной деятельности

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне.

Игровая разминка. "САМАЯ-САМАЯ ".

Назовите профессии, которым по вашему мнению присущи следующие качаства:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

-отвечают на вопросы;

-выбирают оптимальные решения;

- фиксирование темы урока в тетрадь;

- наблюдение фиксация наблюдаемых процессов.

Время работы - 10 минут

Упражнение "Основной мотив твоего выбора"

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз: задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует зачеркнуть еще 4 мотива, которыми в меньшей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее - исключить еще 2 менее важных из четырех оставшихся мотивов. Затем удаляем еще один из двух.

Пять типов профессий. Первый тип: Человек - природа.

Второй тип: Человек-техника.

Третий тип: Человек-человек.

Четвёртый тип: Человек – знакомая система.

Пятый тип: Человек – художественный образ.

(детям раздаются бланки с вопросами)

Предлагаю вам определить, к какому типу профессий вы наиболее подходите:

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

-Выбрав наиболее важное, вносят поправки в свои работы,

-Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.


 

-Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

Время работы 10 минут- на мотивы

Все типы профессий мы обсуждаем в режиме диалога. С пояснениями учителя.

Время работы 7 минут

Упражнение "Выбор" (физическая разрядка)

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

- Я выберу такую профессию, которая соответствует моим интересам и способностям.

Рефлексия.

(На бланках, заранее подготовленных, дети высказывают свое мнение об услышанном на уроке.)

Продолжите, пожалуйста, фразу:

Я научился……………………………………………………………

Было интересно…………………………………………………….

Было трудно………………………………………………………..

Заставило задуматься………………………………………………

Закончить наше занятие мне хотелось бы притчей: См. в приложении 2.

-проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;- каких, которые выше.

-рассказывают, слушают.

Время работы – 10 минут

Подведение итогов

- учитель раздает лист самооценки.

- Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Время работы -3 минуты

Дополнительный материал: материалы и инструменты,

Дополнительные творческие задания: Подготовить рассказ о профессии родителей.

Самоанализ:

Достижения

Сложности

Предложения

-осознали необходимость в получении новых знаний и их использовании.

-трудности в анализе своей работы.

-наводящими примерами из личного опыта выходить из сложных ситуаций.

 

Приложение 1.

«Результаты» - Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:

П (природа),

Т (техника),

З (знак),

Х (художественный образ),

Ч (человек).

Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.

Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.

___________ 2. ______________ 3. ________________

"ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

(тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой)

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

(тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу)

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

"ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА"

(тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами)

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"

(тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники)

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

"ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА"

(тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных)

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

лист самооценки.

Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению проекта – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Приложение 2

Притча

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон. И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде. «Теперь», – обратился мудрец к ученикам, - » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваше здоровье, ваша работа, ваша семья, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.
Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем уже не останется места для более крупных камней.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.