Проектная деятельность
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНИКИ» Учитель-логопед О.В. Митрофанова Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город»
Проектная деятельность – одна из технологий, в работе по развитию речи, в которой есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания, речевой деятельности и культуры, принятой в обществе. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей. Дошкольный возраст –важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИКИ» Средняя группа: « Словесный калейдоскоп» Подготовительная группа : «Незнакомые словечки» Старшая группа: «Речевая карусель»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для детей среднего дошкольного возраста с ТНР «Словесный калейдоскоп» Цель: расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей среднего дошкольного возраста с ТНР Вид проекта – познавательно - речевой Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, родители. Образовательная область: речевое, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Реализация проекта: дети, совместно с родителями или воспитателями подбирают картинки в рамках изучаемой на неделе лексической темы. Из подобранных картинок составляется коллективная работа. Учитель-логопед или воспитатель проводит с детьми словарную работу, называя подобранные детьми совместно со взрослыми предметные картинки.
Дети приносят по изучаемой лексической теме: картинки, аппликации, коллажи Коллективная работа, выполненная детьми совместно со взрослыми располагается в группе, в доступном для детей месте.
Слова, которые дети должны усвоить в рамках лексической темы учитель-логопед предоставляет воспитателям заранее в начале года. Результат проекта: расширился номинативный словарь по всем лексическим темам. В конце года в группе проводится фотовыставка коллективных работ.
ПРОЕКТ для детей старшей комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи «Речевая карусель» Цель проекта: развитие связной монологической речи старших дошкольников. Вид проекта – познавательно - речевой Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, родители. Образовательная область: речевое, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Методы работы: опросы; беседы; наблюдения; описание; изучение литературных источников Родители, совместно с детьми выбирают любую лексическую тему в рамках перспективно-тематического планирования и готовят сообщения в рамках данной лексической темы.
Дети, готовят творческую презентацию по своей лексической теме Создают объемные макеты, плакаты, мультимедийные презентации, игры
В конце года, каждому ребенку вручаются медали И присваивается звание эксперта по лексической теме: «Эксперт по цветам», «Эксперт по насекомым» и т.д.
ПРОЕКТ для детей подготовительной комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи «Незнакомые словечки» Цель проекта: формирование у детей интереса к многообразию слов русского языка. Вид проекта – творческо-исследовательский Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, родители. Образовательная область: речевое, развитие, познавательное развитие.
В начале года дети знакомятся с толковым словарем, изучают что такое словарь Проводится диагностика словарного запаса детей по каждой лексической теме
Исходя из диагностики речевого развития для толкового словаря выбираются те слова, из каждой лексической темы, которые дети не назвали. Дети совместно с родителями выбирают слова из предложенного списка «незнакомых слов». Задача ребенка – объяснить, что значит это слово. Сделать страницу в словарь. На странице располагается изображение предмета и внизу краткое описание.
Результат проекта: во всех видах деятельности употребляются или фигурируют «незнакомые словечки», которые дети изучают в ходе реализации проекта. В случае необходимости педагоги периодически возвращаются к изучению «Толкового словаря» группы, где приведены все изученные слова.