Проектная работа "Опыты по проращиванию семян растений"

3
0
Материал опубликован 27 August

Экологический проект «Опыты по проращиванию семян растений»

Автор проекта - Столетова Ирина Леонидовна

Предмет, возраст учащихся - окружающий мир, 2 класс.

Характер контактов - внутри класса.

По количеству участников – индивидуальный.

Предметно-содержательная область – долгосрочный монопроект во внеурочное время.

Доминирующая деятельность - исследовательско – познавательная.

Краткая аннотация проекта.

Данный проект предполагает работу учащихся в 2 этапа: «Теоретики» и «Практики». Сначала дети как «Теоретики» отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу, а потом уже как «Практики» путём выполнения практических работ, должны придти к выводу: для развития растений необходимы определенные природные условия: воздух, вода, свет, тепло.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос - что необходимо растениям для развития?

Проблемный вопрос - почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?

Учебные вопросы:

Какая разница между культурными, дикорастущими и комнатными растениями?

Почему их так называют?

Какие из культурных растений более устойчивы к изменениям в природе?

Как получают культурные растения?

Могут ли одни и те же растения жить в любом месте?

Предполагаемые результаты:

Познавательная деятельность: дети отвечают на поставленные вопросы,

опираясь на изученную по теме литературу.

Исследовательская работа: практическая работа по проращиванию

семян и ответ на основополагающий вопрос.

Творческая работа – презентация проекта.

Обеспечение:

печатные материалы: книги, журналы,

материалы ресурсов Интернета,

семена фасоли, предметы для опытов по проращиванию семян

таблицы для записи результатов

лист самооценки для рефлексии

Презентация результатов - предоставление письменных отчетов по каждому этапу работы, показ выращенных растений.

План работы над проектом:

1) Выдвижение проблемного вопроса: Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?

Обсуждение. Ознакомление с темой проекта. Мозговой штурм.

Первоначальные идеи («Мозговой штурм»)

«Что хотели бы узнать, отвечая на вопрос проекта?»

Что вас интересует? Какие знания и представления вы хотели бы уточнить или расширить? Что интересного лично вы могли бы рассказать своим товарищам? Какие у вас рождаются представления, образы о проекте по данной теме? Что бы вы хотели узнать?

Дети выдвигали свои идеи, учитель их записывала на доске в виде «ромашки» («солнышка»).

Помимо тех тем, которые вошли в «ромашку» были и другие предложения:

«Как быстро растут растения?», «Как растения переносят холод?», «Скорая помощь для растений», «При какой температуре можно высаживать растения на улице?», «Как влияет погода на растения?».

t1724786502aa.gif

Проработка одной идеи:

«Убираем» лишнее из множества первоначальных идей, с объяснением причин. Или, наоборот, добавляем то, что было забыто. Было обсуждено, в каком порядке будем работать над проектом.

Таким образом, решено было оставить следующие подтемы для проектной работы:

Условия, необходимые для прорастания семян

Условия, необходимые для роста и развития растения

2) Ознакомление родителей с темой проекта. Выдача буклетов с описание проекта, его вопросов и плана работы. (Приложение.)

3) Выполнение 1 этапа работы «Теоретики» - сбор материала на тему «Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?». Ответ на данный вопрос оформлялся в виде творческой иллюстрированной работы на листах формата А-4 и сдавалась учителю. Срок – 1 неделя.

4) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 1 «Условия, необходимые для прорастания семян». Срок выполнения – 1 неделя.

Таблица № 1

Условия, необходимые для прорастания семян

п\п

Условия

для прорастания

Дни наблюдения

первый

второй

третий

четвертый

пятый

шестой

1.

Семя в сухой тряпочке







2.

Семя в мокрой тряпочке в тёплом месте







3.

Семя в стакане с водой







4.

Семя в мокрой тряпочке в холодном месте







Вывод: какие условия необходимы для прорастания семян?

5) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 2 «Рост растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений?». Срок выполнения – 2 недели.

Таблица № 2

Условия, необходимые для нормального роста и развития растения

п\п


Условия

для роста

и развития

Дни наблюдения

первый

второй

третий

четвёртый

пятый

шестой

седьмой

восьмой

девятый

десятый

одиннадца-тый

двенадцатый

тринадцатый

четырнадца-тый

1.

Ёмкость с семенем на подоконнике















2.

Ёмкость с семенем в тёмном месте















3.

Ёмкость с семенем в холодном месте















Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?

6) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 3 «Рост растений. Какие произойдут изменения, когда все три ёмкости будут стоять на подоконнике?». Срок выполнения – 8 дней.

Таблица № 3

Условия, необходимые для нормального роста и развития растения

Какие произошли изменения?

п\п

Условия

для роста и развития

Дни наблюдения

первый

второй

третий

четвёртый

пятый

шестой

седьмой

1.

Ёмкость с семенем, которая изначально стояла на подоконнике








2.

Ёмкость с семенем, которая стояла в тёмном месте








3.

Ёмкость с семенем, которая стояла в холодном месте








Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?

7) Завершающий этап. Рефлексия. Беседа с детьми (Что получилось? Что понравилось?). Заполнение Листа самооценки.

Лист самооценки (рефлексия)

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом.

1) Искать информацию в книгах, журналах, энциклопедиях.

2) Искать информацию с помощью сети Интернет.

3) Пользоваться электронной энциклопедией.

4) Вести наблюдения.

5) Оформлять результаты своих наблюдений.

6) Пользоваться фотоаппаратом.

7) Обсуждать результаты работы с родителями.

8) Обсуждать результаты работы с учителем.

9) Обсуждать результаты работы с одноклассниками.

10) Задавать вопросы, когда возникают трудности.

11) Просить помощи, когда возникают трудности.

12) Помогать товарищу, когда он об этом просит.

13) Радоваться интересной идее.

14) Радоваться успеху товарища.

15) Видеть необычное в обычном.

Дополни список.

- Что тебе больше всего понравилось, работая над проектом?

- Что вызвало наибольшие трудности, работая над проектом?

Таким образом, выполнив проектную работу, дети не только узнали на теоретическом уровне, как прорастить растение и какие условия для этого необходимы, но и выполнили всё это практически. Помимо таблиц наблюдений и листа самооценки, дети предоставили свои выращенные растения.

Я думаю, что именно на таком практическом уровне, когда дети всё исследовали сами, увидели воочию, испытали множество проблем, но все-таки смогли вырастить своё растение, и рождается любовь к окружающему миру, к природе. Можно надеяться, что, пройдя через трудности, испытанные на личном опыте, дети не станут ломать ветки, рвать цветы, топтать траву. Может быть, кто-нибудь из них впервые возьмёт книгу о природе, попробует самостоятельно что-нибудь вырастить, захочет понаблюдать и исследовать, совершить свои маленькие открытия в природе. А не это ли главная цель экологического воспитания?

Приложение

t1724786502ab.jpg

t1724786502ac.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.