Проектно-исследовательская работа «Организация проектной деятельности обучающихся»
Краснодарский край Гулькевичский район
пос. Кубань
Проект подготовила:
Чаленко О. Р., зам. директора по УВР, учитель химии МБОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза Г.Г. Шумейко
2013-2018 гг.
Оглавление
Оглавление ..............................................................................................................2
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы и опыт организации проектной деятельности в образовании .......................................................................................................................5
§1. Метод проектов в образовании: теоретические основы и практика использования ....................................................................................................................5
Глава 2. Разработка и реализация модели проектной деятельности участников образовательного процесса ...............................................................................................6
§1. Модель организации проектной деятельности участников образовательного процесса ...............................................................................................6
§2. Программа апробации модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса ……………………………...............................7
§3.Оценка результативности модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса ...........………....................................................9
Библиографический список ...................................................................................10
Приложение 1 Положение о проектной деятельности обучающихся ..............11
Приложение 2 Положение о научно-практической конференции ....................21
Приложение 3 Сертификат…………………………………………………...…..27
Введение
Анализ сложившейся в школах района практики проектной деятельности позволил выявить следующие проблемы:
- низкая мотивация учителей на инновационную деятельность, в частности, собственную проектную;
- недостаточный уровень знания педагогами основ проектной деятельности и владения умениями разработки проектов;
- отсутствие системы в организации проектной деятельности учащихся в ОУ.
Сложившаяся стихийно практика проектной деятельности не реализует имеющиеся возможности ее организации в школе. Эти проблемы на данном этапе функционирования образовательной системы школы порождаются противоречиями:
между необходимостью разработки и реализации проектов в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем компетентности в организации проектной деятельности;
между широким использованием педагогами метода проектов и отсутствием единой системы организации проектной деятельности.
Данные противоречия и определили выбор темы: «Организация проектной деятельности обучающихся». Разработка данной темы обусловлена стремлением найти пути разрешения возникших противоречий и потребностью практики.
Цель: разработать и реализовать модель организации проектной деятельности участников образовательного процесса школы.
Объект: проектная деятельность участников образовательного процесса.
Предмет: организация проектной деятельности участников образовательного процесса.
Цель и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования метода проектов в образовательном процессе.
2. Изучить ситуацию применения метода проектов:
- на уровне ученик-учитель;
- на уровне ОУ;
3. Разработать и реализовать модель организации проектной деятельности участников образовательного процесса, включающую:
деятельности участников образовательного процесса, деятельность администрации школы, педагогов, обучающихся, родителей по разработке и реализации проектов различных видов;
систему методического сопровождения проектной деятельности;
систему оценки результатов проектной деятельности и их учѐта в общей системе оценки достижений отдельного обучающегося, педагога.
Продукт: положение об организации проектной деятельности обучающихся, положение о научно-практической конференции.
Глава 1.Теоретические основы и опыт организации проектной деятельности в образовании
§1. Метод проектов в образовании: теоретические основы и практика использования
На сегодняшний день проектная технология является актуальной потому, что формирует все ключевые компетенции:
- ценностно-смысловую;
- общекультурную;
- учебно-познавательную;
- информационную;
- коммуникативную;
- социально-трудовую;
- компетенцию личного самосовершенствования.
Проектная компетентность складывается из знания технологии проектирования, проектных умений и опыта проектной деятельности.
Готовность учителя к проектной деятельности учащихся определяется следующими факторами:
- проектной компетентностью учителя;
- владением учителем методом учебных проектов;
- умением учителя применять учебное проектирование в различных организационных формах;
- знанием о возможностях учебного проектирования для решения различных образовательных задач.
Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:
- готовность учащегося к проектной деятельности;
- готовность учителя к проектной деятельности;
- четко составленная программа проектной деятельности в ОУ.
Приведенные аргументы убеждают в целесообразности построения модели проектной деятельности в школе.
Глава 2. Разработка и реализация модели проектной деятельности участников образовательного процесса
§1. Модель организации проектной деятельности участников образовательного процесса
Методическое обоснование модели
При постановке задачи обучения учителей и школьных коллективов технологии проектной деятельности главным становится выделение общих смысловых компонентов и определение условий их воспроизводства в разных моделях ОУ.
Всѐ вышеизложенное легло в основу создания модели, конкретизирующей общенаучный принцип связи целого и единичного, их сочетание и возникающее при этом взаимодействие. Модель включает два модуля – организационный и деятельностный.
В организационном модуле объединены субъекты – участники образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, администрация ОУ, представители общественности (родители, спонсоры); функции проектной деятельности для этих субъектов: познание, преобразование действительности, управление; способы (средства) координации функций:
«Школа проектов», временные творческие коллективы, экспертный совет, научно-практическая конференция.
В деятельностный модуль входит алгоритм организации проектной деятельности, система учѐта и мониторинг.
§2. Программа апробации модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса на муниципальном уровне
Апробация модели будет осуществляться через организацию проектной деятельности участников образовательного процесса. Базой для апробации модели является МБОУ СОШ № 22 им. Героя Советского Союза Г. Г. Шумейко. Число педагогов 44, число обучающихся 590.
Существующая материально-техническая база, кадровый состав ОУ обеспечивают условия для реализации данной инновационной программы.
Программа не требует дополнительного финансирования. Доплата участникам инновационной деятельности и руководителю производится из стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с локальными актами ОУ. Расходы на проведения мероприятий - по соответствующим статьям финансирования основной деятельности учреждений. Распространение опыта - в рамках осуществления методической работы.
Инновационная программа рассчитана на 5 лет.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный (январь 2013 г. – август 2013 г.):
- анализ проектной деятельности в практике школы,
- формулирование проблем и способов их решения, - анализ теоретических подходов к проблемам организации проектной деятельности педагогов,
- разработка модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса,
- разработка нормативно-правовых актов (положение о проектной деятельности и научно – практической конференции),
- проектирование системы учета проектной деятельности педагогов и
обучающихся на уровне образовательного учреждения,
2. Основной (сентябрь 2013 г. – май 2018 г.):
- организация проведения постоянно действующего семинара «Школа проектов»;
- разработка системы критериев оценки проектной деятельности;
- разработка коллективных проектов педагогов и обучающихся;
- проведение экспертизы проектов на уровне образовательного учреждения (осуществляется в рамках проведения конкурсов, конференций и фестивалей);
- реализация проектов, презентация проектов в рамках научно-практической конференции;
- учет и мониторинг проектной деятельности педагогов и обучающихся на уровне образовательного учреждения;
- разработка «Положения о проектной деятельности».
3. Завершающий (июнь 2018 г. – декабрь 2018 г.):
- подведение итогов программы, анализ результатов;
- формирование пакета документации по реализации программы;
- планирование форм распространения результатов реализации программы;
- распространение опыта реализации модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса: публикации на сайте и в профессиональных изданиях, выпуск сборника материалов, участие в муниципальных, региональных педагогических конференциях с представлением опыта.
§3.Оценка результативности модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса
Оценка результативности модели будет проводиться на основе мониторинга, выявления динамики изменений и их соответствия планируемым результатам. Используемые методы определяются целью и задачами решаемой проблемы. В их числе:
-теоретические: ретроспективный анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение;
- эмпирические: анкетирование, изучение и осмысление опыта педагогической деятельности, количественный и качественный анализ его результатов.
Библиографический список
1. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373).
2. ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897)
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 60 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. – (Методическая библиотека).
5. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал №3. / под ред. Е.В. Королевой. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2009. – 159 с.
6. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал №1. / под ред. Е.В. Королевой. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2010. – 156 с.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза Г. Г. Шумейко
___________________________
приказ от ____________ № ____
Положение о проектной деятельности обучающихся
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной деятельности в МБОУ СОШ № 22 им. Героя Советского Союза Г. Г. Шумейко, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.
1.2. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная работа детско-взрослых творческих коллективов по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный и предметный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного применения в научно-познавательной и общественной практике.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и внеурочной деятельности, приобщает к решению конкретных жизненно важным проблем.
1.2.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения и одним из направлений реализации ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования. Она является способом оценки результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. На ступени основного общего образования защита индивидуального проекта является итоговой оценкой достижения метапредметных результатов.
1.3.Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.
Цели проектной деятельности
Цели:
- включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;
- изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества в условиях введения ФГОС второго поколения, оценка достижения результатов образования.
- воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя общества в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Задачи проектной деятельности в учебном процессе
3.1.Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
3.2.Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
3.3.Развитие умения анализировать и критически мыслить.
3.4.Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).
3.5.Формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
3.6. Проектная деятельность является одной из форм представления обучающимися результатов освоения основной образовательной программы на ступенях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Содержание и результаты проектной деятельности
Проектная деятельность является составной частью учебной и внеурочной деятельности учащихся.
4.1.Учащиеся школы выполняют учебные и внеурочные мини-проекты, темы которых определяются как самостоятельно, так и предлагаются учителями. При выборе темы необходимо учитывать как приоритетные направления развития школы, так и индивидуальные интересы учащихся.
4.2.Учебный проект оценивается по различным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.
4.3.Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах уроков и внеурочных занятий должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.
4.4.Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
4.5.Проект может быть индивидуальным и групповым. В условиях введения ФГОС все учащиеся,выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной деятельности.
4.6. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
4.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося по окончании 9 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
4.8. В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим направлениям:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
4.9.Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
4.10. Учащиеся 9-11-х классов могут выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, согласовав их с руководителями проекта.
4.11. Ежегодно в общеобразовательном учреждении должна проводится Общешкольная научно-практическая конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов.
4.12. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Классификация проектов:
Исследовательские проекты - деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
Информационные проекты – этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории.
Прикладные проекты- отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
Ролевые, игровые проекты - в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Социальный проект – проект, направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп.
Технологический проект (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
Бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
д) Мультимедийный продукт, Чертеж изделия, Модель изделия, Бизнес-план.Газета, видеофильм, статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление зала. Электронное учебное пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
4.13. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
4.14. Порядок оформления проекта
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Оформление проекта оформляется в соответствии с ниже перечисленными требованиями:
Проект должен содержать в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
1. Титульный лист должен содержать наименование и принадлежность учреждения, название проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дату и место написания проекта.
2. Введение включает в себя:
Анализ ситуации и обоснование актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым или предстоит сделать целевой группе проекта, его автору в данных условиях, почему выполнение именно этого проекта своевременно для автора проекта или группы благополучателей проекта.
На основании анализа формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия формулируется проблема («дерево» проблем) на решение которой направлено выполнение проекта.
Определяются объект и предмет исследования.
Формулируется цель проекта («дерево» целей) - заранее спрогнозированный результат, который можно измерить.
Определяются задачи по достижению цели проекта.
Формулируется гипотеза работы.
3. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный или практический. Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.
4. Заключение. Делается вывод, достигнута ли автором цель проекта. Если цель не достигнута, указываются причины. Указывается результат- эффект проекта, экономический или социальный. Оценивается подтверждение или опровержение гипотезы.
5. Список использованной в проекте литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Например. Беспалько В.П.. Слагаемые педагогической технологии.- М., 2012.
6. Проект выполняется в соответствии со следующими требованиями:
шрифт 14, интервал полуторный, страницы нумеруются в правом нижнем углу. Компьютерная презентация выполняется в соответствии с требованиями оформления презентаций.
4.15. Защита проектов.
Защита проектов производится публично, в виде устной или компьютерной презентации. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности (Приложение №1).
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
4.16. Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезаурса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования, выдвигается гипотеза проекта.
1.4. Определение цели проекта
2 этап. Аналитический.
2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта
2.2.Анализ подобранной информации
2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального)
3 этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации
4.2. Защита (презентация проекта)
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта
5. Критерии оценки проектной работы
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности (Приложение №2)
Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего проектную деятельность
В составе методической службы школы проектной деятельностью руководит заместитель директора по УВР. На него в рамках проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:
6.1.Оказание методической и консультационной помощи педагогам школы, ведущим занятия по проектной деятельности, ведение мониторинга качества обученности учащихся.
6.2.Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного обеспечения.
6.3.Формирование проектных групп на основе списков учащихся, являющимися исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп. Проведение консультаций в ходе проектной деятельности. Координация усилий всех членов проектной группы.
6.4.Обеспечение организационно- педагогических усилий для творческого роста учащихся в сфере избранной ими темы. Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях.
Функциональные обязанности руководителя проектной группы
На руководителя проектной группы (учителя) возлагаются следующие функциональные обязанности:
7.1.Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.
7.2.Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения.
7.3.Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.
7.4.Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.
7.5.Своевременное внесение в журнал проведенных в соответствии с нагрузкой консультационных часов.
7.6.Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, оказание помощи учащимся в подготовке к презентации проектов.
Приложение 1
к Положению о проектной деятельности
Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой – представляет работу).
– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для выступления, 3–10 минут (точное время устанавливается ежегодным локальным документом, посвященным организации и проведению общешкольной конференции-конкурса, и зависит от количества работ, участвующих в конкурсе, и планируемой продолжительности итогового этапа конференции).
– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.
– В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.).
– К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого конкурса.
– Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
Приложение 2
к Положению о проектной деятельности
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
|
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза
Г. Г. Шумейко
_________________________
приказ от _________ № ____
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной научно-практической конференции обучающихся
Общие положения.
1.1 Школьная научно-практическая конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию учащихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора и познавательной активности учащихся.
1.2 Школьная научно-практическая конференция (далее НПК) проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе.
1.4 НПК учащихся проводится в два этапа.
Первый этап: защита научно-исследовательских работ по классам, где осуществляется отбор лучших проектов для участия в заключительном этапе.
Второй этап: финал.
1.5 Проектная деятельность является обязательной работой для учащихся классов ФГОС.
Цель и задачи школьной научно-практической конференции.
2.1. Целью НПК является: привлечение внимания и повышение мотивации учащихся и педагогов к исследовательской и проектной работе.
2.2. Задачами НПК являются:
содействие интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них навыков научно-исследовательской деятельности;
выявить работы учащихся для возможного представления на окружных, городских, региональных и международных конкурсах проектных и научно-исследовательских работ;
активизация поисковой и научно-практической деятельности обучающихся;
популяризация и пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности.
Подготовка и проведение НПК.
3.1 Срок проведения НПК утверждаются приказом директора школы.
3.2 Участниками конференции являются учащиеся 1-11 классов.
3.3 Общее руководство НПК осуществляет заместитель директора по УВР.
3.7 Жюри.
3.7.1 Список жюри утверждается приказом директором школы.
3.7.2 На каждой научной секции работает экспертная комиссия (жюри) в составе не менее трех человек из числа представителей высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, общественности, специалистов в области образования, науки и культуры.
3.7.3 Работу жюри по каждой секции возглавляет председатель.
3.7.4 Полномочия жюри:
осуществляет экспертную оценку публичной защиты научно- исследовательских работ обучающихся;
составляет протокол по итогам публичной защиты научно- исследовательской работы;
обобщает итоги НПК.
3.8 На каждого участника экспертной комиссией заполняется экспертная карта участника, куда заносится оценка работы и процедуры ее защиты в виде баллов и учитывается при подведении итогов работы конференции.
3.9 Материалы, направленные на НПК, не возвращаются. Авторам работ не передаются рецензии, экспертные карты, протоколы жюри. Причины отклонения работ и присуждения наград, как правило, не сообщаются.
Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательских работ.
4.1 На НПК принимаются научные, исследовательские, прикладные и творческие работы. Рефераты не принимаются.
4.2 Работы должны быть выполнены обучающимися самостоятельно, содержать новые научные, инженерные, исследовательские или прикладные результаты. Автор может представить на конференцию только одну работу. У работы не может быть более трех авторов.
4.3 Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной. Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей.
4.4 Типовая структура исследовательской работы.
Титульный лист. Оглавление. Введение. Основная часть. Заключение. Список литературы. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
4.5 Требования к оформлению разделов работы.
4.5.1 Титульный лист.
Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит: название образовательного учреждения; тему работы; сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс); сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, специализация; наименование населенного пункта; год выполнения работы.
4.5.2 Введение.
Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более двух страниц. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются. Введение содержит: актуальность темы исследования, краткий обзор изученной научной литературы и источников, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, научная новизна исследования, характеристика методов исследования и практическая значимость исследования.
4.5.3 Основная часть.
Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавия, выражающие основное содержание работы, его суть. Главы основной части работы должны соответствовать оглавлению и указанным в оглавлении страницам работы. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации. Объем основной части работы – не более 10-12 страниц.
4.5.4 Заключение.
Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
4.6 Научно-исследовательская работа должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.
Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman на белой бумаге (формат А4) на одной стороне листа.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
Размер полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см; Текст печатается через 1 интервал; Абзац – 1,25 см.
Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям;
Название главы печатается полужирным шрифтом заглавными буквами, выделение глав из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала.
В текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок...».
4.10 Требования к оформлению приложений.
Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.
Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложение» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
Приведенные выше правила оформления являются рекомендацией, но не строгим требованием. При оценке представленных на НПК работ оценивается общая эстетичность и единство оформления, но не строгое выполнение указанных правил.
Работа на заключительном этапе.
5.1 Учащиеся выступают с докладами о своих результатах перед учителями, специалистами и своими сверстниками. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы присутствующих. Доклад и защита сопровождаются демонстрацией материалов, иллюстрирующих выполненную работу.
5.2 В день защиты работы представляются в устной форме, сопровождающиеся компьютерной презентацией (PowerPoint). Технику для компьютерной презентации обеспечивает общеобразовательное учреждение.
5.3 На выступление по представлению своей работы участнику дается 5-7 минут, на выступление при обсуждении – до 2 минут. Участникам НПК необходимо иметь при себе напечатанный экземпляр текста своей работы.
Подведение итогов и награждение победителей.
6.1 Общий балл участников НПК складывается из суммы двух оценок – экспертной оценки научно-исследовательской работы и экспертной оценки публичной защиты работы.
6.2 По окончании работы научной секции проводится заседание экспертной комиссии, на котором выносится решение о победителе и призерах. Все решения экспертной комиссии заносятся в итоговый протокол и подписываются членами экспертной комиссии.
6.3 Победители и призеры НПК определяются по каждой секции отдельно.
Список победителей и призеров НПК утверждается директором школы.
6.4 По окончании работы победителям (1 место) и призерам (2-3 место) вручаются дипломы. Кроме того, все участники НПК получают сертификат участника.
6.5 Специальные призы могут также учреждаться предприятиями, организациями, учреждениями, заинтересованными юридическими и (или) физическими лицами.
Приложение 3
СЕРТИФИКАТ
выдан___________________________________________________,
учаще______ _____ класса «___» МБОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза Г. Г. Шумейко, участнику ___ школьной научно-практической конференции «Организация проектной деятельности обучающихся при реализации ФГОС»
Директор МБОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза Г. Г. Шумейко ____________
ФИО
20__г.