Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы»
«Школа-интернат №9»
ПРОЕКТ
«Улица Профессий»
р. п. Переяславка
Проект «Улица профессий»
Тип проекта: творческо-информационный
Срок реализации: один учебный год
Участники проекта: обучающиеся 1-4 классов, их родители, учителя, воспитатели, тьюторы, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, библиотекарь.
Руководитель проекта: Ушакова Р.Н.
Актуальность. Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно младшему школьнику иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. О множестве новых профессий дети практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения перестроиться, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. Профориентация в общеобразовательной школе в настоящее время начинается лишь в старших классах. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий не велик, знания о них минимальны и даются отрывочно.
Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В начальных классах работа носит несистематический, чаще эпизодический характер, что усложняет последующее профессиональное самоопределение учащихся. Поэтому суть и новизна нашей деятельности заключается в том, чтобы устранить пробел в профориентационной работе с младшими школьниками. Это позволит создать действенную систему профориентации в начальной школе, которая будет способствовать формированию у обучающихся потребности в профессиональном определении, а также повысит положительную мотивацию к учебе.
Цель проекта: ознакомление обучающихся с разнообразием мира профессий; подготовка к выбору будущей профессии; создание условий для развития личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.
Задачи проекта:
Формировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.
Разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость.
Прививать элементарные трудовые навыки.
Диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения.
Взаимодействовать с семьей школьника, общественными организациями, школьными специалистами.
Предполагаемые результаты:
Ученики узнают об общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости.
Узнают о профессиях членов семьи, о трудовых династиях.
Узнают историю некоторых профессий.
Овладеют доступными видами труда, приобретут элементарные трудовые навыки.
Продукт: организация образовательного пространства в школе.
Этапы подготовки и реализации проекта
Месяц | Содержание | Форма работы | Тема | Ответственный |
Сентябрь | 1. Разработка идеи проекта. 2. Оформление проекта | Мозговой штурм Оформление проекта в печатном и электронном виде | Определение темы и идеи проекта Проект по профориентации «Улица профессий» | Руководитель МО Ушакова Р.Н. |
Октябрь | 1. Открытие проекта 2. Проведение анкетирования среди обучающихся 1-4 классов 3. Обработка и анализ данных анкетирования 4. Работа кружков (в течение года) | Праздник Опрос и анкетирование | «Встреча с трудом» Анкета «В мире профессий» Методика «Кем быть?» (Н.С.Пряжников) «Юные цветоводы» «Эколог» «Хоровой» | Участники проекта Классные руководители 1-4 классов Психологи Педагоги дополнительного образования |
Ноябрь | 1.Оформление уголка по профориентации 2.Чтение художественной литературы 3. Работа с родителями | Внеурочное занятие Консультации, беседы | «В мире профессий» А.А. Лопатина «Секреты мастерства» «Советы родителям школьников» | Классные руководители, библиотекарь Воспитатели, тьюторы Учителя, воспитатели |
Декабрь | 1. Знакомство с профессиями родителей 2.Чтение художественной литературы | Час общения Внеурочное занятие | «Труд не в тягость, а в радость» А.А. Лопатина «Секреты мастерства» | Классные руководители Воспитатели, тьюторы |
Январь | 1. Знакомство с разнообразным миром профессий 2.Чтение художественной литературы | Игра-путешествие Внеурочное занятие | «Город мастеров» А.А. Лопатина «Секреты мастерства» | Учителя, логопеды, психологи Воспитатели, тьюторы |
Февраль | 1. Знакомство с профессией пожарного 2.Социальная гостиная | Час профориентации Экскурсия в пожарную часть Конкурс рисунков | «История профессии. Профессия - пожарный» | Учителя начальных классов, надомного обучения Соцпедагог |
Март | 1. Знакомство с профессией «Почтовый работник» 2. Реклама профессии | Экскурсия на почту Мини-проекты | «Почту-письма и журналы по домам разносит он» «Все работы хороши» | Учителя Участники проекта |
Апрель | 1. Знакомство с профессией повара 2.Знакомство с профессией швеи, декоратора | Гастрономическое шоу-конкурс | «Будет вкусно!» Дефиле | Учителя, воспитатели Педагоги дополнительного образования |
Май | Оформление образовательного пространства | «Улица профессий» | Участники проекта |