ПРОЕКТ по ТИКО – конструированию «Творить, играть, конструировать, обучаться»

7
0
Материал опубликован 16 December

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»












ПРОЕКТ

по ТИКО – конструированию

«Творить, играть, конструировать, обучаться»

(старший дошкольный возраст)









Сведения о разработчике:

Павлова Наталья Викторовна,

воспитатель высшей кв. к.











г. Моршанск 2024 г.

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

Проект по ТИКО – конструированию

(старший дошкольный возраст)

2.

Творческое название

«Творить, играть, конструировать, обучаться»


3.

Авторы проекта

Павлова Н. В., воспитатель МБДОУ №6 «Рябинка»


Сроки реализации

2024 - 2025 учебный год

4.

Тип проекта

Долгосрочный, познавательно - творческий

5.

Участники проекта

Дети 5-6 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников

6.

Целевая группа

Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

7.

Цель

Развитие конструктивного мышления средствами робототехники, внедрение ТИКО-конструирования и робототехники в образовательный процесс.

8.

Задачи

Обучающие:

- Закреплять ранее полученные знания о деталях ТИКО-конструктора, знакомить с новыми терминами, учить создавать игровую ситуации, умение творчески использовать свои замыслы и приобретённые навыки.

Развивающие:

- Развивать фантазию, конструкторские способности, творческое воображение, творческую инициативу.

Воспитательные:

-Воспитать трудолюбие, самостоятельность

-Воспитывать коммуникативные качества: умение работать сообща, внимательно относиться к друг другу, договариваться.​​​​​​​

9.

Основные этапы проекта и сроки реализации


1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь 2024 г.)

2 этап – Практический (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.)

3 этап – Заключительный (май 2025 г.)

10.

Условия и ресурсное обеспечение

Материально- технические ресурсы:

- ТИКО-конструкторы, компьютер, проектор, экран, инструкции, схемы.

Методическое обеспечение:

- дидактический материал;

-наглядный иллюстративный материал;

- пособия по ознакомлению с окружающим миром;

- комплект методической и теоретической литературы;

-картотека загадок;

-консультационный материал для родителей;

Разработанные занятия. Литература.

Интернет ресурсы.

11.

Ожидаемые результаты


Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически.

Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству.

Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ.

Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проекта.



1. Обоснование проекта.

1.1 Актуальность.

Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир технического конструирования. ТИКО-конструирование – заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Благодаря данному конструктору легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

 ТИКО–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.

 ТИКО - моделирование позволяет поднять на более высокий уровень развитие пространственного мышления, познавательный интерес дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.


1.2. Гипотеза

Освоив ТИКО конструирование, у детей сформируется пространственное мышление, способность к моделированию и техническому творчеству.

2. Цели и задачи

2.1. Цель. Развитие конструктивного мышления средствами робототехники, внедрение ТИКО-конструирования и робототехники в образовательный процесс.


2.2. Задачи.

Для детей:

Обучающие:

- Закреплять ранее полученные знания о деталях ТИКО-конструктора, знакомить с новыми терминами, учить создавать игровую ситуации, умение творчески использовать свои замыслы и приобретённые навыки.

Развивающие:

-Развивать фантазию, конструкторские способности, творческое воображение, творческую инициативу.

Воспитательные:

- Воспитать трудолюбие, самостоятельность,

-Воспитывать коммуникативные качества: умение работать сообща, внимательно относиться к друг другу, договариваться.

Для родителей:

Развивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность детей и родителей средствами ТИКО .

Укрепить взаимодействие родителей и педагогов в вопросе развития у детей логического мышления и конструктивных умений.

Повысить интерес родителей к использованию конструкторов ТИКО для разностороннего развития дошкольников.

Способствовать формированию у родителей соответствующих компетенций.


3. Этапы проекта:

Организационно-подготовительный

Практический

Заключительный


1 этап - Организационно-подготовительный

(Сентябрь)

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Изучение литературы по данной проблеме.

4. Проведение мониторинга познавательного развития.

5. Подбор наглядного, иллюстративного материала, пособий, игр, заданий; методической, справочной и детской художественной литературы.

6. Планирование мероприятий в рамках реализации проекта.

7. Информация для родителей о предстоящей деятельности.


2 этап – Практический

(Октябрь - Апрель)

1. Организация работы с воспитанниками по теме проекта.

2. Практическое осуществление деятельности в рамках плана реализации проекта.

3. Подведение и анализ промежуточных результатов.

4. Осуществление корректировки плана реализации проекта.


3 этап – Заключительный

(Май)

1. Мониторинг познавательного развития.

2. Круглый стол по обмену впечатлениями и опытом.

3. Выставки детских работ, организуемые в группе.

4. Презентация итогов проекта.

5. Семинар-практикум с педагогами по применению в практической работе конструкторов «ТИКО».

4. Принципы реализации проекта

Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.

5. Условия и ресурсное обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Перечень составляющих условий

1

Кадровое обеспечение:

-воспитатели группы;

-родители (законные представители) воспитанников.

2

Материально- техническое обеспечение:


- Конструкторы «ТИКО»

- Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

- Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

- Диктанты для конструирования.

- Логические задания на замещение фигур.

- Логические игры и задания.

- Столы

- Стулья

- Стеллаж для хранения наглядного материала.

3

Методическое обеспечение:


-дидактический материал;

-наглядный иллюстративный материал;

-пособия по ознакомлению с окружающим миром;

-комплект методической и теоретической литературы;

-картотека загадок;

-консультационный материал для родителей;

Разработанные занятия. Литература.

Интернет-ресурсы.


6. Формы реализации проекта.

1.

Формы реализации проекта

образовательная деятельность;

самостоятельная деятельность детей;

оснащение предметно-развивающей среды;

работа с родителями;

работа с педагогами;

выставки детского творчества.

2.

Виды деятельности

беседы

показ способов действий с конструктором ТИКО

игровые упражнения

творческая мастерская

консультации для родителей

выставка детских работ

7. Механизм реализации проекта

Личностно-

деятельностный

подход.

Взаимоотношения педагогов и детей строятся в форме сотрудничества. Ведущая роль в работе с детьми принадлежит активным методам и приемам обучения.

Системный подход

Наличие системы педагогического воздействия на ребенка, обеспечивающей развитие динамической и содержательной стороны познавательной активности.

С помощью технологии «ТИКО - моделирование» формируются обучающие задания разного уровня. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Эффективность зависит и от организации образовательной деятельности, проводимой с применением следующих методов.



Метод


1.

Объяснительно-иллюстративный (словесный)


Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, использование загадок и др.)

2.

Эвристический

Метод творческой деятельности (создание творческих моделей )

3.

Практический

Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

4.

Наглядный

Использование иллюстраций, картинок, фотографий, альбомов, наклеек и др.

5.

Игровой

Использование различных приборов –помощников при проведении игр.

6.

Проблемный

Постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми.

8. Ожидаемые результаты

Для детей.

Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Развито умение работать по схемам и разверткам.

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая активность.

Для родителей.

Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

Для воспитателей. Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Пополнение методического, дидактического материала. Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность современных образовательных технологий. Выявление новых форм работы с детьми и родителями.


План реализации проекта

Организационно-подготовительный этап


Сроки

Планируемые действия


Работа с родителями

Сентябрь

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Изучение литературы по данной проблеме. Проведение мониторинга детского развития.

Подбор наглядного, иллюстративного материала, пособий, игр, заданий; методической, справочной и детской художественной литературы. Планирование мероприятий в рамках реализации проекта. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Информация для родителей о предстоящей деятельности


Основной этап

Содержание работы с детьми


Работа с родителями

Тема

Формы работы. Виды деятельности.

Октябрь

«Мир животных»

1. Образовательная деятельность «Мои любимые питомцы»

2. Контурные схемы ТИКО-поделок: «Домашние животные» (баран, лошадь, овечка, петушок, кот, собака)

«Животные наших лесов» (белка, волк, змея, ёж, заяц, лиса, медведь, мышь, олень, ящерица)

3. Диктанты для ТИКО-конструирования: «Кот Шалун», «Кот Мурзик», «Собака», «Заяц», «Медведь», «Олень»

4. Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

5. Дидактическая игра «Собери животное»

Консультация «Знакомимся с конструктором ТИКО»

Ноябрь

«Пернатые друзья»


1.Образовательная деятельность «Пернатые друзья»

2.Контурные схемы ТИКО-поделок: «Птицы» (журавль, петушок, снегирь, скворец, утка, страус, цапля, цыплёнок)

3.Диктанты для ТИКО-конструирования: «Птенец», «Птица», «Птица большая»

4.Дидактическая игра «Угадай, что за фигура?»

Консультация «Развитие инженерного мышления с использованием конструктора ТИКО»

Декабрь

«Наш город»

1.Образовательная деятельность «Строим город»

2.Дидактическая игра «Собери модель»

3. Беседа о родном городе

4. Конструирование города.

5. Игра «Угадай и назови»

(фигурки людей, изображающих профессии)

Семинар-практикум «Использование технологии ТИКО – моделирования при моделировании объектов»

Январь

«Зима»

1.Образовательная деятельность «Объемные геометрические фигуры»

2.Дидактическая игра «Мастерская геометрических форм»

3.Беседа: «Как мы строили снежный городок на площадке детского сада»

4. Игра «Что перепутал конструктор?»

5. Конструирование «снежного» городка.

6. Контурные схемы ТИКО-поделок: «Мороженое», «Снеговик»

Беседа «Плоскостное моделирование»

Февраль

«Транспорт. Техника»

1.Выставка «Военная техника»

2.Контурные схемы ТИКО-поделок: «Техника» (бульдозер, карусель, паровоз, подъёмный кран, робот,

телефон, трактор, мост),

«Техника» (военная техника)

3.Дидактическая игра «Собери транспорт»

4. Беседа «Виды транспорта,

спец. транспорт, его назначение».

5.Беседа: “Зачем нужны машины?”

6. Контурные схемы ТИКО-поделок: «Транспорт, военная техника»

Консультация «Играем дома»

Март

«Весна»

1.Образовательная деятельность «Весенние цветы»

2.Контурные схемы ТИКО-поделок: «Цветы»

3.Сюжентно-ролевая игра «Салон цветов»

4.Дидактическая игра «Какое число рядом»

5. Конструирование «Цветок для мамы»

Буклет «Домашняя игротека»

Апрель

«Космос»

1.Образовательная деятельность «Луноход для пришельца»

2. Дидактическая игра «Цифры»

3. Беседа «Космодром»

4. П/и «Ракеты»

5. Контурные схемы ТИКО-поделок: «Воздушный шар», «Спутник», «Лунатик», «Звезда», «робот-космонавт».

Консультация «Какие игровые упражнения можно выполнять дома»


Заключительный этап


Сроки

Планируемые действия

Работа с родителями

Май 2025 г.

1.Мониторинг детского развития

2.Выставка «Наши достижения»

3.Творческая мастерская для педагогов «Конструктор ТИКО»

4.Презентация итогов проекта.


Информация для родителей о результатах

Анкетирование «Что мы узнали о ТИКО – моделировании»





Литература:

Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования для детей 3 – 7 лет.

Логинова И.В.Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014

Методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО Интернет-ресурсы / (ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

Фрейлах Н.И. «Методика математического развития» М.: Форум, 2015

Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013

Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-нийи фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.