Проект «Семья слов» для 3 класса
Тема урока: Проект «Семья слов» (3 класс) (12 урок по теме)
Цель урока: формировать умения применять теоретические знания в условиях решения учебных задач.
Задачи урока:
Обучающие - формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Развивающие: развивать речь, умение работать в паре; способствовать расширению кругозора.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь.
Тип урока: урок решения практических задач.
Планируемые достижения учащихся: создать самостоятельно свой словообразовательный словарь.
Развитие личностных УУД: смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов).
Познавательных УУД: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели); информационный поиск; знаково-символические действия (создание продукта-семьи слов); структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.
Регулятивных УУД: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата), оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества (работа в паре); управление поведением партнёра; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Методы и приёмы: по виду источника информации: ( словесные – подводящий диалог; интерактивная доска; практические – работа с учебником, со словарями ), по виду учебной деятельности – частично – поисковый метод, анализ полученных результатов.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, учебник, словари.
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: русский язык
Класс: 3
Автор УМК: В.П.Канакина
Тема урока: Проект «Семья слов»
Тип урока: урок решения практических задач
Учитель: Наумова Г.М. , МАОУ СШ№4
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Предлагает слушать, запоминать, подумать о назначении цветов, обеспечивает мотивацию и организует внимание |
Мысленно настраиваются на урок |
Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим |
Мысленно настраиваются к волевому усилию |
Волевая саморегуляция |
||
2.Актуализация опорных знаний Цель: организоватьформулирование темы урока, постановку цели урока. |
Предлагает прочитать слова на цветах и определить их понятие, подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели урока |
Формулируют тему и цель урока, определяют практическую значимость данной темы |
Осознанно и произвольно высказывать в устной форме о предметах, изучаемых на уроке |
Отвечают на вопросы учителя |
Строить понятные для собеседника высказывания |
С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, .что уже известно и того, что неизвестно. |
Целеполагание |
3.Постановка учебной задачи. Цель: создать проблемную ситуацию , фиксировать постановку учебной задачи |
Предлагает составить текст из предложений, организует проверку задания, осуществляет постановку учебной задачи |
Отвечают на вопросы учителя, составляют текст и проверяют его. |
Уметь аргументировать свою точку зрения |
Слушают, делают выводы |
Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему |
Предлагают составить текст |
Уметь принять и сохранить учебную задачу |
4.Закрепление с проговариванием Цель: формировать полученные знания |
Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре |
Выполняют задания по тексту |
Осуществлять работу по алгоритму |
Отвечают на вопросы ученика и учителя |
Формулировать собственное мнение и позицию |
Сравнивают свой результат с результатом товарища |
Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу |
5.Физминутка Цель: смена видов деятельности |
Организует проведение физминутки |
|
|
Делают упражнения с учителем |
Слушать учителя, определять способ взаимодействия |
? |
|
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Цель: закрепить полученные знания через самостоятельную работу |
Организует работу по разноуровневым группам |
Записывают последнюю часть текста |
Осуществлять работу по выполнению операции |
Обсуждают написание слов |
Строить рассуждения, понятные для собеседника. |
Проверяют работу друг у друга |
Осуществлять постановку учебной задачи контроль |
7.Рефлексия Цель: подведение итогов урока |
Организует оценку учебной деятельности |
Отвечают на вопросы |
Оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия действий |
Оценивают свою деятельность с помощью цветов |
Оценивать правильность выполнения заданий. Адекватная оценка деятельности. |
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Играет мелодия. На фоне её учитель читает стихотворение.
- Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит...
И. Белоусов
-Давайте подумаем, о чём пойдёт сегодня разговор на уроке? О чём это стихотворение и музыка? (О лесе.) Как это связано с уроком русского языка? (Значение слова. Однокоренные слова.)
2. Актуализация опорных знаний.
(Презентация.)
-Чему хотели бы вы научиться в работе над словом «лес»? (Найти однокоренные слова к этому слову и попробовать объяснить значение этих слов).
-Послушайте стихотворение и подумайте, что нам предстоит сейчас сделать.
Захотелось всем чудес -
Посадили дивный лес.
Не был лес еловым-
Был он только словом.
Это слово – слово корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды им принесло –
Стало много новых слов.
Вот из леса вам лесок,
А вот лесничий, с ним лесник идет.
Очень интересно гулять в лесу словесном.
(Нам предстоит сейчас подобрать группу однокоренных слов к слову «лес»).
-Я подготовила для вас значение некоторых однокоренных слов к слову «лес». А что нужно будет сделать вам? (Назвать слово).
- Работник лесной охраны.(Лесник). Проверим.
-Специалист по лесному хозяйству. (Лесничий). Проверим.
- Ласковое название леса. (Лесок). Проверим.
- Ручей в лесу. (Лесной ручей). Проверим.
- Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.(Лесничество). Проверим.
- Предприятие первичной обработки древесины. (Лесопилка). Проверим.
-Большой лес. (Лесище). Проверим.
- Местность, где много лесов. (Лесистая местность). Проверим.
-1) Небольшой лесной участок.
2) Молодой лес среди крупного леса. (Перелесок). Проверим.
- Устройство, предназначенное для спуска. (Лесенка). Проверим.
-Вспомните, как можно назвать эту группу слов?(Однокоренные или родственные слова.)
-Что мы знаем? (У них одинаковый корень.)
-Какой? (Лес.)
-Что ещё необходимо вспомнить? (У них в корне слова содержится общее лексическое значение.)
-Все так думают? Кто думает по-другому? (Слово лесенка не является однокоренным к этой группе слов, потому что у него другое лексическое значение).в лесу.
3. Постановка учебной задачи.
–(прайэкт) Давайте попробуем узнать слово, транскрипция которого у меня записана на доске. (Проект.)
–Как вы догадались? ( Обозначили звуки буквами и собрали слово.)
–Давайте проверим. ( Проект. Верно.)
– Подумайте, что это слово обозначает?
– Что ещё интересного хотелось бы узнать об этом слове?
– Что нам может помочь в этой работе? (Словари.)
Детям раздаются словари и они находят в них то, что говорится о слове. Читают вслух найденный материал. (Так как дети достаточно недавно работают с такими словарями, поэтому в словарях есть закладки, где слово проект).
– Подумайте, а какое отношение слово «проект» имеет к нашему уроку? (Мы будем выполнять проект.)
–Какой бы вы хотели выполнить проект? Подсказка лежит у меня на столе. (Мы создадим свой словарь.)
–Как он будет называться? (Словообразовательный.)
– Вспомните, в чём особенность этого словаря? (В нём собраны группы однокоренных слов.)
4. Включение знаний в систему и повторение.
- Попробуйте ещё раз поставить учебную задачу. (Создать свой словообразовательный словарь.)
-Зачем он нужен? (Это итог нашей работы по теме. По нашему словарю могут работать и другие ребята. Просто его почитать и узнать много интересного.)
Дети продолжают работу в парах. Им раздаются заготовки с изображением разных предметов. (Гриб, река, берёза, солнце, дождь, трава, ягода, пень, ручей, лист, облако, ель, ветер, кукушка).
-Давайте попробуем спланировать работу по составлению своих словарей. Как вы думаете, это что? (Это страница в словаре.)
-Что поможет определить рисунок на странице? (Нужно определить слово и подобрать к нему однокоренные слова.)
-Как оформить это на листке? ( Записать эти слова прямо на рисунке.)
-Что поможет нам в подборе однокоренных слов, если у нас будут затруднения? ( Словообразовательный словарь.)
-Можно воспользоваться словообразовательным словарём в учебнике.
-Вспомним, как расположены слова в словаре. (В алфавитном порядке.)
Дети в парах подбирают однокоренные слова к своим словам, записывают их на листке.
5. Физминутка.
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише.
Деревцо всё выше-выше.
6. Рефлексия (презентация выполненных работ).
Дети зачитывают по очереди свои работы и прикрепляют листочки на магнитную доску. Определите, как одним словом можно назвать, то что у нас получилось. (Это лес.)
- Мы скрепим наши листочки все вместе и у нас получится что? (Словообразовательный словарь.)
- Что можно ещё сюда добавить? Что бы вы хотели? (Можно нарисовать рисунки, узнать и записать этимологию слов, придумать или найти загадки, синонимы, антонимы, предложения, цитаты, пословицы.)
-Это будет вам домашним заданием.
- Подведём итоги. Цель достигнута? (Да.)
- Что у вас получилось? Что не совсем получилось? Какие были трудности при составлении страницы словаря? Что далось легко? Понравилась вам эта работа? Чем? Чему вы научились? Какое новое знание получили?
- Спасибо за работу. Все молодцы!