Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
ст. Брюховецкая Краснодарский край
Паспорт проекта
Название проекта «Моя семья»
Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный.
3. Время реализации: 01. 11. 2017 – 30. 03. 2018 год.
4. Руководитель проекта: Ревина Марина Ивановна
5. Состав проектной группы: воспитатель Ревина М.И.. воспитанники разновозрастной ранней группы «Теремок», родители.
6. Возраст детей: 2-4 лет.
7. Цель проекта: формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
8. Задачи:
Обучающие: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
Развивающие: побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Развивать любознательность и познавательную активность.
Воспитательные: обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими людьми. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Актуальность проекта:
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
прошлое своей семьи;
народные игры, колыбельные;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
познакомятся с родовым деревом своей семьи;
пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
откуда произошли их имена;
научатся организовывать семейные праздники;
сделают видеоархив семейных праздников и традиций.
Педагоги: расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
пополнят личный репертуар колыбельными;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят словарный запас детей;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи.
Формы работы с родителями:
• Консультация «Семья и семейные ценности».
• Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)
• Анкетирование «Ценности и традиции нашей семьи»
• Стендовая информация: «Ребенок и компьютер».
• Совместное творчество родителей с детьми «Мое родовое дерево».
• Выставка семейных альбомов «История нашей семьи».
• Выставка рукотворных семейных работ «Золотые руки моей мамочки».
• Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.
Технология реализации проекта
Этапы работы:
Первый этап — подготовительный.
Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями (анкетирование).
Второй этап — основной .
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.
Подготовительный этап:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Репка» и др.
• Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.
• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
• Привнесение в группу предметов семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».
• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.
• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте»
Продуктивный этап.
Социально- коммуникативное развитие:
• Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Рассказ педагога о своей семье.
• Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки»; «Что такое семья»; «Что такое традиции и традиции в нашей семье»; «Права и обязанности в семье»; «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома, «Как мы отдыхаем»); «Что такое родословная моей семьи», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)
• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.
• Заучивание стихов и потешек о семье.
• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»
• Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома» (ОБЖ)
• Игра «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)
• дидактические игры: «Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение» «Бабушкино лукошко», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)
• сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер».
• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.
• Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой…»
• Игры – драматизации по произведениям: «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Теремок».
Познавательное развитие:
• Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность: опыты с песком, водой.
экспериментирование: дерево, пластмасса, стекло, металл (о свойствах материала)
конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость»;
выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи;
конструирование из бумаги «Подарок маме».
• Формирование целостной картины мира:
наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели».
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик- семицветик», «Федорино горе», «Мойдодыр».
Речевое развитие:
• Разучивание стихов, песен, хороводов.
• Рассматривание иллюстраций картин.
• Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Назови, чья мама?», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Помоги малышу найти свою маму».
• чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», Пермяк «Мамина работа», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя».
• Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
• загадки по теме
• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом», «Что если бы?», «Хочу быть как мама/ папа»
• Словесные игры: «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?».
Художественно-эстетическое развитие:
• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
• разучивание колыбельных песен
• рисование «Мой дом», «Моя мама», «Украшение фартука», «Цветы для мамы»
• аппликация «Украшение платочка», «Букет для мамы»
• лепка «Цветы для мамы».
• ручной труд «Цветок для мамы».
Физическое развитие:
• подвижные игры: «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»,
• Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?»
• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», а также по темам проекта (посуда, мебель)
Обобщающий этап:
Итогом проекта стала выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ «Золотые руки моей мамочки», творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи».
В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи (укладывая куклу спать- поют колыбельную, устраивают семейное чаепитие и пр.) и, отсюда видно, - их уважительное, чуткое отношение к семье.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью.
Продукт проектной деятельности:
• Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
• Выставка рукотворных работ «Золотые руки моей мамочки».
• Оформление выставок детских работ по теме.
Сингаевская Наталья Валерьевна