Проектная работа "Опыты по проращиванию семян растений"
Экологический проект «Опыты по проращиванию семян растений»
Автор проекта - Столетова Ирина Леонидовна
Предмет, возраст учащихся - окружающий мир, 2 класс.
Характер контактов - внутри класса.
По количеству участников – индивидуальный.
Предметно-содержательная область – долгосрочный монопроект во внеурочное время.
Доминирующая деятельность - исследовательско – познавательная.
Краткая аннотация проекта.
Данный проект предполагает работу учащихся в 2 этапа: «Теоретики» и «Практики». Сначала дети как «Теоретики» отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу, а потом уже как «Практики» путём выполнения практических работ, должны придти к выводу: для развития растений необходимы определенные природные условия: воздух, вода, свет, тепло.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос - что необходимо растениям для развития?
Проблемный вопрос - почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?
Учебные вопросы:
Какая разница между культурными, дикорастущими и комнатными растениями?
Почему их так называют?
Какие из культурных растений более устойчивы к изменениям в природе?
Как получают культурные растения?
Могут ли одни и те же растения жить в любом месте?
Предполагаемые результаты:
Познавательная деятельность: дети отвечают на поставленные вопросы,
опираясь на изученную по теме литературу.
Исследовательская работа: практическая работа по проращиванию
семян и ответ на основополагающий вопрос.
Творческая работа – презентация проекта.
Обеспечение:
печатные материалы: книги, журналы,
материалы ресурсов Интернета,
семена фасоли, предметы для опытов по проращиванию семян
таблицы для записи результатов
лист самооценки для рефлексии
Презентация результатов - предоставление письменных отчетов по каждому этапу работы, показ выращенных растений.
План работы над проектом:
1) Выдвижение проблемного вопроса: Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?
Обсуждение. Ознакомление с темой проекта. Мозговой штурм.
Первоначальные идеи («Мозговой штурм»)
«Что хотели бы узнать, отвечая на вопрос проекта?»
Что вас интересует? Какие знания и представления вы хотели бы уточнить или расширить? Что интересного лично вы могли бы рассказать своим товарищам? Какие у вас рождаются представления, образы о проекте по данной теме? Что бы вы хотели узнать?
Дети выдвигали свои идеи, учитель их записывала на доске в виде «ромашки» («солнышка»).
Помимо тех тем, которые вошли в «ромашку» были и другие предложения:
«Как быстро растут растения?», «Как растения переносят холод?», «Скорая помощь для растений», «При какой температуре можно высаживать растения на улице?», «Как влияет погода на растения?».
Проработка одной идеи:
«Убираем» лишнее из множества первоначальных идей, с объяснением причин. Или, наоборот, добавляем то, что было забыто. Было обсуждено, в каком порядке будем работать над проектом.
Таким образом, решено было оставить следующие подтемы для проектной работы:
Условия, необходимые для прорастания семян
Условия, необходимые для роста и развития растения
2) Ознакомление родителей с темой проекта. Выдача буклетов с описание проекта, его вопросов и плана работы. (Приложение.)
3) Выполнение 1 этапа работы «Теоретики» - сбор материала на тему «Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?». Ответ на данный вопрос оформлялся в виде творческой иллюстрированной работы на листах формата А-4 и сдавалась учителю. Срок – 1 неделя.
4) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 1 «Условия, необходимые для прорастания семян». Срок выполнения – 1 неделя.
Таблица № 1
Условия, необходимые для прорастания семян
№ п\п | Условия для прорастания | Дни наблюдения | |||||
первый | второй | третий | четвертый | пятый | шестой | ||
1. | Семя в сухой тряпочке | | | | | | |
2. | Семя в мокрой тряпочке в тёплом месте | | | | | | |
3. | Семя в стакане с водой | | | | | | |
4. | Семя в мокрой тряпочке в холодном месте | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для прорастания семян?
5) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 2 «Рост растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений?». Срок выполнения – 2 недели.
Таблица № 2
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | |||||||||||||
первый | второй | третий | четвёртый | пятый | шестой | седьмой | восьмой | девятый | десятый | одиннадца-тый | двенадцатый | тринадцатый | четырнадца-тый | ||
1. | Ёмкость с семенем на подоконнике | | | | | | | | | | | | | | |
2. | Ёмкость с семенем в тёмном месте | | | | | | | | | | | | | | |
3. | Ёмкость с семенем в холодном месте | | | | | | | | | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
6) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 3 «Рост растений. Какие произойдут изменения, когда все три ёмкости будут стоять на подоконнике?». Срок выполнения – 8 дней.
Таблица № 3
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения
Какие произошли изменения?
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | ||||||
первый | второй | третий | четвёртый | пятый | шестой | седьмой | ||
1. | Ёмкость с семенем, которая изначально стояла на подоконнике | | | | | | | |
2. | Ёмкость с семенем, которая стояла в тёмном месте | | | | | | | |
3. | Ёмкость с семенем, которая стояла в холодном месте | | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
7) Завершающий этап. Рефлексия. Беседа с детьми (Что получилось? Что понравилось?). Заполнение Листа самооценки.
Лист самооценки (рефлексия)
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом.
1) Искать информацию в книгах, журналах, энциклопедиях.
2) Искать информацию с помощью сети Интернет.
3) Пользоваться электронной энциклопедией.
4) Вести наблюдения.
5) Оформлять результаты своих наблюдений.
6) Пользоваться фотоаппаратом.
7) Обсуждать результаты работы с родителями.
8) Обсуждать результаты работы с учителем.
9) Обсуждать результаты работы с одноклассниками.
10) Задавать вопросы, когда возникают трудности.
11) Просить помощи, когда возникают трудности.
12) Помогать товарищу, когда он об этом просит.
13) Радоваться интересной идее.
14) Радоваться успеху товарища.
15) Видеть необычное в обычном.
Дополни список.
- Что тебе больше всего понравилось, работая над проектом?
- Что вызвало наибольшие трудности, работая над проектом?
Таким образом, выполнив проектную работу, дети не только узнали на теоретическом уровне, как прорастить растение и какие условия для этого необходимы, но и выполнили всё это практически. Помимо таблиц наблюдений и листа самооценки, дети предоставили свои выращенные растения.
Я думаю, что именно на таком практическом уровне, когда дети всё исследовали сами, увидели воочию, испытали множество проблем, но все-таки смогли вырастить своё растение, и рождается любовь к окружающему миру, к природе. Можно надеяться, что, пройдя через трудности, испытанные на личном опыте, дети не станут ломать ветки, рвать цветы, топтать траву. Может быть, кто-нибудь из них впервые возьмёт книгу о природе, попробует самостоятельно что-нибудь вырастить, захочет понаблюдать и исследовать, совершить свои маленькие открытия в природе. А не это ли главная цель экологического воспитания?
Приложение