паспорт проекта:
Целью моей работы является: изучение истории развития резных наличников, знакомство с видами наличников.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
1)Сбор информации об истории и видах резных наличников.
2)Знакомство с узорами на современных наличниках;
3)Поиск литературного материала, связанного с наличниками.
Аннотация проекта:
Издавна на Руси применялась домовая резьба для оформления различных частей дом. И в настоящее время это искусство не утратило своей актуальности. Чаще обращаются люди к прошлому, чтобы использовать старинные традиции в современном домостроении. Если фасад - лицо дома, то окна, как его глаза нуждаются в украшении. Такой элемент как наличники важен для образа дома в целом, так как без наличников архитектура дома кажется незавершенной. В прежние времена в России каждый дом выделялся особенным украшением –наличниками. Несмотря на то, что в настоящее время уже ни один хозяин своего дома не вкладывает определенный смысл в этот элемент декора, не старается кружевной вязью рассказать прохожему о людях, проживающих в доме, наличник остается необходим. Более того, сегодня смысл наличника трактуется намного шире, гораздо более разнообразными стали узоры. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Большую часть сведений по данной теме я находила в Интернете, так как книг о наличниках мало.
План проекта:
I. Введение………………………………………………………………
II. Основная часть………………………………………………………..
1. История развития резных наличников………………………………
2. Виды наличников…………………………………………….………
3. Современные наличники……………………………………………
4. Литературный материал о наличниках……………………………...
III. Результаты работы. Выводы.…………………………………………
Литература……………………………………………………………..
I. Введение
Кружево наличников, голубые ставенки.
В деревеньку русскую забреду я странником.
У плетня скамеечка притулилась ласково.
Привечай, хозяюшка, хлебушком, да сказкою.
(Ирина Котельникова)
У каждого из нас есть место, где мы живем, где живет наша семья. Называют это место одним словом - дом. Название одно, но у каждого из нас дом свой, отличающийся от домов других. А какая истории бревенчатого дома, в которых выросли ваши родители, бабушки, дедушки, ваши предки. В жизни русского человека было много радостей: голубое небо над головой, пахучая земляника в лесу, роса на траве. А значит и то, что человек делает своими руками, должно всех радовать. И дома, конечно, в первую очередь. Русские люди понимали жизнь только так, и поэтому выглядела их изба величественно и нарядно. Как украшали свои жилища наши предки? Каждый уважающий себя хозяин любил свой дом и старался, чтобы дом был красив и внутри, и снаружи. По внешнему виду избы судили о хозяевах. Недаром о нерадивом хозяине говорили «хоромы кривые, сани лубяные, слуги босые, собаки борзые».Избу наши предки очеловечивали, считали живой. Поэтому фасад – переднюю часть еще называли лицом. Планки на крыше, образующие угол, называли причелины (от слова «чело» - лоб), световые отверстия – окна (от старого «око» - глаз), выступ над окнами –лобная доска, украшения вокруг «очелье», вокруг окон наличники, т.е на лице дома. А еще дом украшали подзор, конек и полотенце.
Особое внимание уделялось окнам. Оконный проем для обитателей избы – это не только «окно в мир» и «белый свет», а еще защита от дурного глаза. Обрамляли окна наличники, которые украшались символами восходящего солнца, воды. Резное деревянное кружево делало окошко веселым и приветливым. Но главное назначение наличников – не пропускать в дом нечистого духа. Растительный узор, птицы или звери с человеческими лицами приносили в дом богатый урожай, считались символами плодородия. Проблемная ситуация. В настоящее время мы в повседневной жизни окружены стандартными домами, особенно это видно в больших городах. Идя по улице города видим высокие серые однообразные «коробки» многоэтажек. Они все похожи друг на друга. А так хотелось бы, чтобы дома были украшением любого города, села, чтобы каждый из них был индивидуален, восхищал своей красотой, выдумкой, неповторимостью. Так хотелось бы сделать нашу жизнь яркой и красочной! Дерево – это материал близкий русскому народу. Домовая резьба или украшение жилища резьбой по дереву — давняя традиция русского зодчества. Когда-то на элементах домовых конструкций разными способами вырезались символы и знаки-обереги, защищавшие хозяев от злых сил. Сегодня резьба является декоративным элементом, способным преобразить унылые типовые постройки.
Так что же такое наличник? – это
1. Накладная планка на дверном или оконном проѐме.
2. Металлическая пластинка со скважиной для ключа.
(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)
НАЛИЧНИК, декоративное обрамление оконного проема. Состоит обычно из фронтона, 2 вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части; часто украшается резьбой (особенно в деревянной архитектуре). (Большой Энциклопедический словарь)
II. Основная часть
1. История развития резных наличников
Проходя вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто
видишь лицо, живое и выразительное.
Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, ноналичники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей. Что же заставило в старину русского крестьянина, у которого жизнь была нелегкой, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
ЖИВОЕ ДЕРЕВО
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему? Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах. Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
ТАНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц. Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу? Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться.
БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
На Руси считалось, что окна - это глаза дома. Поэтому на наличники делался особый акцент. Декор одних окон прост, других - сложен. Но, если присмотреться, во многих наличниках есть одинаковые элементы. Это так называемые обереги. Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня . Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни. Так, считается, что дракон в декоре наличника - это своеобразный оберег от злых сил. Наиболее часто встречается в декоре окна цветочный орнамент. Растительный орнамент является символом цветущей природы. Стойки наличника, как правило, оканчиваются капельками, птичьими лапками. Особую нарядность наличнику придают подвески или так называемые ушки. Они располагаются под карнизом. В основе их чаще всего лежит мотив свисающего колокольчика или тюльпана, растительный побег. Верх наличника нередко называют кокошником. Он в основном самый нарядный.
народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
В некоторых узорах деревянной резьбы появляется советская символика, например, серп и молот, звезда. В наше время многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, макетах, что бы будущее поколение имело представление, в каких домах жили их предки.
2. Виды резных наличников.
Фронтоны и наличники на окнах часто украшали при помощи глухой рельефной резьбы, узор которой формируется вырезкой рельефного орнамента без сквозных отверстий в изделии. Но наибольшее распространение получила прорезная (ажурная, пропильная) резьба. Элементы ее орнаментов образуются сквозными пропилами. Разновидность прорезной — накладная резьба. По этой технологии выпиленный отдельно узор накладывают на основную деталь — основание. Использование накладной резьбы имеет ряд преимуществ для начинающих. Во-первых, ею можно украсить стандартные деревянные наличники (или другие элементы конструкции) без риска испортить функциональную деталь. Во-вторых, элементы орнамента вырезают по отдельности, используя более мелкие заготовки. В-третьих, в качестве материала допустимо использовать не только дерево, но также пластик или даже металл.
резьба
очелье
Подоконная доска
Причелины:
Вид и и форма
Наиболее выразительная часть наличника – это очелье. Очелье или Навершие - неотъемлемая часть оконных наличников, расположенная в верхней его части. Навершие служит не только для украшения окна, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость. По его форме наличники можно разделить на три вида:
1. Наличники с угловым очельем
2.Наличники с полукруглым очельем;
3.Наличники с прямоугольной доской.
Очелье
угловая
очелье
полукруг
Прямоугольная доска
Наличники можно разделить на виды и по резьбе.
1. Наличники с геометрической резьбой;
2.Наличники с рельефной резьбой;
3.Наличники с плосковыемчатой резьбой.
Р
Вид резьбы
езьба
рельефная
плосковыемчатая
геометрическая
Подоконная доска может иметь разнообразный вид:
4. Современные наличники
Современный наличник помимо декоративных функций несѐт и определенную функциональную нагрузку: закрывать собой щель между стеной и коробкой двери или окна. В настоящее время производятся наличники из дерева самых разных пород, и именно от материала зависят их качественные свойства. Существуют на современном рынке и наличники из других материалов (например, пластика), однако, конкурировать с натуральным деревом не может ни один из них. Наличники обязательно изготавливаются точно по нужным размерам, а иначе они не справятся ни со своими декоративными задачами, ни с защитными функциями. Рассматривая фотографии современных резных наличников можно удивляться разнообразию их узоров, это связано и с тем, что появилось много электротехники для обработки дерева, но и ручной труд имеет огромное значение при изготовлении наличников. Современные города и поселки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора. Причем, в различных областях можно наблюдать совершенно различные стили оформления домов резьбой по дереву. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном,при украшении дома, применяется пропильная или иначе - прорезная резьба по дереву, а также ее разновидность - накладная резьба.
4. Литературный материал, связанный с наличниками
Есть на земле неведомые страны,
Есть дом в селе, в котором я живу,
Его не смывают океаны,
Он шпилем не уходит в синеву.
Обыкновенный домик деревянный,
Широкогруд, плечист, жизнелюбив.
Не так, чтоб прост, не так, чтоб очень важный
Он чем-то на особицу красив.
Котельникова И.
Литературного материала, связанного с наличниками не много. Предлагаю тот материал, который был найден мной в Интернете, книгах и различных публикациях.
Шило Н. А
Окно деревенское в раме наличника
Напоминает кокошник девичий.
Застыла в узоре, мастером выстроганная,
Мечта о чуде, вслух им не высказанная.
Словно застывшая чудная музыка,
Или жар-птицы волшебные крыла
Ласкают взор, когда идешь по сельской улице,
Родной России резные кружева. .
За поворотом...
Слова Котельниковой И.
1.За поворотом откроется взору
Купол часовенки над родником,
Где кружевами резные узоры
Выткал умелец виток за витком.
Старый монах, заглянув прямо в душу,
Словно родному, предложит ночлег.
И, почерпнув родниковую - кружкой,
Скажет: -Усталость сними, человек.
Припев:
Родники России
И зимой не стынут.
Загляну в небесные,
Синие глаза.
В родники святые
Смотрится Россия.
В родниках - молитвы
Светлая слеза.
2.Здесь тишину шум дорог не нарушит.
Тропкой заветной приходят пешком,
Чтобы омыться и высказать душу,
И прикоснуться к преданью веков.
Станет легко, как бывает лишь в детстве.
В жизни у каждого есть поворот, 21
Где Небесам открывается сердце.
Есть родничок, что в дорогу зовѐт.
Припев.
Я уйду в кружева деревянных "оков"...
Надежда Буранова
Я уйду в кружева деревянных "оков",
откажусь от бетонной "свободы".
Заберусь в эти книги ушедших веков,
где историй –на долгие годы.
Сквозь прозрачную вязь постаревших страниц,
словно в кущах небесного сада,
я увижу волшебных, диковинных птиц,
ожерелья цветов. И отрада
прибежит в мое сердце веселой волной
от высокой светелки и фриза.
Будут солнце и звезды сиять надо мной,
над ажуром резного карниза.
Александр Кожейкин
Волжский есть городок. Если лучик зари
начинает гулять по карнизам,
то резьба, словно книга, с людьми говорит,
и порой преподносит сюрпризы.
То затеет неспешный с тобой разговор -
замелькают знакомые лица,
то покажет медведя, то в хитрый узор
заплетѐт хитроумно жар-птицу.
Заиграет волной и предъявит письмо -
непонятные знаки такие.
Я спрошу: "Кто придумал твоѐ волшебство?"
И резьба мне ответит: "В России..."
Кружево наличников
Котельникова И.
1. Кружево наличников, голубые ставенки.
В деревеньку русскую забреду я странником.
У плетня скамеечка притулилась ласково.
Привечай, хозяюшка, хлебушком, да сказкою.
Про цветочек аленький, царство тридевятое
Расскажи мне, бабушка, за чаѐчком с мятою.
Расскажи про чудище, да напой старинную
Длинную мелодию, русскую, былинную.
Припев:
"Жили-были" - при'сказка, сказка - впереди,
А восторг не высказать, замерло в груди.
Сказочка-присказочка, как ты хороша
Деревеньки маленькой русская душа!
2.За окном румянится зорюшка-вечерница.
Мне сегодня, бабушка, в сказки больше верится.
В ивушки плакучие вдоль-над речкой плавною.
В домик твой приветливый с голубыми ставнями.
В палисад с черѐмухой, да лесной смородиной.
В деревеньку русскую в самом сердце Родины.
Кружево наличников, голубые ставенки.
В деревеньке сказочной вечеряю странником.
Наличники
Ольга Фокина
Мы едем – двое журналистов,
Один фотограф и шофер –
В село: к дояркам, трактористам,
Чтоб вызвать их на разговор.
Об их победах, срывах, бедах
Нам нужно сделать «разворот».
Редактор, кстати, посоветовал:
«Пусть говорит живой народ.
Необходимо откровение,
Долой туман вокруг села!»
...И мы азартно, с вдохновением
Эксплуатируем «козла».
Вдыхаем запахи лесные,
Горячий кофе в чайной пьем,
В сельмаге ложки расписные,
По-детски радуясь, берем:
Они на солнце золотятся,
Они, как радуга, цветут!
Они в Москве не залежатся,
И тут их «пришлые» берут.
Фотограф, резвый и усатый,
Дорвался тоже – будь здоров!
Фотографирует фасады
Старинных рубленых домов:
Резной балкон, резной наличник,
Резной – на охлупне – конек...
Фотограф счастлив: «Преотлично!
Удачный выдался денек!»
Его азарт передается,
И в продолжении пути
Теперь все чаще раздается:
«Стой! Отсними! Не пропусти!»
...Но не узор наивно-милый
И не искусная резьба 23
Мой взгляд, поймав, остановила
Обыкновенная изба.
Как пальцы, черные в суставах
От пропитавшей их земли,
В сучках и ссадинах, корявые
Прижаты к окнам горбыли:
Как будто хочет заслониться,
Отгородиться от людей
Или сквозь землю провалиться
От любопытных и судей...
Стоит! А пальцев не хватает,
Чтоб удержать тоску в глазах,
И из-под пальцев вытекает
Такая горько-голубая,
Такая крупная слеза...
Машина – мимо, мимо, мимо!
Стучу шоферу: «Погоди!»
Молю: «Фотограф, делай снимок,
Гляди, наличники, гляди!»
Она была не на отшибе,
Не с краю русского села,
Изба, в которой жить да жить бы, –
Ведь на век строена была!
Не зря хозяин так любовно
Углы обшил и обровнял
И лесом пахнущие бревна
Одно к другому подогнал;
Не зря наличники покрасил
Заветным нежно-голубым,
Да, по всему, не сбылся праздник,
И над трубой не вьется дым.
Кругом не тронуты сугробы,
Блестит на бревнышках смола...
Какая нежить иль хвороба
Куда хозяев увела?
«Резьба и роспись нынче редки:
Еще год-два – хана всем им:
Рассыплются, как наши предки!
А твой пейзаж – он повторим, –
Ворчал фотограф. – Разве мало
Таких по северным местам?» –
И избу нехотя снимал он,
И отпечатывать – не стал...
Выходит свежая газета,
И о деревне говорит,
Но в ней ни слова нет об этом...
И у меня душа болит.
Живой итог живых ошибок 24
Не замолчишь, не спрячешь в тень:
Изба стоит не на отшибе,
А в центре наших деревень:
Как пальцы, черные в суставах
От пропитавшей их земли,
В сучках и ссадинах, костлявые
Прижаты к окнам горбыли.
Но пальцев явно не хватает,
Чтоб удержать тоску в глазах,
И из-под пальцев вытекает
Такая горько-голубая,
Такая крупная слеза!
Наличники
Лариса Кириллина
В резных наличниках домишки
хранят старинное тепло,
не пряча ремесла излишки
за равнодушное стекло,
спасающее от истленья,
но отторгающее свет
душевного прикосновенья
к мирам, которых больше нет –
где предки жили-поживали
и не роптали на судьбу,
и как царевну украшали
древесным кружевом избу,
где утицей рядился ковшик,
и в ступке измельчали соль,
и выли бабы по усопшим,
и заговаривали боль.
Старый дом
Татьяна Каминная
Палисадник, некогда ухоженный,
Весь травою сорною зарос,
Но ещѐ любуются прохожие
Красотой цветущих белых роз.
Облупились, выцвели наличники,
Что смотрелись будто кружева,
А со всех сторон теснят кирпичные
Двух- и трехэтажные дома.
Печь, давно остывшая, потрескалась
И забыла запах пирогов.
Домовой грустит за занавескою.
Ну а больше в доме - никого.
Доживает дом деньки последние
И, скрипя ночами, тихо ждѐт:25
Может быть, объявятся наследники.
Жизнь тогда по-новому пойдѐт.
Только вот они не объявляются -
Никому не нужен старый дом -
По квартирам новым разъезжаются.
Дом, скорей всего, пойдет на слом.
Войны пережил и лихолетье.
Мирных дней не сможет пережить.
Долго дух хозяина последнего
Будет над обломками кружить…
Эх, напрасно я драматизирую:
Новому, видать, пришѐл черѐд.
Лучше старый дом сфотографирую-
Пусть на фотографии живет.
Марина Князева
Пестрые домики, где живет старина,
Ставни, наличники с дивной резьбою,
Под деревянным мостом - серебрится река…
Олег Бурдуков
Пропильный декор деревянных избушек,
Резные наличники, кисти и фриз
Тепло оживляют уютностью кружев
Давно обветшалый, щемящий эскиз.
Мною было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы. Были заданы такие вопросы:
1.Обращаете ли вы внимание на наличники, когда идете по улице?
2.Какие дома вам больше нравятся: с наличниками или без них?
3.Имеет ли ваш дом резные наличники?
4.Хотели бы вы, чтобы окна вашего дома украшали резные наличники?
5.Хотели бы вы сами создать эскиз или сделать наличники для своего дома?
6.Какой узор вы бы выбрали для своих наличников?
Я выявила, что многие учащиеся обращают внимания на наличники домов. Всем нравятся
дома с наличниками, но, к сожалению, в нашем селе таких домов мало. Большинство хотели, чтобы окна их домов украшали резные наличники - это даѐт надежду на то, что в будущем домовая резьба будет модной.
III. Результаты работы. Выводы.
В результате работы над проектом я узнала много нового из истории и видах наличников, о процессе изготовления и особенностях резьбы, познакомилась с узорами на современных наличниках, попыталась разделить наличники на виды разными способами. нашла литературный материал, связанный с резными наличниками.
Было проведено анкетирование и сделаны выводы: многие школьники положительно относятся к наличникам и хотели бы украсить ими свой дом- это даѐт надежду, что в будущем традиция украшать свой дом резными наличника возродиться и станет модной!
Сделанное мною изделие получилось очень красивым и интересным.
А закончить я хочу упражнением «Пожелание вашему дому»:
- Руки над головой в виде крыши – Достаток вашему дому;
- Руки образуют «окно» - Много света вашему дому;
- Глаза вверх – Мир вашему дому;
- Глаза вниз – Спокойствие вашему дому;
- Глаза вправо – Добро вашему дому;
- Глаза влево – Любовь вашему дому;
- Глаза прямо – Благополучие вашему дому.
Литература.
1) Федотов – «Волшебный мир дерева» Москва. Просвещение. 1987год.
2) В. Г. Буринов – «Домовая резьба» Москва. 1993год.
3) А. С. Хвороселов, С. Н. Новиков – «Журнал» Москва. Просвещение. 1991год.
4) История русского искусства: В 2-х томах. 3 книгах. Учебник. М., Изобраз. искусство,
1979. 1980 гг
5) Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. - СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское
отделение, 1993. - 287 с., илл. - Научное издание.
6) Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. Современная версия.М.: «Эксмо», 2002. - 847 с., ил.
7) Язычество Древней Руси. – М.: Наука", 1987. – 478 с.
8)Барадулин В. А. Художественная обработка дерева: - М. : Легкопромбытиздат, 1986. – 264/data/files/x1533704234.doc (наличники)с.
9)Осипенко В. А. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2006. – 112 с.: ил.
Интернет ресурсы
1. www.shushara.ru
2. http://www.magazindomov.ru/2010/10/20/derevyannye-nalichniki-rossii/
3. gardenweb.ru › reznoi-nalichnik-okna
4. domovaja-resba.narod.ru
5. www.perunica.ru/.../665-krestyanskaya-izba-i-domovaya-rezba-nalichniki. htm
6. www.latynin.ru/books/folkart/russianfolkart.html
7. galich44.ru › index.php?option=com_content…view…
8. diy.ru › dom_i_uchastok…woodwithwork/base/dekor…
Петренко Наталья Борисовна
Осина Светлана Николаевна
Накипова Занфира Харисовна