Проект «Зимующие птицы нашего края»
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 130
Г.КУРСКА
Проект
«Зимующие птицы
нашего края»
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Срок реализации проекта: краткосрочный
Автор: воспитатель
Пуресина О.И.
Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -20 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, а так же научатся любить и беречь окружающий мир.
Формулировка проблемы является целью проекта.
Проблема | Цель |
Недостаточные представления детей о зимующих птицах. | Формирование экологических знаний о зимующих птицах Курского края и ответственного, бережного отношения к ним |
Причины | Задачи |
Недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей, у детей ограничен кругозор; представления о природе бедны, рассказы о птицах однообразны и примитивны. Интерес к зимующим птицам поверхностны, неустойчивы. | 1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. 2. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах. 3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. |
Разрабатываем проект, используя модель «трех вопросов»:
Что мы знаем? | Зимующих птиц. Их необходимо подкармливать в холодное время года. |
Что мы хотим знать? | Какую пользу приносят птицы людям? Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц? Почему важно кормить птиц? …и др. |
С помощью чего узнаем? | Спросим у взрослых (родителей, воспитателей). Рассмотрим познавательную литературу. |
(проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся)
Этапы проекта:
1 этап – организационный
обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта.
перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
перспективное планирование проекта;
внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
презентация проекта;
ожидаемый результат.
Реализация проекта
1 этап - Организационный
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
4 Проведение акции « Помоги птицам!».
2 этап - Основной (планирование деятельности)
Мероприятие
1.Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы»,
чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
2.Наблюдение за воробьями. Чтение С. Есенин «Поёт зима – аукает»
Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
3.Беседа «Птичья столовая»
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
4.Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
5.Работа по лепке «Волшебный пластилин»: «Птицы на ветках».
Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
6.Конструирование: «Голуби» (оригами)
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
7.Чтение В.Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей»
Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
8.Рисование «Как мы кормили птиц»
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
9.Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
10.Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
11.Слушание пения птиц.
Уметь слушать, различать и узнавать птиц по голосу.
Работа с родителями:
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
- представление отчёта по проведению презентации на методическом объединении.
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 5 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
Ежедневное кормление птиц;
Наблюдение за их поведением;
Использование разных кормов;
Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
Синицы – 35;
Снегири – 4;
Воробьи – 25;
Вороны – 9;
Голуби – 14;
Сороки – 3.
Презентация
PPTX / 1.81 Мб
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы. Самых красивых птиц мира.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
Кормушку посетили 6 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
4 . План осуществления продукта (основной этап)
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
1.Общение | 1.Игры – путешествия, наблюдения, экскурсии. | 1.Труд: изготовление кормушек. | 1.Н/п игры «Лото», «Зимующие птицы», «Домино» и «Пазлы» др. |
2.Организационная учебная деятельность. | 2.Вечер загадок. | 2.Подкормка птиц. | 2. П/и «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль». |
3.Прогулка. | 3.Беседы. | 3. Прогулка | 3.Рисование, работа в раскрасках. |
4. Дидактические игры, подвижные игры. | 4.Подвижные и дидактические игры. | 4.Чтение художественной литературы. | |
5. Чтение художественной литературы. | 5.Тетрализованные игры и др. | | |
( заключительный этап)
5. Ожидаемый результат.
Критерии оценки результатов по диагностике «Что я знаю о зимующих птицах» :
6. Продукт проекта: фотоальбом «Зимующие птицы нашего края», презентация «Зимующие птицы»
7. Диагностика детей в начале и в конце работы по проекту
Низкий - 1% Низкий – 0%;
Средний – 78% Средний – 3%;
Высокий – 21% Высокий – 97%.
8. Презентация проекта.
9. Рефлексия
- Что мы узнали?
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Узнали ли вы что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего?
В ходе реализации данного проекта у детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
10. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия | Способы коррекции |
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта. | Подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес. |
Отсутствие совместной деятельности «ребенок-родитель» | Беседы с родителями, призывать к выполнению совместно с детьми задания. |