Проект «Россия – страна героев»
Актуальность проекта. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил организовать историческое просвещение на всех уровнях образования (Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314).
Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современной российской системе образования обусловлена комплексом социальных, педагогических и политических факторов. Это не просто дань традиции, а насущная необходимость, продиктованная временем. Актуальность патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что оно является фундаментом для формирования гармонично развитой личности, способной в будущем стать настоящим гражданином своей страны — не на словах, а на деле: ответственным, трудолюбивым, милосердным и готовым вносить свой вклад в её процветание. Это не разовая кампания, а целенаправленная, систематическая работа, интегрированная во все виды детской деятельности, которая позволяет вырастить человека, знающего и любящего свою Родину.
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный (1.09.2025 – 31.10.2025).
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников;
- педагоги ДОО.
Цель: формировать чувство патриотизма у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формировать представление о России как о родной стране.
3. Познакомить детей с именами и основными достижениями великих людей.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
2. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством национальных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь в совместных мероприятиях.
2. Воспитывать у дошкольников ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (1.09.2025 – 5.09.2025)
1. Определение проблемы, цели, задач проекта.
2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
5. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Основной этап (8.09.2025 – 24.10.2025)
Дата | Содержание работы с детьми, формы работы | Содержание работы с родителями | Обогащение РППС |
1 неделя (8.09 – 12.09) | - Беседы: «Россия – наша Родина», «Государственная символика Российской Федерации»; - Дидактические игры: «Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях», «Символика Российской Федерации»; - Чтение художественной литературы: серия книг «Настя и Никита» (изд-во «Фома»), «Флаг моего государства», «Герб моего государства» — развивающие пособия с картинками и стихами, атласы и энциклопедия для детей: «Моя первая книга о России» - Рисование на тему «Природа России»; - Создание плаката «Моя Родина - Россия». | - Консультация «Нескучный патриотизм: как воспитать любовь к Родине без нравоучений?»; - Круглый стол на тему «Герб, флаг, гимн: как объяснить ребенку государственные символы?». | - Создание патриотического уголка «Наша Родина — Россия». |
2 неделя (15.09. – 19.09) | - Беседы: «Дружная семья народов России», «Все мы – Россия!»; - Дидактические игры: «Четвёртый лишний (по народным промыслам)», «Народные костюмы», «Угадай, из какой я сказки?»; - Подвижные игры: «Салки», «Золотые ворота», «Коршун», «Каравай», «Тетёра», «Имена», «Курочка»; - Чтение художественной литературы: русские народные сказки, былины о богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович», сборники сказок народов Севера, Кавказа, Поволжья и др.; - Конкурс рисунков «Народы России»; - Фотовыставка «Мой национальный костюм»; - Акция «Символ народа». | - Консультация «Культурный код: как народные сказки, песни и промыслы воспитывают душу?» | - Оформление фотовыставки «Мой национальный костюм». |
3 неделя (22.09 – 26.09) | - Беседа «Волшебники России: люди, которые придумали будущее». - Игры: «Испорченный телефон», «Телепередача»; - Опытно-экспериментальная деятельность: опыт «Старый и современный телевизор», опыт «Радио», опыт «Йогурт»; - Чтение художественной литературы: «История самолёта» и «История автомобиля» (из серии «Настя и Никита»), Р. Гилфорд и С. Тунхейм «Ида. Взгляд из прошлого», стихи и сказки Б. Заходера («Птичья школа»), «Робот по имени Вениамин» А. Никольская; - Рисование «добрых» и «вредных» микробов. | - Консультация «Воспитываем будущего учёного: как рассказать дошкольнику о великих изобретателях». | - Оформления уголка «Читаем и изобретаем». |
4 неделя (29.09 – 4.10) | - Беседа «Сказочники и волшебники слова: знакомимся с великими русскими писателями»; - Дидактические игры: «Чьи это герои?», «Найди пару: Писатель - Книга», «Исправьте ошибку», «Угадай по отрывку из художественного произведения»; - Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Л.Н. Толстой «Косточка», «Лев и собачка», «Филипок», С.В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»; - Рисование «Мой любимый сказочный персонаж»; - Спектакль «Что за прелесть эти сказки». | - Подготовка к спектаклю «Что за прелесть эти сказки»; - Консультация «Как вырастить читателя: знакомим дошкольника с великими писателями». | - Выставка рисунков «Мой любимый сказочный персонаж». |
5 неделя (6.10 – 10.10) | - Беседы: «Первый космонавт: кто такой Юрий Гагарин?», «Космический корабль: на чём летают в космос?», «Наш космический дом — планета Земля»; - Дидактические игры: «Разложи планеты по порядку», «Космический пазл», «Найди одинаковые ракеты»; - Подвижные игры: «Ракета в полёт!», «Соберите метеориты», «Луноходы»; - Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне», Е. Левитан «Космические сказки», «Космонавт» А. Барто; - Выставка рисунков «Просторы космоса». | - Совместное с детьми участие в выставке рисунков и подготовка материалов для уголка «Космическая станция». | - Уголок «Космическая станция»; - Выставка рисунков «Просторы космоса».
|
6 неделя (13.10 – 17.10) | - Беседы: «Саратов — наш дом», «Как появился наш город?», «Космический Саратов: город, который любил Гагарин», «Волга-матушка: река-кормилица», «Музеи и театры Саратова»; - Дидактические игры: «Собери герб Саратова», «Угадайте по описанию», «По улицам Саратова»; - Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы»; - Подвижные игры: «Саратовский калач», «Волга-матушка и стерлядки», «Саратовская гармошка»; - Создание фотовыставки «Любимый город в объективе»; - Чтение художественной литературы: «Волжские» сказки и стихи; - Выставка рисунков «Мой Саратов — капля России». | - Творческая работа детей и родителей «Мой Саратов — капля России». | - Создание фотовыставки «Любимый город в объективе». |
7 неделя (20.10 – 24.10) | - Беседы: «Что такое война и мир?» «Кто такие защитники? Солдаты на войне»; - Дидактические игры: «Военные профессии», «Соберите вещмешок»; - Чтение художественной литературы: С. Михалков, «Детский ботинок», А. Барто, «В дни войны», А. Митяев, «Мешок овсянки», Л. Кассиль, «Рассказ об отсутствующем». - Экскурсия в Музее боевой и трудовой славы г. Саратова; - Аппликация: «Открытка для ветерана»; - Рисование «Салют Победы»; - Акция «Письмо солдату». | - Консультация «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?». | - Выставка рисунков «Салют Победы». |
Заключительный этап (27.10 – 31.10)
На заключительном этапе реализации проекта были организованы: итоговая выставка «Галерея Славы: Россия – страна героев» (совместные работы детей и родителей: рисунки, поделки, альбомы), презентация семейных проектов: «Герой моей семьи», создание Книги Памяти группы: с рисунками и рассказами детей о том, кого они считают героем, экскурсия в Саратовском областном музее краеведения «Саратов в годы ВОВ», экскурсия в интерактивном мультимедийном историческом парке «Россия – моя история». Подведение итогов реализации проекта совместно с родителями воспитанников.