12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Татьяна Михайловна1639
Мы молоды, когда учимся и узнаем что-то новое. Жизнь постоянно преподносит разные подарки.
Россия, Самарская обл., Большое Микушкино
Материал размещён в группе «Сельская школа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новое Якушкино муниципального района Исаклинский Самарской области

 

Проект семейных экологических маршрутов

«Очень очевидное, но столь же и невероятное»

Методическое пособие

 

 

 

Составитель:

Сергеева Татьяна Михайловна.

 

 

Новое Якушкино, 2022

 

 

 

Содержание:

1.Введение----------------------------------------------------------3

2.Типы экологических маршрутов. ---------------------------3-4

3.Основные характеристики экологических маршрутов---4

4.Отличительные особенности данных маршрутов---------4-5

5.Описание основных объектов экологических

маршрутов------------------------------------------------------- ---5-10

6. Заключение-------------------------------------------------------10

7. используемая литература--------------------------------------11

 

 

Введение.

Рассвет приходит обязательно

И разгоняет темноту.

Вглядитесь в новый день внимательно,

Не проглядите красоту.

И.Слуцкий

На современном этапе развития человеческого общества остро стоит проблема экологического образования населения, потому что в век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы и действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде и поэтому ведет к ее неправильному использованию.

Возникает необходимость в такой системе экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Одним из методов знакомства учащихся с природой является создание природной экологической тропы.

Семейный экологический маршрут может стать одним из элементов такого экологического просвещения. Дом и семья для человека – это место, где его любят, ценят и очень-очень сильно ждут. В этой близкой для сердца обители всегда можно найти успокоение, поддержку, понимание и почувствовать заботу окружающих. Семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. И именно с учетом таких критериев и строится тот фундамент, который и будет основополагающим для построения дальнейшего жизненного пути человека. Но в современном мире подобный вариант родственных отношений встречается не всегда, и в обществе из- за множества проблем в семьях исчезает общение. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. И в тоже время сегодня восстанавливаются приоритеты семейного воспитания. Нужно сделать так, чтобы и родители, и дети стали ближе друг к другу, чтобы они чаще были вместе и им было бы друг с другом интересно.

Особенность процесса экологического воспитания на маршрутах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении, к тому же добираться до конечного пункта можно или пешком, или на велосипедах- что позволяет увеличивать двигательную активность и тем самых поддерживать здоровье членов семьи.

Экологический маршрут - специально оборудованный, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, памятники природы, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Основное назначение экомаршрутов - воспитание культуры поведения людей в природе, и они не должны вести к разрушению природной среды и ухудшению ее качества. Таким образом, они выполняют природоохранную функцию и кроме того, повышают ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Типы экологических маршрутов

Особенностью экологической тропы является выполнение некоторых функций: оздоровительная; познавательная; ознакомительная; развивающая, природоохранная и эколого-просветительская.

Каждый экологический маршрут имеет свое назначение, в соответствии с которым выделяют основные группы экологических троп.

Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», протяженностью от 4 до 8 километров, на которых дети с родителями изучают особенности местной природы.

Учебные экологические тропы - маршруты для экологического образования длиной до двух километров, экскурсия по ним длится не более 3-3,5 часа. Они оборудуются указательными знаками и информационными стендами. Такие тропы предназначены не только для школьников, их посетителями могут быть люди любого возраста.

Познавательно-туристские тропы пролагают в охранных зонах заповедников или в туристических зонах национальных парков, их длина измеряется десятками, а иногда и сотнями километров. Путешествие по ним может длиться от нескольких дней до нескольких недель.

Кроме этого можно разделить экологические маршруты по возрастным категориям и способам передвижения.

Наиболее важным является:

1) привлекательность складывается из трёх компонентов: красоты природы, её своеобразия и разнообразия.

2) доступность: к маршруту должны вести хорошие проездные пути.

3) информативность: способность удовлетворять познавательные потребности людей об объектах маршрута.

Основные характеристики экологических маршрутов

t1666770495aa.png

 

Вид маршрутов: Маршруты «выходного дня», учебно - познавательные, познавательно-прогулочные тропы.

Местонахождение: Самарская область, Исаклинский район, с.п. Новое Якушкино (на карте отмечены красной чертой)

Состояние маршрутов: удовлетворительное

Режим пользования: Проведение семейного отдыха с одновременным формированием экологической культуры, свободное посещение, проведение учебных экскурсий.

Основные объекты: озера: Голубое, Молочка, родники: Холодный родник, Белый камень, Живая вода, Иванов ключ, усадьба Андреевых.

Назначение: возрождение семейных традиций и формирование экологической культуры.

Цель: развитие экологической культуры личности и общества через формирование практического опыта природопользования, формирование традиции семейного отдыха и создание условий для непрерывного экологического образования учащихся и их родителей, а также воспитание у школьников уважения и интереса к природе через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Отличительные особенности данных маршрутов

Уникальность данных маршрутов в том, что они могут действовать круглогодично. Летом можно купаться, рыбачить, собирать ягоды и грибы, фотографировать, любоваться природой и птицами.

Зимой можно кататься на лыжах, фотографировать и любоваться окружающей природой.

Маршруты проходят как по шоссе, так и по проселочным дорогам. Родник «Живая вода» находится на территории деревни Сухарь Матак.

Экологическая характеристика.

К объектам можно добраться различными способами: на автомобилях, велосипедах, либо пешком. Лучше всего выбирать пешую прогулку, чтобы на подходах к объекту полюбоваться красотой нашей природы, обратить внимание на окружающую растительность и разнообразный мир насекомых.

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть, как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. Просто мы все куда-то спешим и не видим всей красоты, которая нас окружает. Но стоит вглядеться в окружающую нас природу, мы можем увидеть, насколько она прекрасна и удивительна.

Экологический маршрут «Очень очевидное, но столь же и невероятное»

знакомит с родниками, которые расположены на территории сельского поселения, озерами, расположенными в точке доступности и сельской усадьбой, позволяющей окунуться в старину. И это очень важно для того, чтобы полюбить свою малую родину и взглянуть на нее совершенно «другими глазами».

Село Новое Якушкино основано в 1751 году на землях Надыра Уразметова чувашами из с. Старое Якушкино.

Население – чуваши и русские (23%, переселившиеся в 1840-х гг. из Курской губернии).

В 18–19 веках. – государственные крестьяне; занимались сельским хозяйством.

В 18 в. поселение входило в составе Бугульминского ведомства, 19 в. – Бугурусланского уезда Оренбургской, а затем Самарской губерний.

Значительная часть населения некрещёные чуваши: до конца 18 в. – 100%, в середине 19 в. – 35%, в кон. 19 в. – 12%, часть населения была крещена в 60-х гг. 19 в. До 1860-х гг. языческих обычаев придерживалось всё чувашское население, общественные моления «Учук» сохранялись до конца века. Религиозные обычаи жителей описаны Х. Паасоненом. С 1876 функционировало одноклассное земское училище, с 1894 – школа грамоты, в 1896 г. – открыта церковноприходская школа. К 1910 году село было центром волости; было две школы (земская и церковно-приходская) функционировала ярмарка, по четвергам работал базар. В селе было организовано волосное правление, имелся урядник, и начальник военно-конного участка. Помол муки осуществлялся на водной мельнице (р. Шунгут) принадлежавшей сельскому обществу села, её арендовал некто Беляев.

Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования детей и подростков, совместно с родителями; развивать экологическую культуру личности и общества через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:1. Создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

2.Формирование активной позиции – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.

3.Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

4. Формирование экологической культуры – как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.

5.Организация активного отдыха учащихся и их родителей в природной обстановке.

6. Формирование экологической сознательности.

7.Создание единого эколого-развивающего пространства.

8. Формирование личной ответственности у учащихся за сохранность природных объектов.

Изучение родного края – увлекательное и полезное дело. Территория Самарской области относительно бедна водными ресурсами, водные запасы приблизительно равны 6,8км3 .В разных районах от 0,5км3 до 18,9км3.

О воде, как и о хлебе, принято говорить с уважением. Она и основа жизни, и незаменимый компонент в хозяйственной деятельности человека, и компонент активного отдыха, и основа эстетического восприятия природы. Наш долг перед поколениями – сделать все, чтобы наши водоемы не иссякали со временем, а были до краев наполнены чистой родниковой водой, той самой водой, без которой жизнь на земле немыслима.

Наше сельское поселение, как и весь Исаклинский район, богато родниками. Но к сожалению, не только дети, но и взрослые мало что знаю о них.

Мы должны сохранять всю эту красоту, и делиться ею с другими, чтобы и дети, и их родители знали и название, и историю родников, и поддерживали «жизнь» этих источников

Таким образом, организация экологического маршрута способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы связанных с вопросами охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- семейному отдыху.

 

 

Описание основных объектов экологического маршрута.

В связи с тем, что объекты находятся друг от друга на приличном расстоянии, их следует разделить их на несколько маршрутов.

 

1 Озеро Голубое (Голубое кӳлӗ). Административно находится в Сергиевском районе, но территориально – а шаговой доступности: в 1,5 км от с. Самсоновка, в 2 км от д. Сухарь Матак, и в 3км от с. Новое Якушкино. Летом дети и подростки пешком или на велосипедах отправляются на озеро купаться. Озеро получило своё название за интенсивную изумрудно-голубую окраску воды. Расположено в карстовой воронке, чем и объясняется круглая форма. Прозрачность воды достигает 18 метров, то есть днём при хорошем освещении озеро просматривается и вертикально и горизонтально. Единственным представителем многоклеточных водорослей являются харовые водоросли, пояс которых опускается до глубины 4—5 метров, наиболее хорошо развитые на мелководной отмели. Дно озера покрыто наслоениями серобактерий, образующих бактериальные маты. Их слой варьируется от 2 до 10 см на вертикальных стенках и превышает 1,5 метра на дне. В эулиторали озера масса бактериального ила смешивается с береговым грунтом, ил жирный на ощупь, с заметным запахом сероводорода.

 

t1666770495ab.jpgt1666770495ac.jpg

 

t1666770495ad.jpgt1666770495ae.jpg

2. Озеро Молочка (Кӳлӗ молочка)- памятник природы- находится в 2.9 км юго-восточнее деревни Новая Боголюбовка. От с. Самсоновка -на расстоянии 8-10 км. Пешком до озера не добраться, только на машине. Если рассчитывать на пеший ход, то необходимо рассчитывать на несколько дней. Уровень воды в озере удерживается с помощью плотины. Через лоток из металлических труб, расположенный у правого берега, осуществляется сток воды. Озеро окружено сплошным поясом высшей водной растительности, состоящим из рогоза широколистного. Глубина озера не превышает 1,5 м. Грунт озера – жирный черный сероводородный ил, который добывается и используется в лечебных целях курортом Сергиевские Минеральные Воды. Поражает многообразие жизни в озере, несмотря на высокую концентрацию сероводорода в воде. Здесь видны уруть колосистая, ряска малая, а желтые цветки пузырчатки образуют в июле целые островки. Вблизи берега отчетливо выделяются подводные заросли харовых водорослей, которые похожи на маленькие елочки. Скопления водорослей спирогиры и осциллятории в виде темно-зеленой тины плавают на поверхности воды. Иногда можно увидеть лебедей.

t1666770495af.jpgt1666770495ag.jpg

 

t1666770495ah.jpg

 

3.Среди родников большой интерес вызывает родник, который находится в северо-восточном направлении в трех километрах от села Новое Якушкино между двух холмов. Холмы покрыты лесом. Вода в этом роднике особенно чистая и очень холодная, поэтому жители дали ему название "Холодный родник" (Сивӗ çӑл). Он находится между двумя населенными пунктами Новый Шунгут и Новое Якушкино. Начиная с ранней весны и до самой глубокой осени, он служит людям спасением. Собирая грибы, ягоды, жители Нового Якушкина обязательно спускались к роднику напиться холодной водички. Они издавна считают, что именно Холодный родник является целебным и предпочитают воду брать только из него, хотя и находится он далеко от села. Старожилы села рассказывают, что в старину люди заболевших детей возили на лошадях к этому роднику. Умывали водой, обтирали, давали попить и они выздоравливали. Холодный родник находится в 3 километрахот села Новое Якушкино между двумя холмами в лессном массиве Вода в нем особенно чистая. Начиная с ранней весны и до самой глубокой осени он служит людям спасением. Собирая грибы или ягоды, жители обязательно спускаются к живительному источнику. Старожилы нам рассказывали, что в старину заболевших детей возили на лошадях к этому роднику. Умывали водой, давали попить, и они выздоравливали. В 2010 году учащиеся Новоякушкиноской школы облагородили его.

4. Родник – «Белый камень» (шурӑ чул) находится в 2 километрах на юго-востоке от д. Сухарь Матак. Возле родника – обильная луговая растительность. Вода в роднике холодная и вкусная. Начало берет из холма, состоящего, скорее всего из известняка, отсюда и название. Из-под земли выбиваются четыре струйки, которые превращаются в достаточно полноводный ручей.Родник не благоустроен. Дойти можно пешком или доехать на велосипеде. По дороге к роднику находятся «Два пруда», один из которых заболочен, а на втором можно порыбачить.

t1666770495ai.gift1666770495aj.jpg

t1666770495ak.jpgt1666770495al.jpg

5. Родник- Живая вода (Живая шыв) расположен в д.Сухарь Матак по улице Заречная, около моста. Так как родник находится на территории деревни, его давно многие не замечают.

t1666770495am.jpgt1666770495an.jpg

6. В южном направлении от села Новое Якушкино находится Иванов родник (Иванов çӑл). Именно этот родник для жителей села стал самым родным. История, связанная с этим родником, такова. У подножья холма, спускающего к реке Шунгут, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, на свет Божий стали выбиваться ключи, сразу в нескольких местах. Вода тонкими струйками стекала вниз к реке. Этот родник сразу же заметил житель села Новое Якушкино Иван Егоров. До революции эта семья была богатая, в своем хозяйстве имела несколько голов коров и телят. Свой скот они пасли на склоне этих холмов, и чтобы не гонять его к реке, Иван решил этот источник расширить, чтобы можно было в знойный день отдыхать здесь и скот свой поить. Лопатой очистил он эту жилу, обложил камнями, чтобы земля не засыпала его, а ниже выкопал яму, куда вода стекала из родника. Здесь он поил свой скот. Так и появился Иванов родник. Чуть подальше от Иванова родника житель села Тихон Николаев в то же время очистил другой родник. Сельчане стали называть его родником Тихона.

Шли годы. Много событий сельской жизни связано с этими ключами. Но люди, занятые повседневной работой не всегда вспоминали о том, что родники время от времени необходимо расчищать от загрязнения и затаптывания скотом. Так незаметно, отдав себя людям, исчезали добротные родники. Так родник Тихона исчез, а Иванов родник будто бы вновь родился.

 

t1666770495ao.jpgt1666770495ap.jpg

 

t1666770495aq.jpgt1666770495ar.jpg

 

7. Усадьба Андреевых. Усадьба находится в селе Самсоновка. Проект создания туристической усадьбы в семье Андреевых начинался с обыкновенной беседки, построенной там, где когда-то был огород родительского дома. На Усадьбе расположен красивый деревенский дом, окруженный небольшим лесом, на территории протекает ручей, через который к месту разведения домашней птицы и двум небольшим избам ведет сказочный мостик. Хозяйство занимается разведением птицы: гуси, утки, цесарки, фазаны, павлины, перепела и животных: кролики, козы. Птиц и животных можно кормить. В усадьбе имеется изба с русской печью, в которой есть предметы крестьянской утвари и настоящая русская печь, на которой можно не только  приготовить вкусную деревенскую пищу из деревенских продуктов. Баня по-черному, Чуваш-Чан, купель с родниковой водой. Гостям предлагается травяной чай, приготовленный из душицы, зверобоя, дикой мяты, бессмертника из самовара на дровах. Для детей и подростков имеется игровая площадка и полоса препятствий.

 

t1666770495as.jpgt1666770495at.jpg

 

 

 

t1666770495au.jpgt1666770495av.jpg

 

Заключение

 

Использование экологических маршрутов при ознакомлении учащихся с природой позволяет увидеть различные связи, зависимости в природе, а также увидеть картину мира в целом. На основе знаний воспитывается отношение к природе. В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т.е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе. Основной функцией экологических маршрутов является воспитание культуры людей на природе. Правильно подобранная тропа расширяет кругозор и прививает интерес к окружающему миру. Забота о природе прививает любовь к Родине, повышает ответственность за чистоту и сохранение мира. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологические тропы способствуют повышению уровня образования. Такой способ обучения позволяет прочувствовать единение с природой, сделать выводы, сформировать положительные качества и активную гражданскую позицию.

 

 

 

 

Используемая литература:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proekt_semejnogo_ekologicheskogo_marshruta_novobuyan_172953.html

https://fb.ru/article/445099/ekologicheskaya-tropa---eto-opredelenie-osobennosti-i-variantyi

https://studfile.net/preview/6148732/

 

Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.