Проект на тему «Песни тоже воевали» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 24 March в группе

Проект «Песни тоже воевали»

 

 

t1711293943aa.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнили

ученики 4класса

Руководитель:

Ливенцова Лидия Алексеевна


 


 

2024 г.


 


 


 

Гипотеза: военная песня способна морально помочь солдатам на войне.

Цель:

- изучить историю создания известных песен о войне.

Задачи:

- познакомиться с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата;

- собрать материал о песнях Великой Отечественной войне;

-выявить самые известные военные песни, популярные в наше время.

-создать альбом «Песни войны-песни победы»

Актуальность: В 2024 году празднуется 79-летие со Дня Победы. Нам стало интересно, когда же люди, отдававшие все силы для победы, успевали еще сочинять и петь песни?

Объект исследования: песни военных лет.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов;

Перспектива развития проекта:

- проведение в школе «Фестиваля песен Великой Отечественной войны»,

Продукт проекта - альбом «Песни тоже воевали», CD- диск «Песни Победы»

Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.


 


 


 


 


 


 


 

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

( слова из поэмы « Василий Теркин» А. Твардовского)

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям?! Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали.А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. В своей работе хочется рассказать истории некоторых песен военных лет.

В ходе работы над проектом был проведен опрос на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?». Результаты вы видите на экране.


 

t1711293943ab.gif


 

t1711293943ac.gif


 

t1711293943ad.gif

 

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. В нашей работе хочется рассказать истории некоторых песен военных лет.

t1711293943ae.jpg


 

«Священная война»

Начало музыкальной летописи войны положила песня, написанная буквально в первые военные дни, – «Священная война»:


 

t1711293943af.jpg

 

История создания песни «Священная война» очень интересна. Однажды утром в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой

«Известие» в руках:

– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню? Александров взял газету, это были «Известия» от 24 июня 1941 года, он быстро просмотрел название и обратил внимание на имя автора – Василий Иванович Лебедев – Кумач. Стихи сразу же завладели его вниманием. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней.

К вечеру музыка была готова. Александр Васильевич вернулся в ансамбль и сыграл новую песню. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе могучую силу и искренность переживания. К ночи песня была выучена.

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

А 27 (26) июня песня впервые исполнялась на Белорусском вокзале в зале ожидания. Залы ожидания, перрон и привокзальная площадь были заполнены народом. Здесь находились, призванные из запаса воины, бойцы и командиры, отъезжающие на фронт. Кругом стоял шум. Слезы прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле. Когда артисты ансамбля появились в толпе, на них почти не обратили внимания. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот участники ансамбля поднялись на сколоченные наспех подмостки, выстроились полукругом, дирижер взмахнул палочкой и над толпой загремел набат незнакомой песни. Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой песни. Такого они еще не слышали. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками. На суровых лицах волнения, слёзы. Песня утихла, раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…. Пять раз была исполнена песня.


 

t1711293943ag.jpg

 

С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется голосом и совестью сражавшегося народа, бессмертной и неувядающей песней-набатом, песней-символом, музыкальным символом трудных лет Великой Отечественной войны.

Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в окопах, в партизанских землянках, в глубоком тылу и в фашистской неволе.

Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.

(Исполняется песня «Священная война» муз. А, Александров, сл. В.Лебедева-Кумача. )    

t1711293943ah.jpg

« Эх, дороги».

Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября.

Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжёлые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу.

Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен на эту тему. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх».

Для Льва Ошанина и Анатолия Григорьевича Новикова песня « Эх, дороги» была самой любимой. И слова и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь эта была песня - воспоминание о пройденных дорогах войны.

(«Эх,дороги», муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина.)

t1711293943ai.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1711293943ae.jpg

 

« В землянке».

В наши дни песня «В землянке» – живое свидетельство того, что переживали наши солдаты.

t1711293943aj.jpg

 

Автор стихов к песне известный советский поэт Алексей Сурков с 1941-го по 1945-й годы служил военным корреспондентом. Сразу после начала войны он стал сотрудником «Красноармейской правды». Осенью 1941 года Сурков вместе с другими военкорами по приглашению Политуправления Западного фронта прибыл в оборонявшую подмосковную Истру 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

После посещения штаба журналисты отправились на командный пункт 258- го стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. Однако едва они туда прибыли, командный пункт был отрезан от батальонов наступавшей 10- й танковой дивизией гитлеровцев. Завязался тяжёлый бой. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Вместе со штабом полка Сурков вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше… Когда Алексей Сурков смог добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Выбравшиеся из окружения штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Тогда и родилась знаменитая его «Землянка»

песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны… Там, ночью в землянке вместе с набросками для фронтового репортажа на свет появились шестнадцать

«домашних» строк, ставшие основой для будущего стихотворения «В землянке». Его Алексей Сурков потом отправил жене Софье Антоновне Кревс, в солдатском письме-треугольнике. На обороте странички он написал:

«Тебе, солнышко мое!».

t1711293943ak.jpg

 

Не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание.

Сам поэт, спустя годы, говорил, что написанные им изначально очень личные строки совершенно не претендовали на то, чтобы стать печатным стихотворением. Оно возникло случайно и не собиралось становиться песней. Однако очевидно, что так должно было случиться.

В феврале 1942 года в редакцию «Фронтовой правды», где работал Алексей Сурков, из эвакуации приехал композитор Константин Листов. Он попросил у военного корреспондента «что-нибудь, на что можно написать песню». Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Однако через неделю он снова пришел в редакцию, взял гитару и спел свою новую песню на предложенные Сурковым стихи, назвав ее «В землянке». Песня пошла в

народ и быстро стала популярной. Ее пели на всех фронтах, от Севастополя до Ленинграда.

Первыми известными исполнителями песни были Леонид Утесов и Лидия Русланова, которая в 1942 году записала ее на пластинку вместе со знаменитым «Синим платочком» в их сердца. Каждый воспринимал ее как личную, выстраданную, пронесенную сквозь войну. Эта песня о настоящей любви в самом широком смысле слова, которая всегда жива. Ну, а под Истрой, на месте той самой землянки, где Алексей Сурков написал свои пронзительные шестнадцать строк жене, в 1998 году был поставлен памятный знак, и к месту, где родилась одна из любимейших наших лирических песен, люди приносят цветы.

t1711293943al.jpg

 

Из воспоминай Народного артиста России Михаила Новохижина:

«…однажды, это было в Париже, уже спустя много лет после войны, мы с друзьями зашли в кафе. Узнав, что мы русские, нас попросили спеть

«Землянку». Мы удивились, но я, конечно запел. И представьте себе, все французы встали. А когда я закончил, все окружили нас, и один стал говорить: «Мы выстояли потому, что Россия спасла нам жизнь на земле».

Как потом выяснилось, это был лётчик эскадрильи Нормандия - Неман.

(«В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова.)

 

 

 

t1711293943am.jpg

 

Леонид Утёсов (1942 г.)

 

 

t1711293943ae.jpg

 

« Журавли».

Авторами текста являются дагестанский поэт Расул Гамзатов, музыка Яна Френкеля. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий.

t1711293943an.jpg

 

Всем в нашей стране хорошо знакома незабвенная песня «Журавли» с ее полными трагической лирики стихами, задушевной мелодией и красивейшим припевом без слов. Эта песня также родилась почти через 20 лет после окончания войны.

Расул Гамзатов – автор стихов. «Когда я писал это стихотворение, то не думал, что оно когда-нибудь станет песней». – Гамзатов.

«Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей». Последние родились позже, но тоже в Хиросиме. А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли».

На них обратил внимание Марк Бернес, один из лучших исполнителей песен и обратился он к композитору Яну Френкелю: «Посмотри… замечательная может получиться песня».

М. Бернес попросил поэта внести в стихи некоторые изменения, посоветовав в частности, заменить слово «джигиты» в первой строке. «Надо, чтобы песня была близка всем, ведь с фашистами сражается весь советский народ». Вместо слова «Джигиты» написали «солдаты». Когда песня была написана Ян Френкель позвонил М. Бернесу. Стихотворение обрело более широко значимый, всеохватывающий смысл. М. Бернес, после того как услышал музыку, торопил всех, как можно скорее записать песню. Он предчувствовал свою кончину, уже с трудом передвигался, но тем не менее 8 июля 1969 года сын отвёз его в студию, где артист записал песню с одного дубля… Именно этой песней Бернес хотел поставить точку в своей жизни. Это была его последняя запись, его поистине лебединая песня… Через полтора месяца Марка Наумовича не стало.


 

t1711293943ao.jpg

С 1986 года 22 октября в Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.

К 30-летию Победы жители Северо-Осетинского села Дзуарикау решили воздвигнуть памятник в честь земляков, отдавших жизнь в боях за Родину. Скульптур С. Санакоев долго раздумывал, каким должен быть этот монумент. Однажды он услышал по радио «Журавлей». «Тут меня как молния ударила», - рассказывал он. Так была найдена идея памятника. С вершины высокой скалы взлетает ввысь журавлиный клин. А у подножья в скорбном молчании застыла Родина мать.

(Исполняется песня «Журавли» - музыка Я.Френкеля, слова Р Гамзатова

t1711293943ae.jpg

 

« Катюша».

Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Она о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, её именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские миномёты. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер».

В 1985 году в Москве проходил Xll Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь « Катюши» было решено создать сувенир. Гостей, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь неё замечательная песня.

(Исполняется песня «Катюша» - музыка М. Блантера, слова М. Исаковского)

t1711293943ap.jpg

Памятник « Катюше» в городе Пензе

t1711293943ah.jpg

« Синий платочек».

 

Песня эта родилась и впервые была исполнена популярным польским эстрадным коллективом «Голубой джаз», участники которого, от фашистской неволи, осенью 1939 года приехали в нашу страну и стали выступать с концертами. Весной 1940 года коллектив выступал в Москве. Тогда и состоялась встреча пианиста, композитора Эжи Петерсбурского и московского поэта Яна Галицкого. Так и родилась песня «Синий платочек.

t1711293943aq.jpg

 

t1711293943ar.gif

В свой репертуар её взяли многие известные артисты СССР: Михаил

Гаркави, Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская, Клавдия Шульженко.

Песня полюбилась, её запели популярные певцы.

 

До ВОВ песню успели дважды записать на грампластинки: в первый

раз на «винил» попала версия Екатерины Юровской, записанная в Ленинграде, а во второй – студийное исполнение Изабеллы Юрьевой в Москве. Зазвучав фактически на всех танцплощадках страны, композиция

«ушла в народ».


 

t1711293943as.jpg

 

С голоса певицы Клавдии Шульженко «Синий платочек» обрёл рождение и свою вторую жизнь, стал одной из самых замечательных песен военных лет.

Став одним из символов ВОВ, песня была популярна и послевоенное время. Шульженко продолжала исполнять её фактически на каждом концерте, часто выходя на сцену с шёлковым платком синего цвета в руках.

(«Синий платочек» муз.Е. Петербургского, сл.М.Максимова.)


 


 

t1711293943at.jpg

 

 

 

 

t1711293943ah.jpg

 

« День Победы».

 

«День Победы» написана на стихи участника той войны Владимира Харитонова на музыку представителем послевоенного поколения Давида Тухманова к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых победе в Великой Отечественной войне, как в России, так и в ряде бывших советских республик.

t1711293943au.jpgt1711293943av.jpg2 мая 1945 над взятым Рейхстагом знамя

 

Песня была написана в 1975 году, в канун 30-летней годовщины Победы на конкурс союза композиторов.

При подготовке к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате. В рамках подготовки к проекту один из самых известных поэтов-песенников той поры

Владимир Харитонов обратился к молодому, но уже популярному в молодёжной среде композитору Давиду Тухманову с просьбой совместно поработать над новой композицией «День Победы».

Предложение было с благодарностью принято, и за несколько дней до конкурса тандем опыта и молодости завершил свою работу. Песня прозвучала на конкурсном прослушивании в исполнении жены Тухманова поэтессы и певицы Татьяны Сашко и была встречена ледяным молчанием, переросшем в критику. В Союзе композиторов некоторые члены партии остались недовольны композицией, услышали в музыке синкопы и элементы то ли фокстрота, то ли танго, ее даже назвали «цыганской». Плюс ко всему считали Тухманова слишком молодым для роли соавтора такому признанному «мэтру» как Харитонов.

Несмотря на попытку «срезать» песню, она всё же прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк». Но оценили песню только через полгода, когда Лев Лещенко исполнил её со сцены на праздничном концерте ко Дню милиции. Прозвучав в прямом эфире, песня покорила слушателей. Песня вызвала живой ажиотаж в зрительской среде и Льву Валерьяновичу пришлось повторно исполнять

«День Победы» на «бис». Сам Брежнев слушал её стоя и со слезами на глазах. Сам Брежнев слушал её стоя и со слезами на глазах.

На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. (слушал её стоя и со слезами на глазах). После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Среди других исполнителей «Дня Победы» Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев. Сегодня это самая известная военная песня, которую исполняют во многих странах мира, часто в качестве парадного марша.

Для поэта Владимира Харитонова «День Победы» стала его главной песней.

«О такой песне я давно мечтал. И шел к ней 30 лет. Там на фронте на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне».

Главная «победная» песня родилась после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:

«Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах…»

никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

(Звучит песня «День Победы» - музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Многие не вернулись домой. В память о тех, кто отдал самое дорогое за жизнь и счастье людей, зажгли Вечный огонь.

Победила наша Родина. Победил наш народ.

Победила дружба наших народов. Победила наша песня.

 

t1711293943ah.jpg

 

9 Мая фронтовики наденут ордена, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет, которые помогли нашему народу пережить все ужасы этой кровавой бойни.

Нынче у нас передышка,

Завтра вернёмся к боям.

Что же твой голос не слышен,

Друг мой в походах, баян? -

Пели наши прадедушки в краткие часы затишья между боями. Рождённые в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опалёнными огнём сражений, эти песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны.

Мелодичные и лирические, песни покоряют сердца, учат стойкости, мужеству и верности.

В нашей школе проходил «Фестиваль военных песен

Вывод. В результате проделанной работы, мы познакомились с историей создания нескольких песен. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

 

Использованная литература.

1. Бирюкова Ю.В. Рассказы о песнях.- М.: Просвещение,1988г.

2. Кузин О.Песни войны и Победы.- Трибуна

3.Великие песни великой войны: На всю оставшуюся жизнь.- Рипол  Классик,, 2005 г.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации