Статья на тему «Проектная деятельность — способ достижения метапредметных результатов обучения в начальной школе»

4
0
Материал опубликован 20 October 2023

Проектная деятельность – способ достижения метапредметных результатов обучения в начальной школе


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко обозначены метапредметные результаты обучения. Многие метапредметные умения формируются у младших школьников при использовании в образовательном процессе проектной технологии.

Для меня важными аспектами организации проектной деятельности младших школьников являются:

- создание условий для усвоения младшими школьниками структуры и правил реализации проектной деятельности;

- организация деятельности обучающегося на основе его личного опыта, способностей и потребностей;

- постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом;

- последовательное расширение среды коммуникативного взаимодействия обучающихся в процессе работы над проектом;

- создание условий для самооценки обучающимися результатов своей деятельности.

Проектную деятельность обучающихся организую по направлениям:

- обучение сбору и анализу информации через изучение информационных источников, интервьюирование, анкетирование, проведение опросов;

- выполнение индивидуальных проектов, объединенных общей темой (знакомят обучающихся со структурой и правилами реализации проектной деятельности; общая тематика заданий позволяет каждому ученику координировать и сравнивать свою деятельность с деятельностью других обучающихся; приоритетным видом коммуникативного взаимодействия является взаимодействие «ученик - учитель»);

- осуществление индивидуальных проектных заданий (ориентированы на развитие умений обучающихся организовывать свою деятельность в соответствии с общим планом работы над проектом и задачами каждого из технологических этапов; при выполнении индивидуального проектного задания возрастает уровень самостоятельности детей и расширяется сфера коммуникативного взаимодействия);

- реализация коллективных проектов (группа обучающихся работает над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого обучающегося группы четко обозначены; каждый ребенок вносит частичку своего труда в создание общего «продукта», что определяет коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь в процессе выполнения работы).

Обучение работать с учебной книгой, дополнительными литературными и электронными источниками осуществляю в режимах тьюторства, консультирования, репетиторства. Обучающийся учится ориентироваться в элементах книги, электронного справочника, находить нужный материал, первоначально изучать его методом просмотрового чтения, детально изучать по заданному или составленному плану, анализировать, выбирать главное и фиксировать результаты выборки. Большое внимание в курсе преподавания предметов уделяю технологии овладения логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установления аналогий, причинно-следственных связей. Для организации поисковой деятельности по темам проектов разрабатываю для обучающихся дидактические материалы на печатной основе, которые включают задания и рекомендации всех этапов проекта и помогают детям максимально самостоятельно выполнить проект, а мне занять позицию «консультанта». Знакомлю учеников с правилами проведения анкетирования, опроса, интервьюирования; обучаю использованию данных методов сбора информации на практике сначала в рамках класса через организацию сюжетно-ролевых игр, тренингов, затем в рамках школы и ближайшего социума с реальными людьми.

Результаты проектной деятельности обучающиеся оформляют при помощи информационно-коммуникационных технологий во время занятий по информатике, на предметных уроках, во внеурочной деятельности. Для организации общения ребенка с компьютером в нашем образовательном учреждении есть два современных кабинета информатики с выходом в сеть Интернет, мобильные классы. К концу 4 класса мои ученики овладевают системой умений работать за компьютером в графическом редакторе Paint, текстовых редакторах WordPad, MS Word, редакторе презентаций MS PowerPoint, средах программирования «ПервоЛого», «ЛогоМиры».

Тематика проектов разнообразна: «Сказочный калейдоскоп», «Соревнование животных», «Устройство компьютера», «История компьютеров», «Чудо-семечко», «На планете Земля исчезли птицы», «Тайны школьного парка», «Операционная система Windows XP», «Компьютерные шпионы», «Интересная история», «Мой дом – моя крепость», «Мой школьный корабль», «Загадочные узоры»…

Особое внимание уделяю коллективным проектам, так как их выполнение позволяет оценить, насколько дети умеют осуществлять проектную деятельность. Представляю Вашему вниманию технологию реализации коллективной проектной деятельности на примере проектов «Природа Земли – экосистема» (авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», тематический раздел «Что такое экология», 3 класс), «Компьютерные вирусы» (в рамках учебного курса внеурочной деятельности, раздел «Программное обеспечение компьютера», 4 класс).

В рамках проекта по окружающему миру «Природа Земли – экосистема» были проведены теоретическое и практическое исследования. Теоретическое исследование «На планете Земля исчезли птицы…» было построено на переосмыслении причинно-следственных связей между компонентами природы. Детям было предложено составить экологический прогноз: какие изменения произойдут в природе планеты Земля, если исчезнут птицы. Обучающиеся провели наблюдения за птицами в школьном парке по плану, через проблемный вопрос были поставлены в ситуацию некомпетентности, с частными вопросами обратились за помощью к родителям, книгам и электронным справочникам; на основе обработки полученной информации, анализа пищевых цепей, интервьюирования учителя биологии пришли к выводу: природа – это хрупкий организм, в котором нет ничего лишнего, поэтому нужно как можно бережнее относиться к животным вокруг. Результаты исследования дети оформили в программе PowerPoint в виде познавательного фильма, представили его родителям на открытом уроке. На этапе оформления проекта отработали умения сканировать изображения и выполнять рисунки в графическом редакторе Paint, создавать презентацию по плану и представлять ее. В рамках практического исследования ученики организовали в школьном парке природоохранную деятельность: смастерили кормушки для птиц и развесили их на деревьях; заготовили необходимый растительный корм, зимой подкармливали птиц; издали листовки-буклеты для обучающихся школы по теме «Помогите птицам своего двора!». При издании листовки познакомились с программой MS Publisher, с правилами размещения информации в буклете, вставки сканированных объектов, распечатки буклета.

Реализация проекта способствовала формированию ответственности детей за свои действия в природе, умений работать с информацией, развитию познавательного интереса к предметам «Окружающий мир», «Информатика».

В рамках проекта по информатике «Компьютерные вирусы» обучающиеся самостоятельно изучили тему «Антивирусная защита компьютера». Проектная работа была начата с игровой ситуации: ученики Миша и Маша, герои уроков, «заразили» свой компьютер и внешние носители вирусами. У детей возник вопрос: как же они могут «помочь» электронным устройствам? При работе над проблемным вопросом обучающиеся получили нужную информацию из сети Интернет с сайтов www.kaspersky.ru, www.wikipedia.ru, через интервьюирование лаборанта компьютерного класса, анкетирование пятиклассников; учились обрабатывать результаты анкетирования в электронных таблицах MS Excel - строили диаграммы; оформили итоги работы над проектом в программе MS PowerPoint; представили свой проект на открытом уроке родителям и ученикам третьих классов.

В ходе выполнения проекта обучающиеся приобрели научные знания по теме исследования, осознали значимость для компьютера лицензированной антивирусной программы, важность проверки компьютера и внешних носителей на наличие вирусов; получили представления о разных антивирусных программах; составили свое мнение о значении вирусов в компьютерном мире.

По итогам проекта предлагаю обучающимся выполнить самооценку по критериям; написать сочинение-миниатюру «Мои открытия», в котором прошу высказать свое мнение о проекте, отрефлексировать, чему научились в ходе выполнения проекта, описать затруднения, возникшие в работе, а также пути их разрешения.

Большое внимание уделяю разработке и проведению заключительного мероприятия в проекте, часто делаю его открытым для родителей, обучающихся начальной школы. На таких мероприятиях ученики осознают важность проделанной работы, овладевают умениями выступать с докладом, взаимодействовать с аудиторией.

Для меня и моих обучающихся проектная деятельность – это важная и интересная совместная работа, процесс осуществления которой дает ребенку бесценный опыт саморазвития и помогает ему овладеть многими метапредметными умениями, столь важными для продолжения обучения в основной школе.


Библиографический список

Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2021г. – edsoo.ru.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации