Проект «Я, ты, он она — вместе целая страна» (знакомим детей с традициями Татарстана)
Направления деятельности
Содержание работы
В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Цель: знакомство с играми татарских детей, нахождение сходства с подвижными играми других народов России.
Татарские народные игры:
-Серый волк;
-Продаем горшки;
-Скок-перескок;
-Хлопушки;
-Займи место;
-Жмурки.
1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Татарстан».
Цель: побуждать детей применять в свободной игровой деятельности знания и опыт, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Ребенок входит в мир социальных отношений.
Цель: знакомить детей с особенностями социальной жизни татарского народа.
1. Рассматривание фотографий, из архива семей Кирилла С., Амира И., Леонида М. по темам:
- В гостях у бабушки и дедушки;
- Моя семья;
- Мои друзья в Татарстане;
- Татарская деревня глазами фотографа;
- Путешествие в Казань;
- Здравствуй, Волга!
2. Рассматривание иллюстраций:
- Национальная одежда Татарстана;
- Быт татарской деревни»;
- Традиции и обычаи татарского народа»;
- Татарские народные музыкальные инструменты.
3. Татарская кухня (Скородумова О. знакомит детей с национальной кухней, рассказывает, какие блюда она приготовила, как и из каких продуктов).
4. Видеофильм о колыбельной песне татарского народа (с комментариями О. Скородумовой).
Цель: знакомство с народным прикладным искусством татарского народа, использование своих знаний и умений в продуктивной творческой деятельности.
3. Познавательное развитие:
Изделия татарских ремесленников:
-юфть и сафьян (кожа);
-национальная обувь и головные уборы,
- изделия местных ювелиров;
-изделия гончарного ремесла.
Знакомство с ковроткачеством.
Знакомство с декоративным шитьем.
4. Практическая работа с детьми:
-изготовление самодельной куклы;
-изготовление головного убора для девочки.
Ребенок открывает мир природы.
Цель: знакомство с географическим положением Татарстана, с его природой.
Татарстан на карте страны.
Климат Татарстана.
Животный мир Татарстана.
Растительный мир Татарстана.
Развиваем речь детей.
Цель: знакомство с предметным миром татарского народа, воспитание уважение к его быту и традициям; развитие речевой памяти детей и словарного запаса.
Цикл занятий по ознакомлению с окружающим:
1. Знакомство с государственными символами автономной республики.
2. Рассматривание иллюстраций и беседы по теме «Одежда народов Татарстана»
3. Путешествие в Казань, знакомство с достопримечательностями:
-Казанский Кремль;
-старая Татарская слобода;
-парк «Чёрное озеро»;
-Алафузовский театр;
-главное здание железнодорожного вокзала.
4. Рассматривание и сравнение домов, утвари народов Татарстана.
5. Пересказ сказки «Сестра» (в сокращении).
6. Составление творческих рассказов об архитектурных достопримечательностях столицы Татарстана – Казани (интернет-путешествие с родителями).
Ребенок входит в мир художественной литературы, изобразительного искусства и музыки.
Цель: использование разных видов искусства при ознакомлении детей с культурой Татарстана, обращая внимание на её самобытность.
Эстетическое развитие
Татарские народные сказки:
1. Падчерица.
2. Бес, медведь и портной.
3. Сёстры.
4. Отцовские советы.
5. Шурале.
Цикл занятий по изодеятельности
1. Рисование иллюстраций к сказкам «Отцовские советы» и «Сестры».
2. Рисование «Национальные узоры».
3. Придумывание узора для ковра.
4. Рисование «Украшение костюмов девочки и мальчика».
5. Лепка «Угощение к чаю».
Выставки:
- кукол в татарских костюмах;
- совместных творческих работ детей и родителей,
- национальной татарской одежды и предметов домашнего обихода;
- предметов декоративно-прикладного творчества.
Музыкальное воспитание:
1.Слушание сборника «Татарские детские народные песни» в караоке.
2. Знакомство с татарскими музыкальными инструментами:
думбыра; кубыз; мандолина; курай.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель: привлечение родителей к реализации проекта, объединение и сближение их в совместной творческой деятельности.
1. Участие родителей в создании мини-музея «Татарстан – наш сосед».
2. Изготовление кукол в татарском костюме (совместно с родителями).
3. Создание и презентация семейного альбома «Путешествие в Татарстан».
Чтение татарских народных сказок, авторских сказок.
Просмотр татарских мультфильмов.
Итоговое мероприятие.
Цель: знакомить детей с традициями гостеприимства татарского народа.
Художественное событие «Принимаем гостей по татарским традициям».
Координатор конкурсов
Бердник Марина Владимировна