Программа кружка ручной вышивки «Волшебный стежок»

4
0
Материал опубликован 3 March 2017 в группе

Федеральное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»

(ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области)

Авторская педагогическая разработка

(комбинаторная)

Программа кружка ручной вышивки «Волшебный стежок»

Форма: учебно-воспитательная программа

Автор разработки:

Граф Анна Родионовна, учитель ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН

России по Иркутской области

 

(трудилась в данном учреждении до 2016 г.)

 

Ангарск, 2016

 

Содержание

Пояснительная записка

Цель программы

Задачи программы

Возраст детей

Продолжительность реализации программы

Формы и режим занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Ожидаемые результаты

Формы подведения итогов реализации программы

Календарно-тематическое планирование

Содержание

Концепция программы

Занятия художественным трудом важны в воспитании гармонично развитой личности, повышении самооценки «трудных» подростков, не нашедших применения своим способностям в прошлом, имеющих отрицательный жизненный опыт. Творческий труд способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру, социализации личности. Формирование умений и трудовых навыков происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, искусством, культурой и эстетическими ценностями нашего народа и народов мира.

Кружковая деятельность приобщает подростков к эстетическому труду, предоставляет свободу выбора, развивает комбинаторные умения, способствует выработке индивидуального стиля и темпа деятельности, повышению самооценки, расширяет кругозор.

Актуальность

Занимаясь художественной вышивкой, подростки проявляют свои скрытые творческие задатки и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что способствует выработке волевых качеств, важно в эмоционально-поведенческом аспекте: сотрудничество в доброжелательной атмосфере положительно влияет на взаимоотношения агрессивных подростков. Конечный результат художественного творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда. Работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на уроках.

Новизна

Программ по обучению художественной вышивке юношей, пребывающих в воспитательных колониях, не существует. Кружки же с идентичным названием рассчитаны в основном для детей дошкольного и младшего школьного возраста и посещающих кружки в домах детского творчества. Потребовалось создание адаптированной к условиям воспитательной колонии программы обучения ручной вышивке.

Цель программы

Ознакомление юношей с разными видами ручной вышивки; обучение основным приёмам работы с иглой; развитие скрытых творческих способностей и задатков и их реализация; освоение позиции равноправного субъекта эстетической трудовой деятельности; подготовка к возможной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы (отдельным слайдом)

Обучающие:

обучить подростков основным приёмам ручной вышивки, выработать специальные трудовые умения и навыки

Развивающие:

способствовать развитию творческой активности;

формированию психических процессов;

расширению кругозора; развитию мелкой моторики пальцев рук;

укреплению волевых качеств личности

Воспитательные:

воспитывать эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; художественный вкус;

интерес к декоративно-прикладному искусству, к художественным традициям своего народа;

способствовать воспитанию гармонично развитой личности; её социализации; духовных запросов; расширению общего духовного богатства человека

Возраст детей (отдельным слайдом)

Возраст участвующих в реализации данной программы – 14-18 лет. Этот возраст традиционно считается самым сложным в жизни любого человека. Но совершённое подростком - в прошлом, в настоящем же это школьник, постигающий искусство ручной вышивки, желающий проявить индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы

Программа рассчитана на один год работы с учащимися 5-12 классов. В вечерней школе состав учащихся часто меняется. Руководителю кружка очень важно видеть профессиональный рост своих учеников, в течение одного учебного года это легче проследить и сделать выводы о совместной деятельности.

Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся один раз в неделю согласно расписанию в течение 40минут. При реализации творческих замыслов количество занятий для отдельных подростков регулируется индивидуально.

Каждый подросток находится на определённом этапе реализации своего замысла и трудится согласно своему уровню сложности, скорости выполнения работы.

Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических видов деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа, подготовка и проведение выставок, непосредственное вышивание, обсуждение и выбор рисунка, конкурс рисунков и эскизов, подготовка подарков и др.

Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и совершенствовать основные умения и навыки вышивания и оформления предметов декоративно-прикладного характера, способствующая зарождению стойкой мотивации к труду.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Активно используются: упражнение; моделирование; игровой метод. Словесные методы: рассказ, беседа. Словесные приёмы: объяснение, пояснение, оценка. Наглядные методы и приёмы: наблюдение, рассматривание образцов, показ образцов, показ способа вышивания и др. Методы и приёмы используются в комплексе. Организовывается прослушивание классической и народной музыки, просмотр технологических операций на экране.

Ожидаемые результаты

Предполагается овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, выявление, осознание и реализация подростками своих творческих задатков, формирование стойкой мотивации к занятиям декоративно-прикладного характера.

Подростки должны научиться:

планировать свои действия; знать последовательность основных этапов воплощения замысла;

уметь учитывать размер изделия, цветовую гамму, способ вышивки;

владеть культурой труда на всех этапах трудового процесса;

рационально расходовать материалы;

участвовать в подготовке работ на выставки разного уровня;

соблюдать правила техники безопасности, элементарной гигиены и санитарии.

проявлять творческое отношение к любому общественно значимому и индивидуальному труду

Формы подведения итогов реализации программы:

подготовка и проведение выставок работ участников кружка;

презентация лучших работ гостям и сотрудникам колонии;

отбор работ для портфолио учащихся;

участие в конкурсах разного уровня;

творческий отчёт руководителя

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Цель занятий

К-во часов

Дата

1

Вводное занятие

заинтересовать возможностью развития творческих способностей каждого человека; содействовать личностному росту и социализации; расширить представления о народных промыслах

1

04.09

2

Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки.

ознакомить учащихся с основными материалами для вышивки, их разнообразием; подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности

1

11.09

3

История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. Шов «Вперёд иголку».

показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с основными видами вышивки – гладью и крестом

1

18.09

4

Шов «строчка» («назад иголку»). Модель шва. Упражнение в выполнении шва. Техника безопасности при вышивании.

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

25.09

5-6

Вышивка «Цветок» швами «строчка», «Вперёд иголку», разнообразие выбора композиции

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

2

02.10, 09.10

7

Техника выполнения стебельчатого шва

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

16.10

8

Техника выполнения тамбурного шва

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

23.10

9

Техника выполнения шва «Петельки»

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

30.10

10

Техника выполнения петельного шва

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

13.11

11

Техника выполнения декоративных узелков

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

20.11

12

Техника выполнения плоской, или простой глади

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

27.11

13

Техника выполнения теневой, или смещённой глади

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

04.12

14-16

Вышивка гладью (сочетание прямых и косых стежков). Самостоятельное цветовое решение рисунка «Цветок»

закрепить умение вышивать гладью; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса

3

11.12,

18.12,

25.12

17-19

Вышивка композиции «Неувядающий цветок», самостоятельное цветовое решение

закрепить умение вышивать гладью; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса, самостоятельности в выборе собственных решений

3

15.01, 22.01, 29.01

20

Техника вышивки крестом. Простой крест.

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

1

05.02

21-22

Техника вышивки простым крестом. Выполнение различных композиций по выбору

закрепить умение вышивать в технике «Простой крест»; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса

2

12.02,

19.02

23-24

Техника вышивки болгарским крестом.

научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

2

26.02,

05.03

25-27

Выполнение панно «Весенние мотивы» простым или болгарским крестом

закрепить умение вышивать в технике «Простой крест», «Болгарский крест»; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса

3

12.03,

19.03,

02.04

28-29

Выполнение панно с геометрическим рисунком

закрепить умение вышивать в технике «Простой крест», «Болгарский крест»; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса

2

09.04,

16.04

30-33

Выполнение композиций по выбору на конкурсы разного уровня в соответствии с календарными датами

закрепить умение вышивать; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса, воспитанию ответственности, желания быть успешным

4

23.04,

30.04,

07.05

34

Презентация лучших конкурсных работ на городском и муниципальном уровне

научить представлять результаты индивидуальной и коллективной деятельности, анализировать удачи и нереализованные планы

1

14.05

35

Итоговое занятие. Достижения и успехи каждого. Перспективы.

научить анализировать результаты своего труда, конкретизировать идеи и планы будущих работ

1

21.05

Дидактический материал и техническое оснащение

Техническое оснащение:

    1. ткань «белая и чёрная вафелька» (жёсткая и мягкая канва)

      ткань хлопчатобумажная и полотняная

      куски полотна разного размера

      пяльцы пластмассовые

      иглы с большим ушком

      ножницы с тупыми концами

      нитки мулине

      нитки шерстяные

      карандаши простые

      калька

      копировальная бумага

Дидактические материалы:

    1. образцы рисунков для вышивания

      образцы готовых вышивок

      пооперационные карты

      иллюстрации вышивок в различной технике

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.