Проект «Здоровье»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ «ШИДО г.о. Горловка»)
РЕКОМЕНДОВАН |
|
УТВЕРЖДЕН |
решением педагогического совета Протокол от |
|
Директор ______________________ Приказ
|
ПРОЕКТ
«ЗДОРОВЬЕ»
|
|
Разработчик: Кондратьева Анна Васильевна |
Горловка - 2024
СОДЕРЖАНИЕ
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
|
1 |
Введение |
5 |
2 |
Актуальность проекта |
5 |
3 |
Цели и задачи проекта |
6 |
4 |
Содержание проекта |
7 |
5 |
План реализации проекта |
15 |
6 |
Список литературы |
19 |
7 |
Приложение 1 |
20 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ п/п |
Параметры проекта |
Методический паспорт проекта
|
1 |
Название проекта |
Здоровье |
2 |
Руководитель проекта |
Топинская Ольга Ивановна, директор ГБОУ «ШИДО г.о. Горловка»
|
3 |
Разработчик проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) |
Кондратьева Анна Васильевна, воспитатель ГБОУ «ШИДО г.о. Горловка»
|
4 |
Название образовательного учреждения |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат с предоставлением дошкольного образования городского округа Горловка»
|
5 |
Год разработки проекта |
2024
|
6 |
Опыт использования и степень распространения |
Педагогический коллектив ГБОУ «ШИДО г.о. Горловка»
|
7 |
Проблема проекта |
Тема здоровьесбережения одна из самых актуальных на сегодняшний день, почти каждое образовательное учреждение стремиться воплотить в жизнь передовые идеи в этой области. Ведь зачастую в школу дети приходят без сформированных привычек здорового образа жизни, не знакомые с элементарными правилами личной гигиены. Здоровый образ жизни – это целая система, охватывающая все стороны жизни человека. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50%. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Очень важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. |
8 |
Цель и задачи |
Основные цели реализации проекта: создание здоровьесберегающей среды (выполнение СанПина, условия для двигательной активности и пр.); оказание помощи обучающемуся по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе; формирование через активную деятельность здорового организма школьника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни; стимулирование подрастающего поколения к включению в процесс физического развития и двигательной активности; формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья; работа с семьями обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка; просвещение и обмен опыта педагогов в вопросах сохранения здоровья. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий – сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. |
9 |
Форма организации |
Индивидуальная работа, парная или групповая работа.
|
10 |
Состав участников. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
|
Педагогический коллектив, обучающиеся, их родители/законные представители |
11 |
Время работы |
3 года
|
ВВЕДЕНИЕ
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Самое ценное у человека – это здоровье, именно оно обеспечивает ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук здоровье детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества обучающихся, а остальные 90% имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
Фундамент благополучия будущих поколений закладывает школа и он должен основываться на охране здоровья обучающихся, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в процессы обучения и воспитания.
Особое внимание вызывает проблема психологического благополучия школьников. Психологическое здоровье – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой. Уровень и качество психологического здоровья человека характеризуется показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психологическое здоровье ставит в центр индивидуальные психологические особенности человека, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Формирование у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств укрепления и развития здоровья. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей школы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основные цели реализации проекта:
создание здоровьесберегающей среды (выполнение СанПина, условия для двигательной активности и пр.);
оказание помощи обучающемуся по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе;
формирование через активную деятельность здорового организма школьника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни;
стимулирование подрастающего поколения к включению в процесс физического развития и двигательной активности;
формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья;
работа с семьями обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка;
просвещение и обмен опыта педагогов в вопросах сохранения здоровья.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий – сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Функции здоровьесберегащих технологий
Название |
Содержание |
Формирующая |
Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. |
Информативно-коммуникативная |
Обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни. |
Диагностическая |
Заключается в мониторинге развития обучающихся на основе прогностического контроля,. что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком. |
Рефлексивная |
Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. |
Интегративная |
Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. |
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Ожидаемый результат от внедрения здоровьесберегающих технологий – это повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования; снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Основная задача школы и педагогов – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить будущее поколение. Здоровье обучающегося в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, обладает богатым воображением, самообучается;
в нравственном плане – в жизни он руководствуется основными общечеловеческими ценностями.
Эффект от применения здоровьесберегающих технологий будет не полным, если не сочетать их с правильным и полезным питанием, соблюдением норм личной гигиены, отказом от вредных привычек различного характера. Именно эти четыре компонента формируют основу здорового образа жизни и дают необходимый фундамент для физического и психического роста.
Достичь гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания помогают следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья
Название технологии |
Суть технологии |
Эффект от применения |
Подвижные и спортивные игры |
Эти игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры-игры, по которым проводятся соревнования. |
Подвижная игра тренирует гибкость, ловкость, учит держать равновесие, концентрировать внимание, регулировать точность движения. В игре движение реализуется наиболее творчески. Игра снимает мышечную скованность, раскрывает способности к импровизации, тренирует активное реагирование и избавляет от стресса. В игре ребенок получает тактильное и эмоциональное общение. |
Релаксация |
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц). |
Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику. |
Пальчиковая гимнастика |
Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. |
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. |
Гимнастика для глаз |
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий |
Снимает нагрузку на зрительные центры, улучшает работу глаз |
Дыхательная гимнастика |
Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие обучающегося. |
Гимнастика для легких способствует: укреплению дыхательной мускулатуры; увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы; повышению эластичности и объема легких; улучшению газообмена; лучшему усвоению кислорода тканями; ускорению обменных процессов. |
Игры с пеком и водой |
Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д. |
Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. |
Динамические паузы |
Комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д. |
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями. |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Название технологии |
Суть технологии |
Эффект от применения |
Занятие физической культуры |
Подбирать упражнения в соответствии с возрастом, физическими возможностями детей. |
Активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. |
Утренняя гимнастика |
Важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. |
Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. |
Массаж |
механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела. |
Массаж оказывает комплексное лечебное воздействие на организм, в том числе: укрепляет сердечно-сосудистую систему; улучшает работу сердца; устраняет застойные явления; положительно влияет на суставы и опорно-двигательный аппарат; улучшает обмен веществ, стимулирует питание тканей; благотворно сказывается на работе центральной и периферических нервных систем; снимает стресс; поднимает жизненный тонус. |
Активный отдых |
Переключение на какую-либо физическую деятельность, которая по определенным характеристикам отличается от деятельности, вызывающей утомление и усталость. |
Во время выполнения различных действий в организме выделяется гормон радости. Именно они положительно сказываются на работе всех систем в организме и способствуют ускоренному восстановлению. |
Проведение спортивных мероприятий |
В процессе выполнения различных физических упражнений от мускулатуры к мозгу отправляются миллионы нервных импульсов, они приводят всю нервную систему в повышенное деятельное состояние, это вызывает активизацию работы внутренних органов. |
Тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, сохраняют способность к труду и активному образу жизни. |
День здоровья |
Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. |
Занятия способствуют развитию и совершенствованию таких качеств, как выносливость, ловкость, сила, мышление, умение координировать свои движения. Помогают понять ценность здоровья и предлагают меры, по его сохранению/восстановлению. |
3. Коррекционные технологии
Название технологии |
Суть технологии |
Эффект от применения |
Технологии музыкального воздействия |
Создание (подбор) такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. |
В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. |
Артикуляционная гимнастика |
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. |
Подготовка артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков, преодоление речевых нарушений, тренировка мышц щек, губ и языка. |
Сказкотерапия |
В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни ребенка. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь. |
Помогает обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции. |
Библиотерапия |
Метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература (например, книги о психотерапии), так и художественная. |
Чтение специально подобранной литературы снимает накопившееся напряжение, приводит к повышению личной удовлетворенности. От обычного коррекционного чтения отличается своей направленностью на конкретные психические процессы. |
Психогимнастика |
Курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). |
Благодаря этим занятиям детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). |
Фонетическая ритмика |
Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). |
Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. |
4. Технологии воспитания, направленные на гармонизацию психологического состояния обучающихся
Пример методов или способов психологической регуляции обучающихся для сохранения и укрепления здоровья:
игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии обучающихся;
использование методов игротерапии: дети «проигрывают» проблемы. В игре у ребенка есть возможность выразить накопленные чувства, напряжение, агрессию и страх. Проигрывая эти чувства, ребенок выражает их вовне, осознает, что они у него есть, учится с ними справляться;
применение дыхательной гимнастики, которая активизирует кислородный обмен в организме;
применение арттерапии (работа с мандалами, рисование под музыку, рисование музыки);
обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
проявление радости общения, поддержки, внушение уверенности в себе, в своих силах. высказывания похвалы в адрес детей.
Участие в групповых занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
ПРАВИЛЬНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ
Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния систем организма.
Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному.
Основные принципы правильного питания:
энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;
сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма;
правильный режим питания.
Наука накопила немало сведений о правильном питании, они известны далеко не каждому. Каждому человеку надо знать несколько постулатов о правильном питании:
пищу принимать часто в небольшом количестве;
исключить длительные промежутки между приемами пищи;
химический состав пищи должен полностью расщепляться ферментами организма;
ужинать рекомендуется не позднее, чем за три часа до отхода ко сну;
должна соблюдаться сбалансированность белков, жиров, углеводов;
рацион должен содержать большое количество овощей и фруктов.
ГИГИЕНА
Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова.
Личная гигиена школьника – это то, к чему должен стремиться каждый ребенок.
Правила личной гигиены – залог крепкого здоровья ребенка, отсутствие инфекционных, а также паразитарных заболеваний. Низкий уровень здоровья у детей неблагоприятным образом сказывается на адаптационных процессах ребенка в школе. Школьник должен выполнять гигиенические процедуры самостоятельно, это один из важных моментов в воспитании ребенка.
Личная гигиена обучающегося является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест.
Лучше всего мыть руки так:
закатать рукава, взять мыло;
смочить руки в теплой воде;
хорошенько мылить руки в течение 25 секунд;
промыть руки между пальцев, тыльную сторону ладоней, запястья и под ногтями;
ополоснуть руки в теплой проточной воде;
хорошо просушить руки полотенцем.
Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.
Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.
Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.
Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.
Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и активной умственной и физической работоспособности. Систематическое "недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для детей в возрасте 7-14 лет продолжительность ночного сна должна составлять 10 часов, у подростков от 14-до 18 лет – 9 часов. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.
Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 21—22 до 7 часов.
ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Вредные привычки – это наши коварные враги, они отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в России создалась реальная угроза здоровью будущего поколения.
Дети очень внимательны и склонны к подражанию, копированию действий и поступков взрослых, причем как положительных, так и отрицательных. В основе любой именно вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. Ребенок, растущий в гармоничной семье, получающий материнскую любовь и ласку, родительское понимание и поддержку, значительно в меньшей мере подвержен риску развития патологических привычек. Многие из привычек возникают у детей, которых воспитывали строго, жестко, чрезмерно требовательно. Причиной становится перенесенный ребенком стресс, смена обстановки, вынужденное отлучение от матери. Нереализованная потребность в грудном вскармливании позже дает о себе знать (сосание пальца, края одежды или постельного белья; верчение; покусывание или сосание щек и др.)
Вредные привычки у детей
Привычка грызть ногти. Благодаря ногтям мы можем крепко уцепиться за что-либо; они позволяют нам брать пальцами мелкие предметы; без ногтей нам было бы трудно почесаться или удержать в руке мяч. Есть два важных правила, касающихся ногтей и ухода за ними. 1. Дети, которые постоянно обгрызают ногти, рискуют получить воспаление мякоти пальца, а оно бывает очень болезненным и может даже потребоваться операция для его лечения. 2.Ногти следует держать в чистоте. После игры на улице или работы по дому под ногтями часто скапливается грязь, что очень опасно для здоровья.
Ковыряние в носу. Если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.
Ковыряние в зубах. Разные предметы травмируют эмаль и могут повредить дёсны. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов и приучайте ребенка полоскать рот после еды.
Постоянное жевание жвачки. Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя.
Чистка ушей подручными предметами. Если чистить уши спичками, шпильками или зубочистками, и даже ватными палочками, то велика вероятность повредить барабанную перепонку. Раздражая кожу внутри уха, усиливается работа серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух.
Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются с нами.
Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Специалисты все чаще относят эту привычку к наркомании. Курильщики вдыхают в легкие продукты горения и насыщают организм целым набором ядовитых веществ. Кроме этого все эти гадости вдыхают окружающие курильщика люди и очень часто это еще и дети.
Влияние курения на здоровье человека: портится структура ногтей и волос, меняется цвет кожи, желтеют и слабеют зубы, появляется неприятный запах изо рта. Сосуды курильщика становятся хрупкими и неэластичными. Повышается риск возникновения язвы желудка. Никотин способствует повышению давления. Увеличивается вероятность возникновения инсультов, инфарктов, стенокардии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы. Нарушается защита дыхательных путей, в результате чего курильщики более подвержены заболеваниям горла, бронхов и легких. Курение способствует развитию онкологических заболеваний.
Алкоголизм давно уже вышел из понятия вредная привычка, алкоголизм – это болезнь. При алкоголизме нарушается работа не только организма человека, но и происходят психологические процессы, ведущие к необратимой деградации личности. Лечение алкоголизма требует участия врачей различных специализаций, в том числе и психологов.
Влияние алкоголя на здоровье человека: в России ежегодно от алкоголя гибнет около 700 тысяч человек. Это население одного крупного города. Это страшная статистика. Разрушается иммунная система организма. Нарушается деятельность печени, органов пищеварения, что приводит к тяжелым заболеваниям пищевода, желудка, поджелудочной железы. Нарушается регуляция уровня сахара в крови. Алкоголь неминуемо приводит к заболеваниям сердечно сосудистой системы, разрушает эритроциты (клетки крови), которые перестают правильно выполнять свои функции, нарушает работу нервной системы и приводит к потере памяти и внимания, проблемам умственного развития, мышления, психики и очень часто к полной деградации личности. Главный «удар» алкогольных напитков приходится на головной мозг. Алкоголь приводит к разрушению коры головного мозга и отмиранию целых его участков. Употребление алкоголя в период беременности ведет к тяжелейшим последствиям для ребенка, а так же пагубно влияет на все следующие поколения. При этом жизнь человека сокращает на 10-15 лет.
У детей интерес к курению и выпивке связан с подражанием взрослым, киногероям, кумирам... Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкие и родные люди— совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия.
Важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Проблема пагубного влияния на подрастающее поколение вредных привычек взрослых, в частности употребления алкоголя и табачных изделий, остается актуальной. Поскольку дети живут в среде, в которой нередко можно встретить пьяного взрослого, многие дошкольники знают, какие алкогольные напитки существуют. Распущенность взрослых, мама или папа с сигаретой в руке, бутылкой пива становятся для детей примером поведения, символом взрослости. Нельзя забывать, что уже своим существованием, своим поведением мы являемся примером для подражания, и воспитание детей нужно начинать с себя.
Профилактика вредных привычек среди детей.
Безусловно, профилактика вредных привычек – это реально действующий способ, который поможет многим людям в преодолении вредных привычек. Избавиться от серьезных увлечений довольно сложно, но все, же можно. С вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Самое главное этого захотеть.
Необходимо снизить вероятность возникновения вредных привычек к минимуму, путем бесед на тему опасности вредных привычек, приобщению к физической культуре и спорту, развитию творческих способностей и так далее.
Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.
Здоровый образ жизни — это, прежде всего, работа над самим собой. Человек должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.
Правильное питание, распорядок дня позволяют ребёнку гораздо лучше усваивать школьную программу. Физическое и умственное здоровье — это взаимосвязанные понятия.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Вредные привычки, а так же курение и употребление алкоголя – это зло для каждого отдельного человека и для всего общества. Отказываясь от вредных привычек, вы делаете выбор в пользу здоровья, счастья и долголетия.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Название мероприятия |
Срок реализации |
Участники |
Ответственные |
Уровень сопровождения |
1. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса |
|||||
1.1 |
Создание комфортных условий для пребывания обучающихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов |
Постоянно |
Педагоги |
Администрация школы-интерната |
Уровень школы |
1.2 |
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения |
На протяжении учебного года |
Педагоги |
Классные руководители, воспитатели |
Уровень школы |
2. Повышение здоровьесберегающей компетентности всех участников образовательного процесса |
|||||
2.1 |
Круглый стол педагогов «Здоровьесберегающие технологии и их применение в классе» |
Январь 2024 |
Педагоги |
Классные руководители |
Уровень школы |
2.2 |
Разработка и распространение памяток с рекомендациями для родителей «Режим дня здорового школьника» |
Февраль 2024 |
Педагоги, обучающиеся |
Воспитатели |
Уровень класса |
2.3 |
Педагогическая конференция «Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса» |
Март 2024 |
Педагоги |
Классные руководители, воспитатели, педагог-психолог |
Уровень школы |
2.4 |
Разработка и распространение буклетов по вопросам ЗОЖ |
Апрель 2024 |
Педагоги, обучающиеся |
Воспитатели |
Уровень класса |
3. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
|||||
3.1 |
Обновление уголков здоровья
|
Сентябрь 2024 |
Педагоги, обучающиеся |
Классные руководители, воспитатели |
Уровень класса |
3.2 |
Проведение физкульминуток на уроках |
Ежедневно |
Педагоги, обучающиеся |
Учителя |
Уровень класса |
3.3 |
Мероприятия в рамках: - Международного дня борьбы со СПИДом; - Всемирного дня борьбы с туберкулезом; - Дня профилактики болезней сердца |
По отдельному плану |
Педагоги |
Психолог, социальный педагог-педагог |
Уровень школы |
3.4 |
Проведение тематических недель, информационных и классных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
По отдельному плану |
Педагоги |
Классные руководители, воспитатели |
Уровень класса |
3.5 |
Акция «Солнце спрятано в каждом!», посвященная Всемирному дню предотвращения самоубийств |
Октябрь 2024 |
Педагоги, обучающиеся |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Уровень школы |
3.6 |
Профилактические беседы с обучающимися по темам «Быть спортивным – это модно», «Выбирай здоровье» |
Ноябрь 2024
|
Педагоги, обучающиеся |
Учитель физической культуры, воспитатели |
Уровень школы |
3.7 |
Практикум для обучающихся с ОВЗ «Мои сильные стороны» |
Декабрь 2024 |
Педагоги, обучающиеся |
Педагог-психолог |
Уровень школы |
3.8 |
Проведение конкурса «Самый здоровый класс» |
Январь 2025 |
Педагоги, обучающиеся |
Педагог-организатор |
Уровень школы |
3.9 |
Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни |
Постоянно |
Педагоги, обучающиеся, родители |
Советник директора по воспитанию |
Уровень школы |
3.10 |
Конкурс буклетов «Вырастем здоровыми» |
Март 2025
|
Педагоги, обучающиеся |
Советник директора по воспитанию |
Уровень школы |
3.11 |
Круглый стол педагогов «Проблемы сохранения здоровья детей» |
Май 2025 |
Педагоги |
Администрация школы-интерната |
Уровень школы |
4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
|||||
4.1 |
Профилактические беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек |
Раз в четверть |
Педагоги, обучающиеся |
Классные руководители |
Уровень класса |
4.2 |
Просмотр видеороликов соответствующей тематики |
Раз в четверть |
Педагоги, обучающиеся |
Классные руководители, воспитатели |
Уровень класса |
5. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа |
|||||
5.1 |
Анализ занятости детей физкультурой и спортом: -определение группы здоровья; -занятость в спортивных кружках и секциях |
В течение года |
Педагоги, медицинский работник |
Классные руководители, медицинский работник, руководители спортивных секций и кружков |
Уровень школы |
5.2 |
Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятий |
По отдельному плану |
Педагоги, обучающиеся |
Педагог-организатор, руководители спортивных секций и кружков, учитель физической культуры, воспитатели |
Уровень школы |
5.3 |
Оформление стендов «Спортивная жизнь школы» |
В течение года |
Педагоги, обучающиеся |
Воспитатели |
Уровень школы |
6. Работа с родителями/законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
|||||
6.1 |
Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни: - «Иммунитет и способы его укрепления», - «Сила в здоровье» - «Безопасный интернет» и др. - «Семейные традиции здорового образа жизни» |
Раз в четверть |
Педагоги, родители |
Классные руководители, воспитатели |
Уровень класса |
6.2 |
Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном родительском собрании |
Октябрь 2025 |
Педагоги, родители |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Уровень школы |
6.3 |
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д. |
Постоянно |
Педагоги, родители |
Классные руководители, воспитатели, педагог-психолог |
Уровень класса |
6.4 |
Подготовка памяток для родителей: «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», « Гимнастика для глаз» |
В течение года |
Педагоги, родители |
Классные руководители, воспитатели, педагог-психолог |
Уровень класса |
7. Мероприятия по профилактике возникновения нарушения здоровья у обучающихся |
|||||
7.1 |
Проведение профилактических недель и Дней здоровья: «Жизнь и безопасность»; неделя физической культуры и здоровья; неделя «Улыбнись жизни»; неделя без вредных привычек; «Скажи НЕТ наркотикам»; неделя профилактики табакокурения; профилактика ВИЧ/СПИДа; месячник зимних видов спорта; профилактика пьянства и алкоголизма; неделя безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни; месячник питания и здоровья. |
По отдельному плану |
Педагоги, обучающиеся |
Советник директора по воспитанию, педагог-организатор, классные руководители, воспитатели, педагог-психолог |
Уровень школы |
7.2 |
Осуществлять контроль правильной посадки учащихся с учетом вида деятельности |
Ежедневно |
Педагоги, обучающиеся |
Учителя, воспитатели |
Уровень класса |
7.3 |
Контроль за осанкой учащихся |
Ежедневно |
Педагоги, обучающиеся |
Учителя, воспитатели |
Уровень класса |
7.4 |
Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на орган зрения, увеличения двигательного компонента занятия |
Январь – Май 2026 |
Педагоги, обучающиеся |
Учителя, воспитатели |
Уровень класса |
7.5 |
Обеспечить использование в учреждении образования сменной обуви, способствующей профилактике деформации стопы |
Постоянно |
Педагоги, обучающиеся |
Воспитатели |
Уровень класса |
8. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||||
8.1 |
Анкетирование педагогов с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
Май 2026 |
Педагоги |
Администрация школы-интерната |
Уровень школы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акумова Н.В., Ярмольчук В.Г. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни. // Бизнес в законе. №4. 2008. С. 275-278.
2. Даутов Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни // Новые технологии. №3. 2007. С. 67-69.
3. Зуева М.В. Ориентация на здоровый образ жизни, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 36. №1. 2004. С. 199.
4. Садыгова М.А.К., Аназарова С.А.К. Здоровый образ жизни глазами школьников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Т.3. №2. 2013. С. 295.
5. Щепкина О.И., Филипова В.Н., Китаева К.А., Болучевская О.А. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека // Система ценностей современного общества. №17-2. 2011.С. 196-197.
6. https://postnauka.org/health
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для педагогов
«Здоровый образ жизни»
1. Что такое здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)
предупреждение заболеваний, закаливание
выкуривание в меру сигарет в день
чтение журналов и газет о здоровом образе жизни
2 Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни
быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру
быть физически сильным, уметь постоять для себя
быть успешным в жизни, добиваться успеха
общаться с любимым человеком, создать счастливую семью
3. Оцените собственное физическое здоровье по пятибалльной шкале
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья?
стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе
избегаю вредных привычек, борюсь с ними
стараюсь выспаться, не переутомляться
соблюдаю режим и рацион питания
стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором
занимаюсь фитнесом, шейпингом, танцами
регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации
5. Оцените собственное психоэмоциональное здоровье по пятибалльной шкале
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Как лично Вы оцениваете состояние здоровья современных школьников? (Выбрать один вариант ответа).
хорошее
все с некоторыми отклонениями по состоянию здоровья
удовлетворительное
неудовлетворительное
7. Что, на Ваш взгляд, сильнее всего влияет на формирование культуры здоровья современных школьников?
семья
Интернет
система обучения и воспитания
телевидение
медицина
книги, газеты, журналы
8. Считаете ли Вы обоснованной тревогу общества по поводу состояния здоровья современных школьников?
Да |
Нет |