Проект «Зимующие птицы нашего края»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 130 г. Курска Проект «Зимующие птицы нашего края» Автор: воспитатель Пуресина Ольга Ивановна
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. А.Яшин
О ПРОЕКТЕ Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -20 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь. В ходе проекта «Зимующие птицы нашего края» дети больше узнают о птицах, об их повадках, образе жизни, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, а так же научатся любить и беречь окружающий мир.
Причины: Недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей, у детей ограничен кругозор. Представления о природе бедны, рассказы о птицах однообразны и примитивны. Интересы к зимующим птицам поверхностны, неустойчивы.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах Курского края и ответственного, бережного отношения к ним. Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах Курского края и ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта: Этапы реализации проекта: I этап – организационный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный
I этап – организационный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература). Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.). Изготовить совместно с ребенком кормушку. Подобрать корм, развивать словарный запас. Выучить стихотворение о зимующих птицах. Подобрать загадки о зимующих птицах. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы», Лото «Птицы» Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Подвижные игры «Сова». «Воробушки и автомобиль». «Воробушки и кот». «Перелет птиц». «Птички в гнездышках». Слушание пения птиц.
Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира: Тема: «Знакомые незнакомцы», чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» Цели: Воспитать заботливое отношение к птицам. Закрепить знание о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
ФЭМП : ФЭМП : Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
Беседы: Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?». «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». «Птичья столовая».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?» Наблюдение за птицами зимой за синицей; за вороной; за снегирем; за голубем.
Коммуникация Чтение рассказов: В. Бианки «Птичий год: зима», М.Н. Богданова «Домашний воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество Рисование «Как мы кормили птиц» Цель: Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств ( цветные карандаши, краски, восковые карандаши, гуашь) . Развивать композиционные умения.
Конструирование: Тема: «Голуби» (оригами) Цель: Закрепить знание детей о птицах прилетающих на участок, вызвать желание сделать голубя в технике-оригами, умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Работа с родителями: Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
III этап - заключительный •Оформление результата проекта в виде презентации. •Организация и участие родителей в акции «Помоги птицам» и в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Подкормка птиц
ЧИСТКА КОРМУШЕК
Результаты реализации проекта •Предметно-развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. • Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю. Дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях. • Родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада .
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции: Негативные последствия: -незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта; -отсутствие совместной деятельности «ребенок-родитель». Способы коррекции: -подробно объяснять родителям проблему проекта, вызвать интерес; -беседы с родителями, призывать к выполнению совместно с детьми задания.