Актуальность темы: Тема была выбрана в первый месяц весны. И была разработана для реализации в марте. Так как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. В солнечный день появляется капель, начинается таяние снега. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть, какое время года наступило. Хотелось обогатить знания детей о времени года – весна, о тех изменениях в природе, которые происходят весной. В связи с этим была определена такая тема.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о весеннем времени года, стимулирование поисковой деятельности в процессе сбора информации по данной теме.
Задачи проекта:
Показать детям весенние изменения в природе; углубить знания и представления, расширить кругозор, развивать любознательность и наблюдательность; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, умение видеть прекрасное в разное время года.
Участники: Воспитатели группы, дети старшей группы, родители.
Длительность: 2 недели
Работа над проектом
I. Подготовительный:
1. Беседы о весне, для выявления знаний детей об этом времени года.
2. Подборка стихов, пословиц, загадок, поговорок о весне.
3. Подборка наглядного материала: картинок, иллюстраций, дидактических игр и др.
II. Основной:
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
2. Эксперимент «Куда исчез снеговик»
3. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Чтение и заучивание авторского стихотворения О. Б. Куликовой «Весна»
4. Аппликации «Нежные подснежники», «Божья коровка на листочке», «Ходит в небе солнышко», «Плыви, плыви кораблик» (с элементами рисования), аппликация из гороха «Бабочка»
5. Рисование «Веточки вербы», «Солнышко»
6. Слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (Весна) «Подснежник», «Дождик-дождик» А. Лядова, «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»
(Н. А. Римский-Корсаков)
7. Разучивание песни «Солнышко», муз. Т. Попатенко.
8. Чтение произведений В. Бианки «Грачи открыли весну», «Первое яйцо», «Великое переселение», Соколова-Микитова «Весна красна», Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
стихотворения М. Пляцковского «Деньки стоят погожие», Ф. Тютчева «Весенние воды», «Весенняя гроза»,
9. Рассматривание репродукций, картин, выполненных в жанре весеннего пейзажа
10. Лепка и выпечка из пресного теста «Жаворонки»
11. Дидактическая игра «Когда это бывает?», народная игра «Грачи летят»
12. Познавательная игра «Солнышко и дождик»
13. Изготовление информационного стенда для родителей.
III Заключительный этап:
1. Непосредственная образовательная деятельность
Показательное занятие по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «К нам весна шагает»
2. Непосредственная образовательная деятельность
Показательное занятие по экологии
Тема «Пришла весна, прилетели птицы»
3. Презентация проекта «В окно повеяло весною»
Результаты проекта:
Процесс освоения представление о весне у дошкольников в условиях ДОУ был эффективным.
Работа по ознакомлению проводилась систематически.
Были подобраны адекватные возрасту формы и методы обучения дошкольников.
Созданы специальные условия, разработан механизм, объединяющий усилия детского сада и семьи по ознакомлению с весенними явлениями.
Создана общая композиция по теме проекта.
Проведены показательные занятия: по ознакомлению окружающего мира по теме «К нам весна шагает», по экологии по теме «Пришла весна, прилетели птицы».
Обогатили речевой словарь детей.
Развили познавательный интерес к исследовательской деятельности, наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.
Содержание работы
19 марта (понедельник) 1. Ознакомление с окружающим миром НОД
Тема: «В окно повеяло весною»
Цели: расширить представления детей о характерных признаках весны, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь.
2. Эксперимент «Куда исчез снеговик»
Цели: Познакомить детей со свойствами снега, наблюдать за таянием снеговика, развивать логическое мышление.
3. Аппликация «Нежные подснежники»
Цели: инициировать декоративное оформление своих работ; воспитывать любовь к растениям, к родному краю.
4. Посадка семян листьев салата
Цели: Познакомить с посадкой семян листьев салата; учить коллективно, работать; доводить начатое дело до конца.
5. Чтение художественной литературы В. Бианки «Лесные домишки»
Цели: расширять представления о том, что каждая птица вьёт для себя особое гнездо и почему; знакомить представления о родном доме, крае; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
20 марта (вторник)
1. Беседа «Весна в жизни лесных зверей»
Цель: Познакомить детей с жизнью лесных зверей с приходом весны.
2. Аппликация «Божья коровка на листочке»
Цели: изобразить божьи коровки на листочке; учить сочетать материал и способы создания образа; развивать чувство формы и ритма.
3. Наблюдения в природе: не начали ли птицы строить гнёзда; обсуждение из чего сделаны гнёзда
Цель: формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам
4. Рассматривание репродукций, картин, выполненных в жанре весеннего пейзажа
Цель: развивать предпосылки к пониманию произведений искусств
Обогащать представления о живой природе
5. Народная игра «Грачи летят»
Цели: Познакомить детей с народной игрой «Грачи летят»;
развивать двигательную активность.
21 марта (среда)
1. Экология НОД
Тема: “Весна красна”
Цели: Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающей природе.
2. Разучивание песни «Солнышко» Т. Попатенко
Цель: Продолжать разучивание песен, формировать навык легкого, отрывистого пения
3. Аппликация «Ходит в небе солнышко»
Цели: Вызвать яркий отклик на фольклорный образ солнца; учить создавать образ солнца в аппликации: приклеивать большой круг, рисовать лучи, изображать тучку и приклеивать, старательно передавая образ; развивать восприятие.
4. Познавательная игра «Солнышко и дождик»
Цели: Познакомить с познавательной игрой «Солнышко и дождик»; развивать любознательность, внимание.
5. Чтение рассказов В. Бианки «Грачи открыли весну», «Первое яйцо».
Цели: Учить понимать общий смысл произведений; познакомить с первыми перелётными птицами: грачами, рассказать о них; учить детей вступать в диалог, делиться своими мнениями.
22 марта (четверг)
1. Речевое развитие НОД
Тема «Пословицы, поговорки, стихи о весне»
Цели: Познакомить с пословицами и поговорками о весне; развивать связную речь, память, продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок, разучить стихотворение И. Токмаковой «Весна»
2. Лепка и выпечка из пресного теста
Тема: «Жаворонки»
Цели: познакомить детей с народным праздником 22 марта «Жаворонки»; рассказать о традициях празднования; учить детей самостоятельно делать жаворонки из пресного теста; радоваться результатам своих достижений.
3. Рассматривание изображений неба на репродукциях, иллюстрациях
Цели: обогащать представление о красоте в живописи; познакомиться с пейзажами известных художников, показать какие изменения произошли с приходом весны.
4. Чтение рассказа В. Бианки «Великое переселение на родину»
Цели: продолжить знакомить детей с произведениями В. Бианки; обогащать представление о жизни перелётных птиц.
5. Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цели: обогащать игровой опыт; развивать двигательную активность.
23 марта (пятница)
1. Чтение художественной литературы НОД
Тема: Соколов-Микитов «Весна красна»; чтение и разучивание стихотворения
М. Клочковой «Зима прошла»
Цели: Приобщать детей к чтению художественной литературы; познакомить с произведением Соколова-Микитова «Весна красна»; разучить стихотворение
М. Клочковой «Зима прошла»
2. Аппликация «Весна идёт» (весенние картины в рамочках)
Цели: вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества; создавать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать работу; развивать воображение, чувство ритма.
3. Слушание музыки П. И. Чайковского «Песнь жаворонка», « Времена года. Март»
Цели: Приучать внимательно, слушать музыку; различать средства музыкальной выразительности; учить интонировать мелодию голосом.
4. Наблюдение за птицами к кормушке, которые ещё прилетают
Цели: расширять представление о природе; развивать любознательность.
5. Игра-забава «Солнышко»
Цели: познакомить с игрой-забавой «Солнышко»; развивать внимательность, учить слушать воспитателя.
26 марта (понедельник)
1. Непосредственная образовательная деятельность
Показательное занятие по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «К нам весна шагает»
Цели: Уточнить и закрепить знания детей о характерных признаках ранней весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы; прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к ней.
2. Дидактическая игра “Когда это бывает? ”
Цели: Закрепить полученные знания о весне, развивать логическое мышление, внимание, память.
3. Рисование «Верба распускается»
Цели: учить детей рисовать вербу, точно передавая форму и колорит цветов; воспитывать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества.
4. Чтение стихотворений М. Пляцковского «Деньки стоят погожие», Ф. Тютчева «Весенние воды», «Весенняя гроза»
Цели: Закрепить знания о признаках весны; развитие речевой активности; зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
5. Слушание музыки П. И. Чайковского «Подснежник»
Цели: Слушание пьесы П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» в исполнении фортепиано (аудиозапись); словесное рисование весенней полянки с цветами, вспоминая музыку П. И. Чайковского; формирование умения находить один музыкальный образ в различных видах музыкальной деятельности.
27 марта (вторник)
1. Непосредственная образовательная деятельность
Показательное занятие по экологии
Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
Цели: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей. Обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2. Аппликация из гороха «Бабочка»
Цели: развитие творческих способностей у детей; научить выполнять аппликацию из гороха; познакомить учащихся с новым приемом работы (с горохом).
3. Рассматривание иллюстраций с изображением скворечников
Цель: учить рассматривать и описывать изображение скворечников, составлять рассказ по иллюстрации.
4. Подвижные игры: «Речка-берег», «Мы – капельки»
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей детей
5. Наблюдение за сосульками
Цели: Познакомить детей с явлением природы – сосулька; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
28 марта (среда)
1. Экология НОД
Тема: «Как растут листья у мать-и-мачехи»
Цели: познакомить детей с растением первоцветом мать-и-мачеха; уточнить представления детей о внешнем виде, о последовательности роста и развитии растения.
2. Наблюдение за ручейками, лужами, проталинами
Цели: обогащать и расширять представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе; расширять представления детей о весне, обогащая их знания новыми понятиями – тает снег, образуются лужи, бегут ручьи, в ручейках можно пускать бумажные кораблики.
3. Знакомство с авторским стихотворением О. Б. Куликовой «Весна»
Цели: познакомить с авторским стихотворением О. Б. Куликовой «Весна»; расширять представления детей о природе.
4. Слушание «Дождик-дождик» А. Лядова, «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»
(Н. А. Римский-Корсаков)
Цели: Раскрыть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств в музыке Н. А. Римского - Корсакова «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»; показать силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальном произведении; развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному; воздействовать нас чувства и эмоции детей на основе восприятия художественных и музыкальных образов.
5. Аппликация с элементами рисования
Тема: «Плыви, плыви кораблик»
Цели: создать аппликацию кораблика из цветной бумаги, дорисовать солнце и ручейки; вызвать интерес к оформлению своих работ
29 марта (четверг)
1. Исследовательская деятельность, где солнце греет сильнее
Цели: дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее, ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые.
2. Аппликация «Яички в гнёздышке»
Цели: освоение воспитанниками разных приемов вырезания; учить работать коллективно; доводить начатое дело до конца.
3. Беседа о весенних изменениях в природе (проталинах, солнце, день прибывает)
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, появляются проталины)
4. Чтение художественной литературы Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели: развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка", формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста; воспитывать любовь к природе, к животным
5. Игра-инсценировка "У солнышка в гостях"
Цели: учить выступать в роли сказочного персонажа; познакомиться с явлением природы – солнцем, закрепить представление о пользе тепла и света для растений и животных
30 марта (пятница)
1. Наблюдение как распускаются веточки вербы в группе (веточки поставлены в баночку с водой за неделю до начала проекта)
Цели: Закрепить знания детей о весне, продолжать учить детей выделять приметы весны, учить наблюдать за изменениями в природе, насладиться красотой распустившихся веток, их ароматом, зарисовывать ветки на страницах альбома
2. Просмотр развивающих мультфильмов Совы-Времена года. Март
Цель: Просмотреть развивающий мультфильм Совы – Времена года. Март, как мудрая тетушка Сова учит малышей различать времена года и весенних месяцев
3. Беседа «Что мы узнали о весне за время проекта»
Цель: Обобщить знания детей о весне, учить выделять приметы весны по наблюдениям за изменениями в природе
4. Дидактическая игра «Первые цветы весны»
Цели: формировать умение находить растение по описанным признакам, закреплять характерные особенности первых весенних цветов; развивать мышление, память, восприятие
5. Презентация проекта «В окно повеяло весною»
Цели: подвести итоги двухнедельного проекта, чему мы научились, что узнали нового; посмотреть презентацию проекта «В окно повеяло весною»