Проект «Семья слов» для 3 класса

3
0
Материал опубликован 7 September 2016

Тема урока: Проект «Семья слов» (3 класс) (12 урок по теме)

Цель урока: формировать умения применять теоретические знания в условиях решения учебных задач.

Задачи урока:

Обучающие - формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

Развивающие: развивать речь, умение работать в паре; способствовать расширению кругозора.

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь.

Тип урока: урок решения практических задач.

Планируемые достижения учащихся: создать самостоятельно свой словообразовательный словарь.

Развитие личностных УУД: смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов).

Познавательных УУД: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели); информационный поиск; знаково-символические действия (создание продукта-семьи слов); структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

Регулятивных УУД: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата), оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества (работа в паре); управление поведением партнёра; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Методы и приёмы: по виду источника информации: ( словесные – подводящий диалог; интерактивная доска; практические – работа с учебником, со словарями ), по виду учебной деятельности – частично – поисковый метод, анализ полученных результатов.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, учебник, словари.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: русский язык

Класс: 3

Автор УМК: В.П.Канакина

Тема урока: Проект «Семья слов»

Тип урока: урок решения практических задач

Учитель: Наумова Г.М. , МАОУ СШ№4

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

   

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Предлагает слушать, запоминать, подумать о назначении цветов, обеспечивает мотивацию и организует внимание

   

Мысленно настраиваются на урок

Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим

Мысленно настраиваются к волевому усилию

Волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний

Цель: организоватьформулирование темы урока, постановку цели урока.

Предлагает прочитать слова на цветах и определить их понятие, подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели урока

Формулируют тему и цель урока, определяют практическую значимость данной темы

Осознанно и произвольно высказывать в устной форме о предметах, изучаемых на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Строить понятные для собеседника высказывания

С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, .что уже известно и того, что неизвестно.

Целеполагание

3.Постановка учебной задачи.

Цель: создать проблемную ситуацию , фиксировать

постановку учебной задачи

Предлагает составить текст из предложений, организует проверку задания, осуществляет постановку учебной задачи

Отвечают на вопросы учителя, составляют текст и проверяют его.

Уметь аргументировать свою точку зрения

Слушают, делают выводы

Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему

Предлагают составить текст

Уметь принять и сохранить учебную задачу

4.Закрепление с проговариванием

Цель: формировать полученные знания

Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре

Выполняют задания по тексту

Осуществлять работу по алгоритму

Отвечают на вопросы ученика и учителя

Формулировать собственное мнение и позицию

Сравнивают свой результат с результатом товарища

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

5.Физминутка

Цель: смена видов деятельности

Организует проведение физминутки

 

 

Делают упражнения с учителем

Слушать учителя, определять способ взаимодействия

?

 

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель: закрепить полученные знания через самостоятельную работу

Организует работу по разноуровневым группам

Записывают последнюю часть текста

Осуществлять работу по выполнению операции

Обсуждают написание слов

Строить рассуждения, понятные для собеседника.

Проверяют работу друг у друга

Осуществлять постановку учебной задачи

контроль

7.Рефлексия

Цель: подведение итогов урока

Организует оценку учебной деятельности

   

Отвечают на вопросы

Оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия действий

Оценивают свою деятельность с помощью цветов

Оценивать правильность выполнения заданий. Адекватная оценка деятельности.

 

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Играет мелодия. На фоне её учитель читает стихотворение.

- Краснеют на солнце 
Сосен стволы, 
Разносится всюду 
Запах смолы; 
А ландышей белых 
Кисти висят; 
Как тонок и нежен 
Их аромат. 
По лесу иду я, 
Песню пою, 
И слушают сосны 
Песню мою. 
Сквозь ветви густые 
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне 
Песней звенит...

И. Белоусов

-Давайте подумаем, о чём пойдёт сегодня разговор на уроке? О чём это стихотворение и музыка? (О лесе.) Как это связано с уроком русского языка? (Значение слова. Однокоренные слова.)

 

2. Актуализация опорных знаний.

(Презентация.)

-Чему хотели бы вы научиться в работе над словом «лес»? (Найти однокоренные слова к этому слову и попробовать объяснить значение этих слов).

-Послушайте стихотворение и подумайте, что нам предстоит сейчас сделать.

Захотелось всем чудес -

Посадили дивный лес.

Не был лес еловым-

Был он только словом.

Это слово – слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды им принесло –

Стало много новых слов.

Вот из леса вам лесок,

А вот лесничий, с ним лесник идет.

Очень интересно гулять в лесу словесном.

(Нам предстоит сейчас подобрать группу однокоренных слов к слову «лес»).

-Я подготовила для вас значение некоторых однокоренных слов к слову «лес». А что нужно будет сделать вам? (Назвать слово).

- Работник лесной охраны.(Лесник). Проверим.

-Специалист по лесному хозяйству. (Лесничий). Проверим.

- Ласковое название леса. (Лесок). Проверим.

- Ручей в лесу. (Лесной ручей). Проверим.

- Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.(Лесничество). Проверим.

- Предприятие первичной обработки древесины. (Лесопилка). Проверим.

-Большой лес. (Лесище). Проверим.

- Местность, где много лесов. (Лесистая местность). Проверим.

-1) Небольшой лесной участок.
2) Молодой лес среди крупного леса. (Перелесок). Проверим.

- Устройство, предназначенное для спуска. (Лесенка). Проверим.

-Вспомните, как можно назвать эту группу слов?(Однокоренные или родственные слова.)

-Что мы знаем? (У них одинаковый корень.)

-Какой? (Лес.)

-Что ещё необходимо вспомнить? (У них в корне слова содержится общее лексическое значение.)

-Все так думают? Кто думает по-другому? (Слово лесенка не является однокоренным к этой группе слов, потому что у него другое лексическое значение).в лесу.

 

3. Постановка учебной задачи.

(прайэкт) Давайте попробуем узнать слово, транскрипция которого у меня записана на доске. (Проект.)

Как вы догадались? ( Обозначили звуки буквами и собрали слово.)

Давайте проверим. ( Проект. Верно.)

Подумайте, что это слово обозначает?

Что ещё интересного хотелось бы узнать об этом слове?

Что нам может помочь в этой работе? (Словари.)

Детям раздаются словари и они находят в них то, что говорится о слове. Читают вслух найденный материал. (Так как дети достаточно недавно работают с такими словарями, поэтому в словарях есть закладки, где слово проект).

Подумайте, а какое отношение слово «проект» имеет к нашему уроку? (Мы будем выполнять проект.)

Какой бы вы хотели выполнить проект? Подсказка лежит у меня на столе. (Мы создадим свой словарь.)

Как он будет называться? (Словообразовательный.)

Вспомните, в чём особенность этого словаря? (В нём собраны группы однокоренных слов.)

 

4. Включение знаний в систему и повторение.

- Попробуйте ещё раз поставить учебную задачу. (Создать свой словообразовательный словарь.)

-Зачем он нужен? (Это итог нашей работы по теме. По нашему словарю могут работать и другие ребята. Просто его почитать и узнать много интересного.)

Дети продолжают работу в парах. Им раздаются заготовки с изображением разных предметов. (Гриб, река, берёза, солнце, дождь, трава, ягода, пень, ручей, лист, облако, ель, ветер, кукушка).

-Давайте попробуем спланировать работу по составлению своих словарей. Как вы думаете, это что? (Это страница в словаре.)

-Что поможет определить рисунок на странице? (Нужно определить слово и подобрать к нему однокоренные слова.)

-Как оформить это на листке? ( Записать эти слова прямо на рисунке.)

-Что поможет нам в подборе однокоренных слов, если у нас будут затруднения? ( Словообразовательный словарь.)

-Можно воспользоваться словообразовательным словарём в учебнике.

-Вспомним, как расположены слова в словаре. (В алфавитном порядке.)

Дети в парах подбирают однокоренные слова к своим словам, записывают их на листке.

 

5. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише.

Деревцо всё выше-выше.

 

6. Рефлексия (презентация выполненных работ).

Дети зачитывают по очереди свои работы и прикрепляют листочки на магнитную доску. Определите, как одним словом можно назвать, то что у нас получилось. (Это лес.)

- Мы скрепим наши листочки все вместе и у нас получится что? (Словообразовательный словарь.)

- Что можно ещё сюда добавить? Что бы вы хотели? (Можно нарисовать рисунки, узнать и записать этимологию слов, придумать или найти загадки, синонимы, антонимы, предложения, цитаты, пословицы.)

-Это будет вам домашним заданием.

- Подведём итоги. Цель достигнута? (Да.)

- Что у вас получилось? Что не совсем получилось? Какие были трудности при составлении страницы словаря? Что далось легко? Понравилась вам эта работа? Чем? Чему вы научились? Какое новое знание получили?

- Спасибо за работу. Все молодцы!

Комментарии
Комментариев пока нет.