МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19
с углублённым изучением отдельных предметов»
Картина в технике ручной вышивки
«Моя модница»
Автор проекта: ученица 6 класса
Ковалева Лариса Алексеевна
Руководитель: учитель технологии
Тименцева Елена Николаевна
Высшая квалификационная категория
Черногорск, 2013 г
Оглавление
Выбор и обоснование потребности…………………………………………4
Основные цели и задачи проектной работы……………………………….4
Процесс проектирования…………………………………………………….5
Предполагаемые расходы Выбор материалов.......................................... 5
Исторический экскурс…………………………………………………….....5
Технология вышивки крестом……………………………………………….8
Дизайн - критерии ……………………………………………………………9
Банк первоначальных идей……………………………………………….…10
Проработка лучшей идеи…………………………………………………...11
Исследования нитей, любителей кошек……………………………………12
Инструкция по охране труда…………………………………………….….13
Технологическая карта………………………………………………….......15
Моменты работы…………………………………………………………….16
Уход за изделием.............................................................................................17
Расчет материальных затрат………………………………………………..18
Экологическая часть………………………………………………………...18
Оценка процесса проектирования…………………………………….…….19
Рекламный проспект……………………………………………………..….19
Самоанализ изделия ………………………………………………………...20
Оценка проекта руководителем………………………………………….…20
Список источников информации……………………………………….......21
Введение
В этом учебном году в нашей школе на уроках технологии нам надо было разработать творческий проект. Так как мы изучаем вид рукоделия счетную вышивку, то техника изготовления нам была предложена. Я выбрала тему «Картина в технике ручной вышивки».
Мне захотелось сделать хороший проект. Следовательно, начать надо было с поиска потребности, которую я смогла бы удовлетворить в результате выполнения своего проекта. И я начала поиск.
Потребность
По окончанию ремонта в моей комнате получилась пустая стена над моим столом. Мне бы хотелось вышить картину своими руками для решения этой проблемы. И вот такая возможность подвернулась на уроке труда
Основные цели и задачи проектной работы
Познакомиться с историей и технологией вышивки крестом.
Разработать или найти прототип схемы вышивки.
Подобрать материалы и инструменты.
Найти оптимальный вариант для изготовления изделия.
Изготовить аккуратное изделие.
Соблюдать правила техники вышивания.
Провести исследования.
спроектировать и изготовить
Итак, чтобы удовлетворить потребность, надо создать красивую картину с подходящим изображением. Именно это и стало главной задачей моего проекта.
Для выполнения проекта первым этапом в работе стал сбор материала по проекту. Это множество книг по вышивке, личных фото, интернет материалов.
Процесс проектирования
Исторический экскурс
История русской вышивки
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крест – пожелание добра и взаимопонимания. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
История мулине
Все рукодельницы время от времени имели дело с мулине, многие даже используют их в работе практически повседневно. Разнообразие цветов и строгая их классификация позволяет мастерицам со всего мира делать вышивки точно по схеме, с полным соответствием цветов. Какая же их история, – когда они появились, кем созданы и как они прошли через всю мировую историю?
Эти нитки были известны еще в древнем мире, многие даже считают их одним из самых старых видов рукоделия. Конечно, способствовало тому желание женщин выглядеть красиво, этим отличаются не только современные женщины, а и те, которые жили в давние времена; конечно, особых изысков они не имели и шопингом не занимались, но культ одежды появился уже тогда. Использовались разноцветные нитки для украшения своей одежды. Впрочем, украшалась одежда и мужчин, которые занимали важные места в структуре общества, – вожди, жрецы.
Со временем развивались и сами нити, и технологии их применения, то есть вышивания. Понемногу появилось то, что можно уже назвать похожим на современное мулине. Но, конечно, до таких ниток как сейчас, им было еще далеко Вскоре начали украшать не только одежду, а и предметы обихода – скатерти, занавески, полотенца, и все остальные изделия из ткани. Когда красочные нитки стали неотъемлемым элементов и частью культа, купцы специально начали планировать свои маршруты так, чтобы обязательно заглянуть на рынки, где продается хлопчатая нить. Что касалось тем вышивания, в начале они были абстрактными. Но все знаки и символы, использующиеся при этом, имели свои значения, и обычно передавали настроение и желания рукодельницы, которая и занимались вышивкой мулине. Например, прямая линия обозначала землю, окружности – солнце, а крест был символом огня. И сейчас в народной одежде можно увидеть такие элементы; эволюционировали и цвета, сначала использовался только один цвет, а потом начали использовать сочетания из 2-х и больше цветов.
Использовались вышивки не только с целью украшения, а и чтобы отгонять злых духов, а также, например, нацеливать на идею, или подбадривать в нелегкие времена. Разнообразными стали и темы вышивания. Вместо символов теперь виделись отчетливые силуэты людей, животных, растений, рукодельницы вкладывали больше смысла, вышивание разноцветными нитками ставало искусством. Сейчас мы можем купить ткани в любом магазине, все они классифицированы по номерам, доступно много разных схем вышивания – кто знает, как это искусство будет развиваться далее, что нас еще ждет интересного?
Технология вышивки крестом
В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.
Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани.
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик (1), откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика (2) и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика (3). Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика (4), Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест (рис. 1).
Рис. 1 Простой крест
Существует немало разновидностей креста, один из них - крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с одной стороны ткани - лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают кресты по горизонтали, или по вертикали определяют технику их выполнения.
Если ряд крестиков горизонтальный, то работу начинают слева на право, прокалывая ткань - иглой сверху вниз, укладывая стежки, на одном и том же расстоянии друг от друга, затем возвращаются в обратном направлении. Второй, горизонтальный ряд вышивают под первым и т.д. (Рис.2 рис.а)
Вертикальный ряд крестов вышивают снизу вверх: сначала прокладывают стежки с наклоном вправо, а на обратном пути « перекрещивают » их стежками с противоположным наклоном (рис2.б).
Сложнее выполнять работу по диагонали, так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне лежали в одном направлении, а изнаночный шли прямыми полосами (рис2.в).
Рис. 2 Разновидности креста
Дизайн - критерии будущего изделия
Экономически доступным.
Хорошо сочетаться в цветовом решении с интерьером комнаты.
Отражать мои увлечения.
Так как проектную работу выполняю в учебное время, тона изготовление хотелось затратить не более одного месяца.
Выполнено аккуратно и качественно.
Чтобы изделие не навредило здоровью моей семье и мне, было выполнено из экологических материалов.
Банк первоначальных идей
Рис. 3 Мишка
На рисунке №3 изображен забавный мишка. Светлые тона не подходят к моему интерьеру комнаты.
Рис. 4 Крош
На рисунке №4 изображен сказочный герой Крош. Увлечение этой сказкой давно прошло. У меня не возникло желания вышивать этот рисунок.
Рис. 5 Моя кошечка
На рисунке №5 изображена кошечка, которая вошла в образ хозяйки, примеряя ее украшения и обувь. Это фото я сделала в этом году, кошка мечтает пойти на бал…..
Проработка идеи
Я очень люблю животных, именно кошек. Люблю их фотографировать, играть с ними, часто обсуждаем с подругами их поведение. Мне понравился Рис №5, решила найти подходящую схему к фото.
На одном из сайтов встретила схему похожего рисунка и очень обрадовалась.(рис.6). да и цветовое сочетание вполне подойдет к интерьеру моей комнаты.
Рис.6 Схема вышивки
Вывод: Буду вышивать этот рисунок. Этой работой смогу доказать любовь к своей кошечке, ведь картина всегда будет у меня на глазах и займет достойное место в моей квартире. Эта идея больше всего соответствует выдвинутым критериям
Предполагаемые расходы. Выбор материалов
Остается выбрать материалы. Канву надо купить, нитки у меня остались от прежних занятий мамы. Думаю, что стоимость работы будет не большой, но надо найти рамку для оформления работы, думаю, что надо спросить у бабушки, я видела ее в ненужных вещах.
Исследуемый опрос любителей кошек
Так как я очень часто вижу свою кошку у полки с обувью, где она выглядит, настоящей модницей, то решила узнать у своих подруг и одноклассников: «Бывает ли у них такое с кошками».
Опросила 10 человек, у которых есть кошки.
Вопрос был таким: «Увлекается ли их кошка дамскими туфельками?»
Результаты опроса:
-
- 70% опрошенных подтверждают, что кошки часто спят в таком положении и играют с украшениями;
- 20 % опрошенных отрицают тягу к увлечениям моей кошки
- 10% опрошенных даже и не наблюдают за своими кошками
Вывод: не только моя кошечка любит модничать, но и большинство животных склонны к таким увлечениям, они активны.
Исследование и выбор цвета ниток мулине:
Для работы понадобятся цвета:
Красный -3 тона. Белый. Бежевый - 2 тона. Коричневый
Посещая выставки декоративно- прикладного творчества не раз замечала , что на некоторых работах нитки окрасили ткань. Чтобы этого не произошло, решила провести свое исследование.
По образцу всех нитей, кроме белого цвета необходимо намочить в теплой воде и немного потереть кусочком мыла, прополоскать. Нити проутюжить на белой ткани.
Вывод: Исследуемые нити сохранили свой цвет, следовательно, во время вышивания выбранные нити не потускнеют и после стирки не закрасят канву.
Это нитки высокого качества
Выбор инструментов и материалов
Для работы мне понадобятся следующие инструменты и материалы:
-
- Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации.
- Иглы для вышивания с большим ушком.
- Напёрсток, он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца.
- Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться. Лучше применять маленькие с загнутыми кончиками для обрезания концов нитей.
- Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия.
- Утюг с паром.
- Канва белого цвета.
- Нити мулине, они должны быть крепкими, равномерно окрашенными, и устойчивые к свету и воде.
- Швейная машинка для обработки края канвы
Инструкция по охране труда
при работе ножницами, иголками, булавками
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
.Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Инструкция по охране труда при работе электроутюгом
При включении и выключении утюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора, не допускать его перегрева.
Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.
Технологическая карта.
Изготовление картины в технике ручной вышивки
№ |
Наименование операции |
Инструменты и оборудование |
1 |
Канву необходимо отутюжить и обметать края |
Утюг, гладильная доска, швейная машинка |
2 |
Рассчитайте по схеме место начала работы, отметить на канве |
|
3 |
Закрепите канву в пяльцах |
Пяльцы |
4 |
Вставьте в иглу для вышивки мулине нужного цвета |
Игла |
5 |
Вышивайте по схеме. Вышивку начинаю производить с нижней части рисунка, последовательно по рисунку меняя цвет нитей, вышивая вверх до завершения рисунка. |
Игла, наперсток, ножницы |
6 |
Выполняйте работу аккуратно |
Игла, наперсток, ножницы |
7 |
Вышивку снять с пяльцев, ослабив винт. |
Пяльцы |
8 |
Изделие постирать Отжимать вышитое изделие после полоскания обычным способом не нужно. Лишнюю воду можно удалить, положив вышивку между двумя чистыми махровыми полотенцами и слегка прижав |
Утюг, гладильная доска |
9 |
Проутюжить работу с изнаночной стороны на мягкой ткани |
Утюг, гладильная доска |
10 |
Вставить работу в рамку. |
Моменты работы
Как ухаживать за вышивкой.
Когда края изделия будут обработаны, а это лучше делать в начале работы. Вышивку необходимо постирать, поскольку в процессе работы она могла стать пыльной, на ней могли появиться загрязнения, особенно если ее изготавливали в течение очень долгого времени. В результате нитки могли потускнеть и немного истрепаться. Чтобы исправить это, можно опустить изделие в подготовленную теплую мыльную воду, оставить на некоторое время, а затем постирать. Воды должно быть достаточно для того, чтобы вышивка не мялась, ее температура не должна превышать 60ºС, иначе нитки могут полинять. Использовать стиральный порошок при стирке вышивки не следует, так как он может изменить цвет ниток, лучше всего взять обычное детское или хозяйственное мыло. Помещать изделие в мыльную воду необходимо изнаночной стороной вниз. Не следует стирать вышивку, как обычное белье, поскольку при стирке рисунок может повредиться. Лучше всего аккуратно потереть изделие руками и оставить в мыльной воде еще на 30 минут. Если вышивка очень сильно испачкана, наиболее загрязненные места необходимо немного потереть кусочком мыла, а потом постирать.
Вынув вышивку из мыльной воды, не следует ее отжимать, иначе она сомнется и рисунок исказится, необходимо аккуратно положить ее, чтобы стекла вода. Полоскать изделие лучше всего в проточной воде до тех пор, пока мыло не вымоется окончательно. Если вышивка будет плохо выполоскана, со временем нитки могут потерять свои качества, например, обесцветиться.
Если вышивка украшает одежду, лучше всего стирать такое изделие руками или в стиральной машинке в режиме деликатной стирки, поместив его в специальный мешок-сетку.
После стирки необходимо прогладить вышитое изделие, чтобы стежки легли ровно, однако делать это нужно очень осторожно, иначе может исказиться рисунок. Гладить вышивку нужно с изнаночной стороны, подложив под нее чистую хлопчатобумажную ткань. Затем следует вывесить изделие на свежий воздух или разложить на ровной поверхности для просушки. Когда вышивка высохнет, можно отутюжить ее повторно через влажную ткань.
Не рекомендуется гладить вышивку с лицевой стороны – она теряет свою фактурность. Лучше всего положить изделие лицевой стороной вниз на мягкую, сложенную в несколько слоев фланелевую ткань и прогладить с изнанки. Вышивку, выполненную шелковыми нитками, нужно обрабатывать паром, тогда лоск нити усилится.
Расчет материальных затрат
Материал |
Кол-во |
Цена |
Канва |
0,60 см |
36 руб. |
Нити мулине |
7 мотков |
70 руб. |
Рамка |
1 шт. |
Б/У |
Итого |
106 руб. |
На изделие было затрачено 106 рублей, я считаю, что на эти деньги в художественном магазине приобрести такую картину нельзя, т. к. посетив городской магазин «Лавка ремесел» примерно такая работа стоит 650 рублей. Выполненная работа дает большую экономию бюджету семьи.
Экологический аспект
Работу вышивала на канве нитками мулине, их производство не наносит вреда окружающей среде, здоровью человека и являются экологически безопасным продуктом для жизнедеятельности человека. Поэтому, что работа получилась экологически чистой. Это значит, что наше изделие не принесет вреда окружающей среде.
Оценка процесса проектирования
Работа выполнена, получилась аккуратной и красивой. Все поставленные перед собой цели и задачи выполнила. Соответствует критерием выбора идеи. Считаю, что картина очень хорошо впишется в мой интерьер, и будет украшать мою комнату. Я довольна своей работой и решали, что я выполню ещё несколько работ в данной технике. Думаю, что картину можно назвать «Моя модница». Картина хорошо смотрится на стене моей комнаты.
Рекламный проспект
Если вы мечтаете о такой прекрасной картине, то не надо ждать подарка, а взять в руки иглу и нитки. Пояснительная записка готова, с ней можно выполнить работу самостоятельно! Вперед к творчеству!
Самоанализ изделия
Название: «Моя модница»
Общая оценка:
- эстетические характеристики – дизайн соответствует содержанию
- функциональные характеристики соответствует назначению
- соответствует ли затратам на изготовление - соответствует
- выбор и использование материалов – выбор сделан удачно
- жизненный цикл - поместить на стену, можно подарить
-. Анализ производства:
- изготовлено в технике ручной вышивки крестом.
. Вопросы, связанные с маркетингом:
- развитие изделия в исторической перспективе – можно выпускать ежемесячно
- каков потенциальный рынок – широкий круг потребителей.
Испытания:
- легко ли его использовать - использовать легко
- насколько изделие безопасно – безопасно полностью
Сколько изделие стоит? Соответствует ли качество цене? - Изделие стоит 106руб. При следующей работе производство будет дороже, так как надо купить рамку.
Оценка проекта руководителем
В структуре проекта отражены все этапы проектной деятельности. Четко выражена проблема и обоснована тема проекта. Очень хорошо проведено исследование всех параметров. Экономический расчет и испытания показывают, что проблема успешно решена.
Проект Ларисы актуален, оригинален, может быть полезен не только автору, но и для других потребителей в качестве подарка и т.д.
Высокое качество выполненного изделия. Оценка за проект - отлично, защита работы получила высший бал – отлично.
Учитель технологии Тименцева ЕН.
Список использованных источников информации
В.В Патлах «Энциклопедия Технологий и Методик»., 2007
Е. Зуевская « Вышивка крестом», 2008
Н.Т.Климова « Ручная и машинная вышивка», 2007
Сайт в Интернете: http://www.leather-info.ru
Сайт в Интернете: Vishivka.com
Т.И. Еременко «Иголка-волшебница»,1988
Ю.В. Крупская «Технология. Обслуживающий труд», 2008
Волкова Галина Юрьевна
Тименцева Елена Николаевна
Ольга Пародина
Елена Владимировна
Павкина Галина Геннадьевна