МОУ Бурмакинская СОШ №2 село Бурмакино Ярославской области
Лещёва Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Проект «Убранство русской избы» для учащихся 2 класса.
Паспорт проекта «Убранство русской избы».
Проекта: «Русская изба»
Руководитель проекта: Лещёва Светлана Николаевна
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литературное чтение, окружающий мир, кружок «Юные музееведы».
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет.
Состав проектной группы: Анисимов Я., Вакунова А., Веденеева Н., Куликов М., Трошина К., Якимичев И.
6. Тип проекта: исследовательский, творческий
Исследовательско-творческий проект «Убранство русской избы» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
7. Цель проекта: 1. Создать условия для формирования у учащихся образных представлений об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.
2. Познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище;
3. Воспитывать интерес к истории, обычаям нашей Родины.
8. Задачи проекта:
1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
2. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
5. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.
9. Необходимое оборудование: бумага цветная, картон, мягкая проволока, пластилин, клей ПВА, карандаш, линейка, угольник и ножницы.
10. Предполагаемый продукт проекта: макет «Убранство русской избы».
Участники проекта:
Дети
Учитель
Родители
Срок реализации проекта: март 2015 года.
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.
Формы реализации проекта:
Экскурсия «Русская изба» в музей народного быта «Истоки».
Беседа «Убранство русской избы».
Практические занятия: изготовление макета русской избы с интерьером.
Просмотр презентации «Как люди на Руси жили»
Подвижные, дидактические, имитационные игры.
СОСТАВЛЕНИЕ «ЗВЕЗДОЧКИ ОБДУМЫВАНИЯ»
1. Назначение: экспонат для школьного музея.
2 Форма: прямоугольник.
3. Размеры: 500мм х 550мм
Материалы: бумага, картон, пластилин, клей ПВА, ножницы, нож.
5. Элементы основного изделия: стены, окна, печь, стол, лавка, кровать.
6. Декоративное оформление: полки, посуда, утварь, половики, сундук, самовар, подушки, одеяло, светец.
№П/П |
ЭТАП |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
1. |
Выбор и обоснование проекта |
Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседы об убранстве русской избы. Выбор оптимального макета избы. |
Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр фрагментов русских народных сказок. |
2. |
Выбор изделий, материалов и инструментов. |
Разработка «звездочки обдумывания» (см. Приложение). Выбор материалов, инструментов. |
Заполнение «звездочки обдумывания». Приготовление материалов и инструментов. |
3. |
Выбор оптимальной технологии. |
Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда. |
Запись плана работы. |
4. |
Практическая работа и корректировка деятельности. |
Критерии оценки качества изделий. |
Выполнение элементов макета. |
5. |
Корректирование проекта. |
Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации. |
Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации. |
6. |
Защита проекта. |
Праздничная защита коллективного проекта. |
Защита проекта. |
Этапы.
Ресурсы: родители: - изготовление половиков;
- помощь в изготовлении стола и лавки.
План реализации проекта.
Подготовительный этап:
1) Разработка и утверждение плана работы над проектом.
2) Экскурсия в музей народного быта «Истоки».
3) Просмотр презентации «Как жили на Руси. Русская изба».
4) Сбор и анализ литературы по данной теме. Посещение библиотеки.
Основной этап:
1) Беседа «Убранство русской избы».
2) Практические занятия: изготовление макета русской избы с интерьером.
Заключительный этап:
1) Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту.
2) Инсценировка сказок с использованием макета «Русская изба».
3) Презентация проекта.
Рабочий план-график реализации проекта
Действия |
Сроки |
Ответственные |
Разработка и утверждение плана работы над проектом |
4 февраля |
Классный руководитель ученики 2 класса |
Разработка сценариев дел. |
4-5 февраля |
Классный руководитель |
Экскурсия в музей народного быта «Истоки». |
5 февраля |
Классный руководитель |
Просмотр презентации «Как жили на Руси. Русская изба». |
14 февраля |
Классный руководитель |
Сбор и анализ литературы по данной теме. Посещение библиотеки. |
18 февраля |
ученики 2 класса |
Классный час «Убранство русской избы». |
20 февраля |
Классный руководитель |
Практическое занятие №1 «Изготовление макета русской избы с интерьером». |
27 февраля |
ученики 2 класса |
Практическое занятие №2 «Изготовление макета русской избы с интерьером». |
4 марта |
ученики 2 класса |
Изготовление вязаных половиков разной формы. Изготовление деревянного стола и лавки. |
20 февраля – 4 марта |
Родители |
Коллективный анализ проведенных дел. |
11 марта |
Классный руководитель |
Презентация проекта. |
11 марта |
ученики 2 класса |
Бюджет
Наименование |
Цена (р.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (р.) |
1 Бумага цветная |
15 |
1 |
15 |
2 Картон |
40 |
1 |
40 |
3 Карандаши простые |
5 |
1 |
5 |
4 Клей ПВА |
12 |
1 |
12 |
5 Ножницы |
25 |
1 |
25 |
6 Пластилин |
34 |
1 |
34 |
Всего: |
111руб. |
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в результате реализации проекта дети узнают:
историю русского быта;
устройство русской избы;
традиции и обычаи русского народа;
русские народные сказки;
назначение предметов домашнего обихода.
научатся:
находить нужный материал в дополнительной литературе;
использовать для дополнительных сведений русские народные сказки;
воссоздавать интерьер русской избы,
использовать макет для инсценировки русских народных сказок.
1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Гридневская Елена Васильевна