ПРОЕКТ по ТИКО – конструированию «Творить, играть, конструировать, обучаться»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»
ПРОЕКТ
по ТИКО – конструированию
«Творить, играть, конструировать, обучаться»
(старший дошкольный возраст)
Сведения о разработчике:
Павлова Наталья Викторовна,
воспитатель высшей кв. к.
г. Моршанск 2024 г.
Паспорт проекта
1. | Наименование проекта | Проект по ТИКО – конструированию (старший дошкольный возраст) |
2. | Творческое название | «Творить, играть, конструировать, обучаться» |
3. | Авторы проекта | Павлова Н. В., воспитатель МБДОУ №6 «Рябинка» |
| Сроки реализации | 2024 - 2025 учебный год |
4. | Тип проекта | Долгосрочный, познавательно - творческий |
5. | Участники проекта | Дети 5-6 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников |
6. | Целевая группа | Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет |
7. | Цель | Развитие конструктивного мышления средствами робототехники, внедрение ТИКО-конструирования и робототехники в образовательный процесс. |
8. | Задачи | Обучающие: - Закреплять ранее полученные знания о деталях ТИКО-конструктора, знакомить с новыми терминами, учить создавать игровую ситуации, умение творчески использовать свои замыслы и приобретённые навыки. Развивающие: - Развивать фантазию, конструкторские способности, творческое воображение, творческую инициативу. Воспитательные: -Воспитать трудолюбие, самостоятельность -Воспитывать коммуникативные качества: умение работать сообща, внимательно относиться к друг другу, договариваться. |
9. | Основные этапы проекта и сроки реализации | 1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь 2024 г.) 2 этап – Практический (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.) 3 этап – Заключительный (май 2025 г.) |
10. | Условия и ресурсное обеспечение | Материально- технические ресурсы: - ТИКО-конструкторы, компьютер, проектор, экран, инструкции, схемы. Методическое обеспечение: - дидактический материал; -наглядный иллюстративный материал; - пособия по ознакомлению с окружающим миром; - комплект методической и теоретической литературы; -картотека загадок; -консультационный материал для родителей; Разработанные занятия. Литература. Интернет ресурсы. |
11. | Ожидаемые результаты | Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически. Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству. Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ. Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проекта. |
1. Обоснование проекта.
1.1 Актуальность.
Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир технического конструирования. ТИКО-конструирование – заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Благодаря данному конструктору легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
ТИКО–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.
ТИКО - моделирование позволяет поднять на более высокий уровень развитие пространственного мышления, познавательный интерес дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
1.2. Гипотеза
Освоив ТИКО конструирование, у детей сформируется пространственное мышление, способность к моделированию и техническому творчеству.
2. Цели и задачи
2.1. Цель. Развитие конструктивного мышления средствами робототехники, внедрение ТИКО-конструирования и робототехники в образовательный процесс.
2.2. Задачи.
Для детей:
Обучающие:
- Закреплять ранее полученные знания о деталях ТИКО-конструктора, знакомить с новыми терминами, учить создавать игровую ситуации, умение творчески использовать свои замыслы и приобретённые навыки.
Развивающие:
-Развивать фантазию, конструкторские способности, творческое воображение, творческую инициативу.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие, самостоятельность,
-Воспитывать коммуникативные качества: умение работать сообща, внимательно относиться к друг другу, договариваться.
Для родителей:
Развивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность детей и родителей средствами ТИКО .
Укрепить взаимодействие родителей и педагогов в вопросе развития у детей логического мышления и конструктивных умений.
Повысить интерес родителей к использованию конструкторов ТИКО для разностороннего развития дошкольников.
Способствовать формированию у родителей соответствующих компетенций.
3. Этапы проекта:
Организационно-подготовительный
Практический
Заключительный
1 этап - Организационно-подготовительный
(Сентябрь)
1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Изучение литературы по данной проблеме.
4. Проведение мониторинга познавательного развития.
5. Подбор наглядного, иллюстративного материала, пособий, игр, заданий; методической, справочной и детской художественной литературы.
6. Планирование мероприятий в рамках реализации проекта.
7. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
2 этап – Практический
(Октябрь - Апрель)
1. Организация работы с воспитанниками по теме проекта.
2. Практическое осуществление деятельности в рамках плана реализации проекта.
3. Подведение и анализ промежуточных результатов.
4. Осуществление корректировки плана реализации проекта.
3 этап – Заключительный
(Май)
1. Мониторинг познавательного развития.
2. Круглый стол по обмену впечатлениями и опытом.
3. Выставки детских работ, организуемые в группе.
4. Презентация итогов проекта.
5. Семинар-практикум с педагогами по применению в практической работе конструкторов «ТИКО».
4. Принципы реализации проекта
Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.
5. Условия и ресурсное обеспечение проекта
№ | Ресурсное обеспечение проекта | Перечень составляющих условий |
1 | Кадровое обеспечение: | -воспитатели группы; -родители (законные представители) воспитанников. |
2 | Материально- техническое обеспечение: | - Конструкторы «ТИКО» - Схемы плоскостных ТИКО-фигур. - Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур. - Диктанты для конструирования. - Логические задания на замещение фигур. - Логические игры и задания. - Столы - Стулья - Стеллаж для хранения наглядного материала. |
3 | Методическое обеспечение: | -дидактический материал; -наглядный иллюстративный материал; -пособия по ознакомлению с окружающим миром; -комплект методической и теоретической литературы; -картотека загадок; -консультационный материал для родителей; Разработанные занятия. Литература. Интернет-ресурсы. |
6. Формы реализации проекта.
1. | Формы реализации проекта | образовательная деятельность; самостоятельная деятельность детей; оснащение предметно-развивающей среды; работа с родителями; работа с педагогами; выставки детского творчества. |
2. | Виды деятельности | беседы показ способов действий с конструктором ТИКО игровые упражнения творческая мастерская консультации для родителей выставка детских работ |
7. Механизм реализации проекта
Личностно- деятельностный подход. | Взаимоотношения педагогов и детей строятся в форме сотрудничества. Ведущая роль в работе с детьми принадлежит активным методам и приемам обучения. | |
Системный подход | Наличие системы педагогического воздействия на ребенка, обеспечивающей развитие динамической и содержательной стороны познавательной активности. |
С помощью технологии «ТИКО - моделирование» формируются обучающие задания разного уровня. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Эффективность зависит и от организации образовательной деятельности, проводимой с применением следующих методов.
| Метод | |
1. | Объяснительно-иллюстративный (словесный) | Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, использование загадок и др.) |
2. | Эвристический | Метод творческой деятельности (создание творческих моделей ) |
3. | Практический | Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
4. | Наглядный | Использование иллюстраций, картинок, фотографий, альбомов, наклеек и др. |
5. | Игровой | Использование различных приборов –помощников при проведении игр. |
6. | Проблемный | Постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми. |
8. Ожидаемые результаты
Для детей.
Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развито умение работать по схемам и разверткам.
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая активность.
Для родителей.
Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Для воспитателей. Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Пополнение методического, дидактического материала. Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность современных образовательных технологий. Выявление новых форм работы с детьми и родителями.
План реализации проекта Организационно-подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
|
Литература:
Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования для детей 3 – 7 лет.
Логинова И.В.Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
Методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО Интернет-ресурсы / (ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Фрейлах Н.И. «Методика математического развития» М.: Форум, 2015
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-нийи фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014