Проектная работа

2
0
Материал опубликован 21 April

МКОУ «АСАЛИКЕНТСКАЯ ООШ»



Конкурс «Учебный проект в начальной школе»



Название номинации:

«Учебный проект по русскому языку»




ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


Тема проекта

«Как красиво начать урок?»



Выполнил учитель начальных классов

Усманова Валида Джаватовна

Квалификационная категория 1

Стаж работы учителем начальных классов 19 лет




2023г.

Цель: Дать общее представление об организации организационного этапа на уроках русского языка по ФГОС.


Задачи:

Создать мотивацию к изучению темы.

Познакомить с формами организации нестандартного начала урока.

Показать на практических примерах использование разных форм организационного этапа урока.
































Наше время – время перемен. Сейчас России нужны педагоги, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить. К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный, нетворческий подход к процессу обучения. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.


Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства.


t1713730840aa.jpg

Так более ста лет назад В.Г.Белинский писал:

«Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная внушающая страх и

отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей»


t1713730840ab.jpg



Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям.

Но отказываться от уроков русского языка мы, конечно, не собираемся. Будем изыскивать новые методические пути активизации деятельности учеников.








Требования ФГОС:

Прежде тем как начать основную тему, сначала вспомним требования ФГОС. Какие требования ставит ФГОС перед школой?

Требования к результатам освоения программы; 
•Требования к структуре;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Всем трем требованиям должен соответствовать каждый наш урок. Каждый театр начинается с гардеробной, с вешалки, так и урок начинается с организационного момента. Переход начального образования, так и основного образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. От правильного начала урока зависит и качество усвоения, и активность обучающихся, и удовлетворенность учителя своей работой.

Итак, давайте определимся с понятием «Нестандартное начало урока».

Как известно, урок состоит из трех основных частей: вводной. основной, заключительной.

Вводный этап или Организационный этап – очень кратковременный, но важный этап. Он определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают:

рифмованные стихи,

психологические настрои,

различные установки на урок, девизы.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок.









Цели данного этапа:
- психологический настрой учащихся;
-
вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.


Организационный момент требует от учителя:

творческого подхода;

вариации различных приёмов;

поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.


Организационный момент включает:
- мобилизующее начало урока (« исходная мотивация»);

- организацию внимания учащихся;
- актуализацию знаний учащихся.
Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором
отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического
коллектива.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.
Быстрому включению учащихся в познавательную деятельность, активизации их мышления способствует необычное начало урока, которое сразу же мобилизует их внимание.


На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел или данную тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к
изучению материала, чего им не достает, что именно они должны преодолеть, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.


Начало урока – один из важнейших его моментов, который требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности – иными словами, учителю найти «изюминку" урока – то, что вызовет удивление, изумление учащихся, при этом вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Задача этого этапа - создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

Итак, как интересно начать урок? Я хочу поделиться своим опытом


Орг.момент.

Ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Теперь «Поздороваемся мимикой», «Поздороваемся ручкой», «Поздороваемся голосом – «здравствуйте».

С этого упражнения мы можем начать любой свой урок. Также на этом этапе можно использовать упражнение «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.





t1713730840ac.jpg


t1713730840ad.jpg









Из разных источников, я узнала, что формы организации в разных типах уроков разнообразны:


Традиционное начало урока

Нетрадиционное начало урока

Необычное начало урока

1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)

2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Рифмованное начало урока.

2. Начало урока с элементами театрализации

3. С эпиграфа к уроку.

4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.

1. Психологическая установка на урок.

2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование.


Традиционное начало урока рассматривать не будем.

Рифмованное начало.

Например:

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

В 3-4 классах можно начинать с эпиграфа к уроку.

Например:

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! – почему так говорят? Дальше ведется беседа, и урок уже начался.

Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроение и занимается тем, что делает его счастливым. А у вас какое настроение?
Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации – хорошее начало урока. Решение проблемных задач, поиск ответов на проблему – зажигают ребят на целый урок. Разгадывание кроссвордов и ребус это прекрасный способ постановки учебной задачи. Например: При разгадывании кроссвордов выводим ключевое слово «предмет». Какая часть речи обозначает предмет?(существительное) Как вы думаете про какую часть речи мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Психологическая установка на урок.

Например: Ребята, кто любит солнышко? А сегодня такая пасмурная погода, скучно. Чтобы у нас поднялось настроение, давайте на полях нарисуем солнышко, пусть оно нас согревает своим теплом, дарит нам свет.

Иногда это начинается просто, со слов «Представьте себе ..».


Значит учителю надо готовить целый пакет разнообразных форм для организации нестандартных (необычных) и нетрадиционных начал уроков. Их очень много. А вот некоторые из них.

1.Эмоциональное вхождение в урок « Поделись улыбкою своей».

2.Мешок настроений.

3.Аутотренинг.

4.Музыка в подарок.

5.«Дерево настроений».

 7.Психологическая установка на урок.

8.Интегрированная разминка.

9.Сказка.

10. Мимические упражнения.

 11.Рифмованное начало урока.

12.Игра.

13. Вопрос (проблемный вопрос).

14. Прием «Яркое пятно»


Например, я иногда использую такой аутотренинг. Дети сами читают или читаем хором, иногда просто повторяют за мной.

Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов(ва) к работе.

Работаю!







Метод «Составление кластера».

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Он может быть использован на разных этапах урока, а также на организационном этапе. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим.



t1713730840ae.jpg t1713730840af.gif


t1713730840ag.jpg


+ Активные методы обучения, в частности нестандартное начало урока, помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков.

А применять её или нет, это уже дело творчества учителя, хотя это требование времени. Как вы уже знаете, разных форм для организации начала урока много, но и много разных форм, тех же рифмованных строчек, надо знать учителю. Поэтому я себе сделала папочку с описанием этих форм организации, оформила себе памятку «Как красиво начать урок?».



И МУЗЫКА в подарок (звучит веселая музыка). Этот прием использую в начале 3-4 урока, когда дети уже устали. Если увижу, что ребята начинают двигаться в такт музыки, значит усталость прошла, настроение хорошее, можно начинать урок.


Метод «Написание синквейна».

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна. Сегодня это – нестандартное начало урока.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Нестандартное начало урока.

Полезное, интересное

Заинтересует, успокоит, мобилизирует

Нестандартное начало урока заинтересует ребят изучению нового материала.

Интересный организационный момент.


Такой синквейн, который мы составили, я часто использую на уроках русского языка при изучении словарных слов, новых слов (и пока устно).



Прием «Яркого пятна»

В качестве «яркого пятна» может быть использован разнообразный материал , способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Например: -Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?(ответы детей)

-У меня в руках вот эта шкатулка. Каждый из вас , заглянув в нее , сможет назвать самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет. Раскроем его мы в конце урока. (В шкатулке зеркало)



Сообщение темы с помощью приема «яркое пятно»

Такой падеж как…..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-Значит, тема нашего урока/


«Верно – не верно»

Прием «Верно – неверно» давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписалось в технологию развития критического мышления, что я рекомендую проводить его в начале урока на стадии вызова, когда идет обобщение изученного

Грамматические сказки.

В качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую  грамматические сказки. Предлагаю вашему вниманию сказку «Две сестры». (Распечатать и дать прочитать одному члену жюри).

- Прослушайте внимательно и попробуйте сформулировать тему урока.

Две сестры
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. 
Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.

-Какие приставки мы будем изучать на уроке?

-К какой приставки она близка по значению?

-Какое еще имеет значение?



С загадки.

   Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.

Предлагаю и вам отгадать несколько загадок и выполнить одно из главных требований к современному уроку: самостоятельно назвать тему.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?

- Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем изучать?
- По каким признакам определяем числительное?

Мы давно позабыли такие слова…
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)

- О каких словах мы будем говорить на уроке? А кто-нибудь знает, какие слова называются устаревшими? Приведите примеры? А почему слова устаревают, уходят из употребления7

Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило - определение по теме, но и способствуют повышению интереса к предмету

Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей.

От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы.

В заключение хочу отметить, что эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинении, оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.
   Хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.



Литература:

 1 Баев П.М. "Играем на уроках русского языка", Москва, "Русский язык", 1989
2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.


13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.